Цели урока: Дать представление о своеобразии личности поэта, его творчества. Анализируя стихотворения Владимира Маяковского, обобщить представление учащихся о творческом методе поэта. Путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме. Анализируя стихотворения, создать у учащихся целостное представление о поэтическом мире поэта. Продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений. Создать образовательную ситуацию для постижения природы поэтического слова В. Маяковского.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Технология: организация научно-исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.
Оборудование: раздаточный материал с включением вопросов и заданий (стихотворения, вопросы к стихотворениям).
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в поэтический мир Владимира Маяковского.
Путешествие будет необычное. Мы будем не просто читателями стихотворений поэта, но актерами и зрителями того необычного поэтического спектакля, который создает поэт. Для начала путешествия необходимо вспомнить поэтические правила Маяковского.
2. Действия учащихся. Несколько учащихся читают поэтические правила, остальные записывают в тетради.
Поэтические правила поэта В. Маяковского: “выкрик вместо напева, грохот барабана вместо колыбельной песни”. Основная сила и энергия Маяковского. “Звуковое качество поэтической вещи” в технической обработке стиха. Разговорная интонация в стихах и главный способ общения с массой через стих. “Безошибочное вбивание ритма” в толпу. Традиция маршей и речевок. Новая стихия “петербургской улицы”. Разговорный язык в поэзии и поэзия в разговорном языке.
Законы физики и “глаз-щуп” поэта: ракурс, угол зрения, фокусное расстояние, безразличие к цвету и чувственной прелести мира. Поэт, художник и режиссер.
Сценичность стихов и “приемы действия” в лирике В. Маяковского. “Прерванная традиция” трубадуров и менестрелей в поэзии В. Маяковского. Западноевропейская мистерия и мистерия-буфф поэта. Эффект и зрелищность метафор Маяковского.
3. Слово учителя. Вспомним понятие футуризм.
4. Звучат ответы. Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма “Красный сахар”). Название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
5. Слово учителя. Что такое футуризм для Маяковского. Маяковский и футуризм.
6. Действия учащихся: некоторые учащиеся озвучивают тезисы, остальные записывают.
Футуризм возник как альтернатива символизму. “Пощечина общественному вкусу” - вызов, рассчитанный на скандал.
Призыв сбросить с Парохода современности Пушкина, толстого, Достоевского – не более чем прием, направленный на обновление литературы. Современники увидели в манифесте лишь оскорбительные ноты всей литературе прошлого.
Выступление футуристов на различных площадках сопровождались скандалами. Развязная, вызывающая манера поведения, грубый юмор в перепалке с аудиторией.
Футуристы проявляли интерес к материальной культуре города: урбанистические, городские мотивы четко зазвучали уже в первых стихах Маяковского.
В 1913 г. футуристы предпринимают поездку по России, чтобы внедрить в сознание людей новое искусство. Их выступления сопровождались скандалами, полицейскими запретами.
Остроумие Маяковского, бьющие наотмашь реплики-ответы на “каверзные” вопросы из зала, стихи, выделявшиеся мощной поэтической энергией и яркой, неожиданной метафорой, сделали его самой заметной фигурой в группе футуристов.
В стихах Маяковского поражает необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна. Поражает фантазия поэта, гиперболичность и пластика образов, дерзкая метафоричность, сближающая далекие друг от друга понятия и вещи.
Маяковский смотрит на мир глазами художника, он видит мир в красках, в веществе. Мир, воссозданный поэтом, живет, двигается. Его поэзия насыщена красками природы, его стих гремит, угрожает, насмехается, издевается, поет.
Маяковский хотел быть поэтом толпы. Его стихи – крик отчаяния, чтобы его услышали. Он эпатирует публику своей дерзостью, внешней бравадой.
Учитель. Обратимся к стихотворениям В. Маяковского, ответим на вопросы, создадим собственное мнение о поэтическом мире поэта.
Действия учащихся: читают стихотворения. Отвечают на вопросы. Приложение 1.
Фрагменты ответов учащихся (стихотворение “Ничего не понимают”).
Лирический герой в стихотворении решительный, внешне спокойный, человек с юмором.
Синонимы к слову “рыжий”: ненормальный, наглый, “козел отпущения”.
Создавая образ парикмахера, поэт использует эпитеты: стандартный, гладкий, хвойный.
Стихотворение имеет название “Ничего не понимают” потому, что лирический герой ждет, когда наступит новое время. Он выступает против стереотипов.
Конфликт, на котором строится стихотворение: противостояние героя и толпы, новый мир и старый строй.
Фрагменты ответов учащихся (стихотворение “Эй”).
Междометие “эй” мы используем, когда обращаемся к кому-либо пренебрежительно. Это междометие несет интонацию окрика, превосходства, силы.
Лирический герой снисходительно обращается к России, к человечеству, к каждому отдельно взятому человеку.
Лирическому герою противостоит толпа. При изображении мира и толпы В. Маяковский использует метафоры, сравнения, эпитеты.
Троп “северный ум” - прагматичный, трезвый.
Лирический герой предлагает совершить переворот в сознании людей.
Лирический герой Маяковского кричит, организует толпу ритмом. Человеческое будущее должно ознаменоваться чем-то великим. Надо разорвать рутину, разбередить сердца, кричать в исступлении.
В конце урока учащиеся обсуждают ответы, создают свое собственное представление о поэтическом мире поэта.
Учитель. Наше поэтическое путешествие подошло к концу. подошла к концу. Мы рассмотрели поэтические правила В. Маяковского. Отметили особенность его творческого метода. На примере стихотворений увидели, как поэтическое слово поэта превращается в целый спектакль, как сила и энергия стиха Маяковского вовлекает читателя в диалог с самим поэтом и толпой.
Спасибо за интересное занятие. Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание: написать эссе. Поэтический спектакль Владимира Маяковского (на примере 2-3 стихотворений).
Список литературы.
- Аннинский Л. Красный век. Эпоха и ее поэты. В 2 книгах. Книга 1. М., 2009.
- Дунаев М.М. Православие и русская культура. Т.6.- Москва, 2000.
- Карабчиевский Ю. А. Воскресение Маяковского. – М., 2008.
- Маяковский В. В. Как делать стихи. Сочинение в трех томах, т. 2.- Москва, 1970.
- Маяковский: В.В. pro et contra: Личность и творчество Владимира Маяковского в оценке современников и исследователей: Антология. – СПб, 2006.
- Михайлов А.А. Жизнь Маяковского: Я свое земное не дожил. – М., 2001.
Интернет-ресурсы.
- http://next.feb-web.ru/feb/mayakovsky/,
- http://az.lib.ru,
- http://writerstob.narod.ru,
- http://ru.wikipedia.org/wiki.