Урок литературы "Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда-то ушла"). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель урока: осмысление глубины художественного текста, постижение авторского замысла.

Задачи:

  • помочь обучающимся целостно представить проект изучения новой темы; создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы;
  • обеспечить условия для развития речи обучающихся, аналитического и логического мышления; способствовать развитию стремления к творческому самовыражению;
  • прививать любовь к литературе как к учебному предмету, воспитывать взаимоуважение.

Формируемые УУД

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД:

  • Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
  • Пользоваться изучающим видом чтения.
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
  • Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
  • Осуществлять анализ и синтез.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
  • Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
  • Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
  • Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты:

  • Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
  • Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Наглядность и оборудование: 1) Учебник “Русский язык” 5 класс Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, М.: Баласс; 2) презентация к уроку; 3) мультимедиапроектор и персональный компьютер.

Ход урока

Название этапа урока и его задачи Деятельность учителя Деятельность обучающихся Планируемые результаты
Организационный момент (самоопределение к деятельности).

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне

Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке …

Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.

– Потому что наступила настоящая весна.

– Сегодня светит солнце.

– Может быть, потому что скоро каникулы?

 
Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Цель: организовать и направить в нужное русло познавательную деятельность обучающихся.

Учитель:

Учитель: Скажите, ребята, а когда вы чувствуете себя особенно счастливыми?

Дети:

- Когда купили что-то, о чём давно мечтал.

- Когда в жизни происходит что-то хорошее.

- Когда мама рядом.

Да, когда мама рядом – это счастье. А что чувствует ребёнок, когда мамы нет? Грусть, одиночество
Какие произведения об одиночестве детей вы можете назвать? Д.Самойлов “Из детства”

В.Берестов “Мама уехала”.

(ученики читают наизусть выразительно стихи данных авторов).

Этап определения темы урока.

Цель: активизировать мыслительную деятельность.

Дома вы прочитали рассказ В. Распутина “Мама куда-то ушла”. Скажите, что общего у всех трёх произведений?

Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Печаль одиноких детей.

 

Одинокий ребёнок в рассказе В.Распутина “Мама куда-то ушла”.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы

Целеполагание.

Цель: повышение мотивации изучения темы.

Учитель: А теперь постарайтесь убедить товарищей, что изучение этого рассказа нам необходимо (приём “оратор”). Обучающиеся, подумав над аргументами, озвучивают их.

(Говорить об одиночестве стоит, потому что ребёнок в одиночестве может совершить отчаянные поступки, как герой данного рассказа).

Целями урока может быть понимание авторского замысла, разговор об одиночестве детей и об опасности ситуации.

 
Запишите тему урока Обучающиеся записывают тему.
Работа с текстом (исследование) Каким чувством проникнут текст рассказа? Докажите это, подчеркнув в тексте ключевые слова. В течение 5 минут дети выделяют слова: никто, тишина, не было, крик, заплакал, больной, болит, боль, одиночество.  
Этап открытия нового знания.

Цель: добиться восприятия, осознания, первичного обобщения, усвоения путей и средств, которые привели к данному обобщению.

Учитель: Давайте поиграем в тонкие и толстые вопросы. Предлагаю записать в тетради по литературе по желанию три тонких или три толстых вопроса. Через несколько минут вы сможете предложить их одноклассникам. Дети формулируют вопросы к тексту.

Тонкие е вопросы, например, могут быть такими:

Кто является героем рассказа?

Какое событие расстроило мальчика?

Что делал мальчик в отсутствие мамы?

Примеры толстых вопросов:

Почему у героя рассказа нет имени?

Любил ли герой игрушечного зайца? Какие мысли автор высказал прямо, а какие спрятал между строк? Почему так тяжела была встреча мальчика с одиночеством? Изменился ли он душевно после этого случая и как именно? (класс отвечает на вопросы).

Познавательные

УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Учитель: предположите, каким может быть финал рассказа? Обучающиеся делают свои предположения.
Учитель. Перед вами листы с фишбоуном. Заполните, пожалуйста, его нужными словами.

Проблема, затронутая автором.

Чувства одинокого мальчика.

Действия, которые он совершает.

Вывод.

Учитель: определите идею рассказа

Голова: одиночество.

Верхние кости: грусть, растерянность, ожидание, злость.

Нижние кости: плачет, слоняется по квартире, зовёт маму, хитрит, проявляет агрессию по отношению к любимой игрушке.

Хвост (вывод): одиночество ребёнка может развить в нём нехорошие качества и привести к необдуманным поступкам..

Ребёнок не должен надолго оставаться один.

Физминутка
Выход на новый уровень осмысления текста.

Цель: Видение концептуальной информации.

Учитель: скажите, в обществе есть проблема одиноких детей?

Учитель: Предлагаю к просмотру довольно печальный ролик об одиноких детях.

Дети: Да, есть. У некоторых детей погибают родители, некоторых детей бросают.

Ученики смотрят видеоролик. Высказываются о содержании.

 
Групповая работа

Цель: Построение нового способа действия.

Учитель: Предлагаю сформировать три группы, для того чтобы осмыслить свои эмоции и предложить обществу проект выхода из сложившейся ситуации. Работа в группах.

1. Художники рисуют иллюстрации к рассказу.

2. Писатели создают эссе о впечатлении от рассказа.

3. Проектировщики создают проект помощи детям, попавшим в ситуацию, сходную с изложенной в рассказе. На работу отводится 5-7 минут.

Обучающиеся знакомят одноклассников с результатами работы.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Этап рефлексии. Оценивание.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Учитель: за что мы можем похвалить себя сегодня? Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

Поняли ли вы замысел автора? Какой выход из ситуации вы видите?

 

 

 

Ученики поднимают карточки.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Оцените уровень своей работы на уроке. Низкая активность – красная карточка, средняя – жёлтая, высокая – зелёная.

Учитель: какую оценку вы бы поставили себе за урок?

Ученики оценивают свою работу
Домашнее задание Учитель: задание на выбор:

Дома составьте синквейн по впечатлениям от произведения “Мама куда-то ушла”.

Нарисуйте свою семью.

  Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Приложение 1

Приложение 2