Мотивационный блок (6 мин) |
Учитель. Ребята, послушайте музыкальный фрагмент. Знакома ли вам эта музыка? Определите жанр произведения и автора музыки.
Звучит фрагмент Полонеза A-durФ.Шопена. Учащиеся узнают знакомое им произведение и называют композитора.
Учитель. В каком характере звучит этот полонез, и какие чувства в нём выражены?
Ученики. Торжественно, горделиво, уверенно. Шопен выразил в этой музыке гордость за свою отчизну, которую очень любил.
Учитель. Верно. Именно этот полонез стал музыкальным символом его родины. А какая страна является родиной композитора?
Ученики. Польша. Ф.Шопен – великий польский композитор.
Учитель. А что вы ещё знаете о Шопене?
Ученики. Вынужден был покинуть родину, страдал, умер на чужбине. Любимый инструмент – фортепиано.
Учитель. Прежде чем мы продолжим разговор о Ф.Шопене, я предлагаю вам прочитать в учебнике стихотворение польского поэта А.Граши «Горсть земли». О чем говорится в этом стихотворении? Обратите внимание, как его автор называет Ф.Шопена.
Ученики. Это стихотворение о Шопене, о его трагической судьбе.
Учитель. По прочтении этого стихотворения возникает важный вопрос, который должен обозначить проблему и стать главным вопросом нашего урока.
Я предлагаю каждой группе сформулировать свой вариант проблемного вопроса и предложить классу.
Группы вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся записывают
главный вопрос урока (проблему урока):
Почему Ф.Шопена называли поэтом? В чём значимость его творчества?
Учитель. Итак, почему Шопена называли поэтом? Ведь он писал музыку, а не стихи. Каким образом мы сможем ответить на этот вопрос?
Ученики. Нам необходимо больше узнать о жизни и творчестве композитора, а главное, послушать и проанализировать как можно больше его произведений.
Учитель. Конечно, но сначала сформулируем тему нашего урока. И поможет нам в этом поэтические строки А.Граши.
Каждая группа вносит своё предложение, и после корректировки класс формулирует и записывает
тему урока: «Гармонии задумчивый поэт!»
|
Аналитический (практический блок) –
(20 мин) |
Учитель. Следующий этап нашей работы называется «Музыкальный калейдоскоп». Мы послушаем 7 фрагментов из уже знакомых вам (по 4 классу) фортепианных произведений Ф.Шопена. Пьесы будут звучать не все сразу, а блоками по 2-3 фрагмента. Наша задача – определить произведения, проанализировать и сравнить музыкальные образы, характер музыки и средства музыкальной выразительности. При этом мы будем заполнять на интерактивной доске сравнительную таблицу. Эту же таблицу каждый из вас может найти, пройдя по ссылке (даётся ссылка в dnevnik.ru) и по желанию заполнить её самостоятельно.
(В ситуации отсутствия планшетов у детей, можно раздать каждому заранее распечатанные бланки таблиц для заполнения).
Анализируя каждое произведение Шопена необходимо постоянно отмечать сходство его музыки с поэтической речью (тонкая фразировка, нюансы, агогика и т.д.).
Учитель. Приступаем к первому блоку.
Звучат фрагменты:
- Ноктюрн f-moll;
- Этюд №12 «Революционный».
Учащиеся определяют названия, вспоминают некоторые сведения о данных произведениях, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый индивидуально.
Примерная таблица:
1 блок
Жанр
Произведение |
Характер, настроение |
Особенности муз.языка |
Ноктюрн f-moll |
Лирический, мечтательный; созерцание, размышление, спокойное повествование |
Мелодия волнообразная, без скачков, тонкая фразировка постоянно изменяющиеся темп и динамика |
Этюд №12 |
Взволнованность, гнев, возмущение, негодование,
отчаяние |
Бурные стремительные пассажи в быстром темпе, громкая динамика, пунктирный ритм, призывные интонации. |
Общие черты |
Написаны для фортепиано;
Подвижная динамика, темповые отклонения. Сходство с поэтической речью. |
Учитель. Приступаем ко второму блоку.
Звучат 2 прелюдии:
Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый индивидуально.
Примерная таблица:
2 блок
Жанр
Произведение |
Характер, настроение |
Особенности муз. языка |
Прелюдия №7 |
Светлая, нежная, лирическая, грациозная, танцевальная,
мечтательная |
Скачкообразная мелодия, пунктирный ритм, форма периода (2 предложения, 4 фразы) |
Прелюдия №20 |
Мрачная, траурная, напряжённая. Скорбь, сосредоточен-ность, трагичность. |
Тяжёлые аккорды, медленный темп, контраст в динамике (ff -pp), пунктирный ритм. |
Общие черты |
Написаны для фортепиано, один жанр, тонкая фразировка. Сходство с поэтической речью. |
После работы над 2 блоком, учитель предлагает учащимся ещё раз послушать Прелюдию №7 и продирижировать, выделяя жестами 3 долю, тонкую фразировку и «живое дыхание» музыки.
Учитель. Приступаем к третьему блоку. Он состоит из трёх фрагментов. Над этим блоком вы будете работать по группам
Звучат 3 произведения:
- Полонез A-dur
- Мазурка №1 B-dur
- Вальс №7 h-moll
Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу сообща в каждой группе, после чего сверяют результат перед классом, дополняя сведения.
Примерная таблица:
3 блок
Жанр
Произведение |
Характер, настроение |
Особенности муз.языка |
Полонез A-dur |
Празднично, торжественно решительно, горделиво, как пламенная речь оратора |
Призывные интонации, аккордовый склад, упругий ритм, мажорный лад, трёхдольность |
Мазурка №1
B-dur |
Лёгкая, блестящая, грациозная, порхающая |
Взлетающая вверх мелодия, выделение 3 доли, темповое и динамическое разнообразие |
Вальс №7
h-moll |
Плавность, мечтательность, взволнованность, лёгкое кружение |
Вьющаяся мелодия, трёхдольная пульсация, нарастание звучности и затихание |
Общие черты |
Написаны для фортепиано, танцевальные жанры, тонкая фразировка, близость к фольклору. Сходство с поэтической речью. |
После работы над 3 блоком, учитель предлагает учащимся прочитать ещё одно стихотворение, написанное под впечатлением музыки Ф.Шопена – «Вальс» Л.Озерова.
Учитель. Какому произведению посвятил поэт свои строки? Что значит для него эта музыка?
Ученики. Это стихотворение посвящено Вальсу №7 Ф.Шопена, музыка которого стала целым миром, открытым в «сплетенье нотных строк».
Учитель. С чем сравнивает Л.Озеров музыку Ф.Шопена?
Учащиеся зачитывают сравнительные словосочетания из стихотворения: «как вешний ветерок», «как трепетанье птичьих крыл», «как мир, который я открыл», «как облако в голубизне», «как родничок в траве», «как сон, что вижу наяву», «как весть о том, что я живу…»
Учитель. Ребята, теперь вы понимаете, какое большое значение имела музыка Ф.Шопена для поэтов А.Граши и Л.Озерова. Именно в ней они черпали своё вдохновение. Но чем же музыка Ф.Шопена была им так близка?
Ученики. В музыке Ф.Шопена выражены чувства, настроения, мысли и мечты, близкие многим людям.
Учитель предлагает исполнить песню «Желание» на сл.С.Витвицкого. Во время работы над песней ребята отмечают сходство с мазуркой, близость интонаций к польскому фольклору, добиваются правильной фразировки, соблюдая тонкости агогики и нюансов.
Учитель. Ребята, мы видим, что музыка Шопена очень многогранна: произведения разных жанров, многообразие музыкальных образов. Но что объединяет все эти произведения? Посмотрите на нашу таблицу и определите характерные черты музыки композитора.
После согласования в группах приходят к общему выводу:
- Почти все произведения написаны для фортепиано
- Одухотворённость, яркое выражение чувств и настроений
- Близость к польскому фольклору
- Выразительность музыкального языка (тонкая фразировка, разнообразие динамических оттенков и частые изменения темпа).
Все эти черты сближают музыку с поэзией.
Учитель. Правильно. Значит, теперь мы сможем ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему Ф.Шопена называли поэтом?»
ВЫВОД:
Музыка Ф.Шопена одухотворённая, чувственная, постоянно изменяется, как бы дышит, и похожа на живую поэтическую речь. |