Бинарный урок (музыка + литература) на тему "Ф.Шопен. Гармонии задумчивый поэт". 5-й класс

Разделы: Литература, Музыка

Класс: 5


Цель урока:

Глубже осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей;
Расширить представления учащихся о творчестве Ф.Шопена.

Задачи:

Образовательная:  рассмотреть связь музыки и литературы на основе стихов А.Граши, Л.Озерова, С.Витвицкого и произведений Ф.Шопена; выявить особенности музыкального языка композитора.

Развивающая: развивать внимание, мышление,   певческие способности учащихся.

Воспитательная: воспитывать  эмоциональный отклик на музыку и художественно-образное мышление учащихся.

Планируемые результаты для ученика:

Личностные  
Ученик научится  эмоционально воспринимать музыку Ф.Шопена, понимать ценность его творчества для мировой музыкальной культуры.
Ученик получит возможность научиться сопереживать, развивать музыкальный вкус и отзывчивость на музыку.

Предметные
Ученик научится определять жанры инструментальной музыки, понимать средства музыкальной выразительности
Ученик получит возможность научиться: сравнивать средства музыкальной выразительности разных жанров, правильно исполнять музыкальное произведение.

Метапредметные
Личностные  
Ученик научится проводить самооценку в процессе рефлексии, проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;
Ученик получит возможность научиться  воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.
Познавательные
Ученик научитсяоперировать отдельными специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса; находить в учебнике необходимую информацию, выделять главную мысль.
Ученик получит возможность  научиться  анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы, самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов и исполнителей.
Регулятивные
Ученик научится  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей, определять и формулировать  тему и проблему урока.
Ученик получит возможность  научиться проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.
Коммуникативные
Ученик научится сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения музыкального произведения, работать в группе, в паре.
Ученик получит возможность  научиться излагать своё мнение в монологе, полилоге, аргументируя его и подтверждая фактами.

Понятийный аппарат

Основные понятия, изучаемые на уроке:
темп, агогика, фермата, динамика, динамические оттенки, мазурка, вальс, полонез, этюд, ноктюрн, прелюдия.
Опорные понятия, термины:
лирическое стихотворение, инструментальная музыка, жанры, миниатюра.

Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска,  фортепиано.

Музыкальный материал

Произведения Ф.Шопена:
Полонез A-dur (фрагмент);
Прелюдия №7 Es-dur,  Прелюдия №20 с-moll;
Вальс №7 h-moll (фрагмент);
Мазурка №1 B-dur (фрагмент);
Этюд №12 «Революционный» (фрагмент);
Ноктюрн f-moll (фрагмент)
«Желание» на сл. С.Витвицкого.

Виды деятельности

Хоровое пение,  пластическое интонирование, слушание музыки, дирижирование, анализ музыкального произведения, поиск и обработка информации.

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная,  групповая.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Организационный блок
(2 мин)

Ход урока

Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
Музыкальное приветствие. Распевание.
Распределение на 4 группы, организация рабочего пространства.

Мотивационный блок (6 мин)

Учитель. Ребята, послушайте музыкальный фрагмент. Знакома ли вам эта музыка? Определите жанр  произведения и автора музыки.
Звучит фрагмент Полонеза A-durФ.Шопена.
Учащиеся узнают знакомое им произведение и называют композитора.
Учитель.  В каком характере звучит этот полонез, и какие чувства в нём выражены?
Ученики.  Торжественно, горделиво, уверенно. Шопен выразил в этой музыке гордость за свою отчизну, которую очень любил.
Учитель. Верно. Именно этот полонез стал музыкальным символом его родины. А какая страна является родиной композитора?
Ученики. Польша. Ф.Шопен – великий польский композитор.
Учитель.  А что вы ещё знаете о Шопене?
Ученики.  Вынужден был покинуть родину, страдал, умер на чужбине. Любимый инструмент – фортепиано.
Учитель. Прежде чем мы продолжим разговор о Ф.Шопене, я предлагаю вам прочитать в учебнике стихотворение польского поэта А.Граши «Горсть земли». О чем говорится в этом стихотворении? Обратите внимание, как его автор называет Ф.Шопена.
Ученики.  Это стихотворение о Шопене, о его трагической судьбе.
Учитель. По прочтении этого стихотворения возникает важный вопрос, который должен обозначить проблему и стать главным вопросом нашего урока.
Я предлагаю каждой группе сформулировать свой вариант проблемного вопроса и предложить классу.
Группы  вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся записывают
главный вопрос урока (проблему урока):  
Почему Ф.Шопена называли поэтом? В чём значимость его творчества?
Учитель.  Итак, почему Шопена называли поэтом? Ведь он писал музыку, а не стихи. Каким образом мы сможем ответить на этот вопрос?
Ученики. Нам необходимо больше узнать о жизни и творчестве композитора, а главное, послушать и проанализировать как можно больше его произведений.
Учитель. Конечно, но сначала сформулируем тему нашего урока. И поможет нам в этом поэтические строки А.Граши.
Каждая группа вносит своё предложение, и после корректировки  класс формулирует и записывает
тему урока: «Гармонии задумчивый поэт!»

Информационный блок 
(6 мин)

Учитель.   Итак, нам необходима информация о жизни и творчестве Ф.Шопена. Для этого вам необходимо выполнить групповые задания.
Учитель предлагает каждой группе пройти по ссылкам (даются ссылки)  и найти следующую информацию:
1 группа.  Краткая биографическая справка о Ф.Шопене.
2 группа. Многообразие инструментальных  жанров в творчестве Ф.Шопена. Фортепианные миниатюры.
3 группа.  Инструментальные жанры: прелюдия, ноктюрн, этюд.
4 группа.  Инструментальные жанры: полонез, мазурка, вальс. После ознакомления с информационным материалом представители от каждой группы сообщают сведения классу.

Аналитический (практический блок) –
 (20 мин)

Учитель. Следующий этап нашей работы называется «Музыкальный калейдоскоп». Мы послушаем 7 фрагментов из уже знакомых вам (по 4 классу) фортепианных произведений Ф.Шопена. Пьесы  будут звучать не все сразу, а блоками по 2-3 фрагмента. Наша задача – определить произведения, проанализировать и  сравнить музыкальные образы, характер музыки и средства музыкальной выразительности.  При этом мы будем заполнять на интерактивной доске сравнительную таблицу. Эту же таблицу каждый из вас может найти, пройдя по ссылке (даётся ссылка в  dnevnik.ru) и по желанию заполнить её самостоятельно.
(В ситуации отсутствия планшетов у детей, можно раздать каждому  заранее распечатанные бланки таблиц  для заполнения).
Анализируя каждое произведение Шопена необходимо постоянно отмечать  сходство его музыки с поэтической речью (тонкая фразировка, нюансы, агогика и т.д.).
Учитель. Приступаем к первому блоку.
Звучат фрагменты:

  • Ноктюрн f-moll;
  • Этюд №12 «Революционный».

Учащиеся определяют названия, вспоминают некоторые сведения о данных произведениях, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый индивидуально.
Примерная таблица:
1 блок

Жанр
Произведение

Характер, настроение

Особенности муз.языка

Ноктюрн  f-moll

Лирический, мечтательный; созерцание, размышление, спокойное повествование

Мелодия волнообразная,  без скачков, тонкая фразировка постоянно изменяющиеся темп и динамика

Этюд №12

Взволнованность, гнев, возмущение, негодование,
отчаяние

Бурные стремительные пассажи в быстром темпе, громкая динамика, пунктирный ритм, призывные интонации.

Общие черты

Написаны для фортепиано;
Подвижная динамика, темповые отклонения. Сходство с поэтической речью.

Учитель. Приступаем ко второму блоку.
Звучат 2 прелюдии:

  • Прелюдия №7
  • Прелюдия №20

Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый индивидуально.
Примерная таблица:
2 блок

Жанр
Произведение

Характер, настроение

Особенности муз. языка

Прелюдия №7

Светлая, нежная, лирическая, грациозная, танцевальная,
мечтательная

Скачкообразная  мелодия, пунктирный ритм, форма периода (2 предложения, 4 фразы)

Прелюдия №20

Мрачная, траурная, напряжённая. Скорбь, сосредоточен-ность, трагичность.

Тяжёлые аккорды, медленный темп, контраст в динамике (ff -pp), пунктирный ритм.

Общие черты

Написаны для фортепиано, один жанр, тонкая фразировка. Сходство с поэтической речью.

После работы над 2 блоком,  учитель предлагает учащимся ещё раз послушать Прелюдию №7 и продирижировать, выделяя жестами 3 долю, тонкую фразировку и «живое дыхание» музыки.

Учитель. Приступаем к третьему  блоку. Он состоит из трёх фрагментов. Над этим  блоком вы будете работать по группам
Звучат 3 произведения:

  • Полонез A-dur
  • Мазурка №1 B-dur
  • Вальс №7 h-moll

Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу сообща  в каждой группе, после чего сверяют результат перед классом, дополняя сведения.
Примерная таблица:
3 блок

Жанр
Произведение

Характер, настроение

Особенности муз.языка

Полонез A-dur

Празднично, торжественно решительно, горделиво,  как пламенная речь оратора

Призывные интонации, аккордовый склад, упругий ритм, мажорный лад, трёхдольность

Мазурка №1
B-dur

Лёгкая, блестящая, грациозная, порхающая

Взлетающая вверх мелодия, выделение 3 доли, темповое и динамическое разнообразие

Вальс №7
h-moll

Плавность, мечтательность, взволнованность, лёгкое кружение

Вьющаяся мелодия, трёхдольная пульсация, нарастание звучности и затихание

Общие черты

Написаны для фортепиано, танцевальные жанры, тонкая фразировка, близость к  фольклору. Сходство с поэтической речью.

После работы над 3 блоком,  учитель предлагает учащимся прочитать ещё одно стихотворение, написанное под впечатлением музыки Ф.Шопена – «Вальс» Л.Озерова.
Учитель. Какому произведению посвятил поэт свои строки? Что значит для него эта музыка?
Ученики. Это стихотворение посвящено Вальсу №7 Ф.Шопена, музыка которого стала целым миром, открытым в «сплетенье нотных строк».
Учитель. С чем сравнивает Л.Озеров музыку Ф.Шопена?
Учащиеся зачитывают сравнительные словосочетания из стихотворения:  «как вешний ветерок», «как трепетанье птичьих крыл», «как мир, который я открыл», «как облако в голубизне», «как родничок в траве», «как сон, что вижу наяву», «как весть о том, что я живу…»
Учитель. Ребята, теперь вы понимаете, какое большое значение имела музыка Ф.Шопена для поэтов А.Граши и Л.Озерова. Именно в ней они черпали своё вдохновение. Но чем же музыка Ф.Шопена была им так близка?
Ученики. В музыке Ф.Шопена выражены чувства,  настроения, мысли и мечты, близкие многим людям.
Учитель предлагает исполнить песню «Желание» на сл.С.Витвицкого. Во время работы над песней ребята отмечают сходство с мазуркой, близость интонаций к польскому фольклору, добиваются правильной фразировки, соблюдая тонкости агогики и нюансов.
Учитель. Ребята, мы видим, что музыка Шопена очень многогранна: произведения  разных жанров, многообразие музыкальных образов. Но что объединяет  все эти произведения? Посмотрите на нашу таблицу и определите характерные черты музыки композитора.
После согласования в группах приходят к общему выводу:

  • Почти все произведения написаны для фортепиано
  • Одухотворённость, яркое выражение чувств и настроений
  • Близость к польскому фольклору
  • Выразительность музыкального языка (тонкая фразировка, разнообразие динамических оттенков и частые изменения темпа).

Все эти черты сближают музыку с поэзией.
Учитель. Правильно. Значит, теперь мы сможем ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему Ф.Шопена называли поэтом?»

ВЫВОД:
Музыка Ф.Шопена одухотворённая,  чувственная, постоянно изменяется, как бы дышит, и похожа на живую  поэтическую речь.

Закрепление и применение новых знаний и способов действий

ЗАДАНИЕ:
Выбрать произведения Ф.Шопена для озвучивания стихотворений:
      А.Граши «Горсть земли»
      Л.Озеров «Вальс»
Задание выполняется по группам. Каждая группа предлагает свой вариант  озвучивания.
Самоконтроль учащихся во время работы в группах. Коррекция.

Оценочный блок (2 мин)

 Учитель подводит итог, благодарит рабочие группы и просит детей  оценить выступавших учащихся от каждой группы, а также оценить свою работу в группе.

Рефлексия
(2 мин)

Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?
Что можете сказать о выполнении задания?
В чем вы испытывали затруднения?
Поделиться своими впечатлениями предлагается на форуме группы «Мир музыки» в  dnevnik.ru  

Информация о домашнем задании по выбору
(2 мин)

Б.- составить кроссворд «Жанры фортепианной музыки  в творчестве Ф.Шопена» в программе MimioStudio
П. – написать небольшое сочинение «Мир, который я открыл» в Word (о наиболее понравившемся произведении Ф.Шопена) и разместить его на странице домашнего задания по музыке в dnevnik.ru.
В. – подготовить в группе музыкально-литературную композицию «Гармонии задумчивый поэт» (чтение стихов с презентацией в PowerPoint из 10 слайдов с фотографиями, репродукциями  и звуковыми файлами).

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕСУРСЫ:

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. УМК «Музыка» 5 класс