Поэтический мир В.В.Маяковского

Разделы: Литература


Цели урока: Дать представление о своеобразии личности поэта, его творчества. Анализируя стихотворения Владимира Маяковского, обобщить представление учащихся о творческом методе поэта. Путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме. Анализируя стихотворения, создать у учащихся целостное представление о поэтическом мире поэта. Продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений. Создать образовательную ситуацию для постижения природы поэтического слова В. Маяковского.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Технология: организация научно-исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.

Оборудование: раздаточный материал с включением вопросов и заданий (стихотворения, вопросы к стихотворениям).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в поэтический мир Владимира Маяковского.

Путешествие будет необычное. Мы будем не просто читателями стихотворений поэта, но актерами и зрителями того необычного поэтического спектакля, который создает поэт. Для начала путешествия необходимо вспомнить поэтические правила Маяковского.

2. Действия учащихся. Несколько учащихся читают поэтические правила, остальные записывают в тетради.

Поэтические правила поэта В. Маяковского: “выкрик вместо напева, грохот барабана вместо колыбельной песни”. Основная сила и энергия Маяковского. “Звуковое качество поэтической вещи” в технической обработке стиха. Разговорная интонация в стихах и главный способ общения с массой через стих. “Безошибочное вбивание ритма” в толпу. Традиция маршей и речевок. Новая стихия “петербургской улицы”. Разговорный язык в поэзии и поэзия в разговорном языке.

Законы физики и “глаз-щуп” поэта: ракурс, угол зрения, фокусное расстояние, безразличие к цвету и чувственной прелести мира. Поэт, художник и режиссер.

Сценичность стихов и “приемы действия” в лирике В. Маяковского. “Прерванная традиция” трубадуров и менестрелей в поэзии В. Маяковского. Западноевропейская мистерия и мистерия-буфф поэта. Эффект и зрелищность метафор Маяковского.

3. Слово учителя. Вспомним понятие футуризм.

4. Звучат ответы. Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти  (поэма “Красный сахар”). Название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.

5. Слово учителя. Что такое футуризм для Маяковского. Маяковский и футуризм.

6. Действия учащихся: некоторые учащиеся озвучивают тезисы, остальные записывают.

Футуризм возник как альтернатива символизму. “Пощечина общественному вкусу” - вызов, рассчитанный на скандал.

Призыв сбросить с Парохода современности Пушкина, толстого, Достоевского – не более чем прием, направленный на обновление литературы. Современники увидели в манифесте лишь оскорбительные ноты всей литературе прошлого.

Выступление футуристов на различных площадках сопровождались скандалами. Развязная, вызывающая манера поведения, грубый юмор в перепалке с аудиторией.

Футуристы проявляли интерес к материальной культуре города: урбанистические, городские мотивы четко зазвучали уже в первых стихах Маяковского.

В 1913 г. футуристы предпринимают поездку по России, чтобы внедрить в сознание людей новое искусство. Их выступления сопровождались скандалами, полицейскими запретами.

Остроумие Маяковского, бьющие наотмашь реплики-ответы на “каверзные” вопросы из зала, стихи, выделявшиеся мощной поэтической энергией и яркой, неожиданной метафорой, сделали его самой заметной фигурой в группе футуристов.

В стихах Маяковского поражает необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна. Поражает фантазия поэта, гиперболичность и пластика образов, дерзкая метафоричность, сближающая далекие друг от друга понятия и вещи.

Маяковский смотрит на мир глазами художника, он видит мир в красках, в веществе. Мир, воссозданный поэтом, живет, двигается. Его поэзия насыщена красками природы, его стих гремит, угрожает, насмехается, издевается, поет.

Маяковский хотел быть поэтом толпы. Его стихи – крик отчаяния, чтобы его услышали. Он эпатирует публику своей дерзостью, внешней бравадой.

Учитель. Обратимся к стихотворениям В. Маяковского, ответим на вопросы, создадим собственное мнение о поэтическом мире поэта.

Действия учащихся: читают стихотворения. Отвечают на вопросы. Приложение 1.

Фрагменты ответов учащихся (стихотворение “Ничего не понимают”).

Лирический герой в стихотворении решительный, внешне спокойный, человек с юмором.

Синонимы к слову “рыжий”: ненормальный, наглый, “козел отпущения”.

Создавая образ парикмахера, поэт использует эпитеты: стандартный, гладкий, хвойный.

Стихотворение имеет название “Ничего не понимают” потому, что лирический герой ждет, когда наступит новое время. Он выступает против стереотипов.

Конфликт, на котором строится стихотворение: противостояние героя и толпы, новый мир и старый строй.

Фрагменты ответов учащихся (стихотворение “Эй”).

Междометие “эй” мы используем, когда обращаемся к кому-либо пренебрежительно. Это междометие несет интонацию окрика, превосходства, силы.

Лирический герой снисходительно обращается к России, к человечеству, к каждому отдельно взятому человеку.

Лирическому герою противостоит толпа. При изображении мира и толпы В. Маяковский использует метафоры, сравнения, эпитеты.

Троп “северный ум” - прагматичный, трезвый.

Лирический герой предлагает совершить переворот в сознании людей.

Лирический герой Маяковского кричит, организует толпу ритмом. Человеческое будущее должно ознаменоваться чем-то великим. Надо разорвать рутину, разбередить сердца, кричать в исступлении.

В конце урока учащиеся обсуждают ответы, создают свое собственное представление о поэтическом мире поэта.

Учитель. Наше поэтическое путешествие подошло к концу. подошла к концу. Мы рассмотрели поэтические правила В. Маяковского. Отметили особенность его творческого метода. На примере стихотворений увидели, как поэтическое слово поэта превращается в целый спектакль, как сила и энергия стиха Маяковского вовлекает читателя в диалог с самим поэтом и толпой.

Спасибо за интересное занятие. Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: написать эссе. Поэтический спектакль Владимира Маяковского (на примере 2-3 стихотворений).

Список литературы.

  1. Аннинский Л. Красный век. Эпоха и ее поэты. В 2 книгах. Книга 1. М., 2009.
  2. Дунаев М.М. Православие и русская культура. Т.6.- Москва, 2000.
  3. Карабчиевский Ю. А. Воскресение Маяковского. – М., 2008.
  4. Маяковский В. В. Как делать стихи. Сочинение в трех томах, т. 2.- Москва, 1970.
  5. Маяковский: В.В. pro et contra: Личность и творчество Владимира Маяковского в оценке современников и исследователей: Антология. – СПб, 2006.
  6. Михайлов А.А. Жизнь Маяковского: Я свое земное не дожил. – М., 2001.

Интернет-ресурсы.

  1. http://next.feb-web.ru/feb/mayakovsky/,
  2. http://az.lib.ru,
  3. http://writerstob.narod.ru,
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki.