|
Мотивационный блок (6 мин)
|
Учитель. Ребята, послушайте музыкальный
фрагмент. Знакома ли вам эта музыка? Определите жанр
произведения и автора музыки.
Звучит фрагмент Полонеза
A-durФ.Шопена.
Учащиеся узнают знакомое им произведение и называют
композитора.
Учитель. В каком характере звучит этот
полонез, и какие чувства в нём выражены?
Ученики. Торжественно, горделиво, уверенно.
Шопен выразил в этой музыке гордость за свою отчизну, которую очень
любил.
Учитель. Верно. Именно этот полонез стал
музыкальным символом его родины. А какая страна является родиной
композитора?
Ученики. Польша. Ф.Шопен – великий польский
композитор.
Учитель. А что вы ещё знаете о Шопене?
Ученики. Вынужден был покинуть родину,
страдал, умер на чужбине. Любимый инструмент – фортепиано.
Учитель. Прежде чем мы продолжим разговор о
Ф.Шопене, я предлагаю вам прочитать в учебнике стихотворение
польского поэта А.Граши «Горсть земли». О
чем говорится в этом стихотворении? Обратите внимание, как его
автор называет Ф.Шопена.
Ученики. Это стихотворение о Шопене, о его
трагической судьбе.
Учитель. По прочтении этого стихотворения
возникает важный вопрос, который должен обозначить проблему и стать
главным вопросом нашего урока.
Я предлагаю каждой группе сформулировать свой вариант проблемного
вопроса и предложить классу.
Группы вносят свои предложения, и после корректировки
учащиеся записывают
главный вопрос урока (проблему урока):
Почему Ф.Шопена называли поэтом? В чём значимость его
творчества?
Учитель. Итак, почему Шопена называли
поэтом? Ведь он писал музыку, а не стихи. Каким образом мы сможем
ответить на этот вопрос?
Ученики. Нам необходимо больше узнать о жизни и
творчестве композитора, а главное, послушать и проанализировать как
можно больше его произведений.
Учитель. Конечно, но сначала сформулируем тему
нашего урока. И поможет нам в этом поэтические строки А.Граши.
Каждая группа вносит своё предложение, и после корректировки
класс формулирует и записывает
тему урока: «Гармонии задумчивый
поэт!»
|
|
Аналитический (практический блок)
–
(20 мин)
|
Учитель. Следующий этап нашей работы называется
«Музыкальный калейдоскоп». Мы послушаем 7
фрагментов из уже знакомых вам (по 4 классу) фортепианных
произведений Ф.Шопена. Пьесы будут звучать не все сразу, а
блоками по 2-3 фрагмента. Наша задача – определить произведения,
проанализировать и сравнить музыкальные образы, характер
музыки и средства музыкальной выразительности. При этом мы
будем заполнять на интерактивной доске сравнительную таблицу. Эту
же таблицу каждый из вас может найти, пройдя по ссылке (даётся
ссылка в dnevnik.ru) и по желанию заполнить её
самостоятельно.
(В ситуации отсутствия планшетов у детей, можно раздать
каждому заранее распечатанные бланки таблиц для
заполнения).
Анализируя каждое произведение Шопена необходимо постоянно отмечать
сходство его музыки с поэтической речью (тонкая фразировка,
нюансы, агогика и т.д.).
Учитель. Приступаем к первому блоку.
Звучат фрагменты:
- Ноктюрн
f-moll;
- Этюд №12 «Революционный».
Учащиеся определяют названия, вспоминают некоторые сведения о
данных произведениях, заполняют таблицу на интерактивной доске и
каждый индивидуально.
Примерная таблица:
1 блок
Жанр
Произведение |
Характер, настроение
|
Особенности муз.языка
|
|
Ноктюрн f-moll
|
Лирический, мечтательный; созерцание, размышление, спокойное
повествование
|
Мелодия волнообразная, без скачков, тонкая фразировка
постоянно изменяющиеся темп и динамика
|
|
Этюд №12
|
Взволнованность, гнев, возмущение, негодование,
отчаяние
|
Бурные стремительные пассажи в быстром темпе, громкая динамика,
пунктирный ритм, призывные интонации.
|
|
Общие черты
|
Написаны для фортепиано;
Подвижная динамика, темповые отклонения. Сходство с поэтической
речью.
|
Учитель. Приступаем ко второму блоку.
Звучат 2 прелюдии:
Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу на интерактивной
доске и каждый индивидуально.
Примерная таблица:
2 блок
Жанр
Произведение |
Характер, настроение
|
Особенности муз. языка
|
|
Прелюдия №7
|
Светлая, нежная, лирическая, грациозная, танцевальная,
мечтательная
|
Скачкообразная мелодия, пунктирный ритм, форма периода (2
предложения, 4 фразы)
|
|
Прелюдия №20
|
Мрачная, траурная, напряжённая. Скорбь, сосредоточен-ность,
трагичность.
|
Тяжёлые аккорды, медленный темп, контраст в динамике (ff -pp),
пунктирный ритм.
|
|
Общие черты
|
Написаны для фортепиано, один жанр, тонкая фразировка. Сходство
с поэтической речью.
|
После работы над 2 блоком, учитель предлагает учащимся ещё
раз послушать Прелюдию №7 и продирижировать, выделяя жестами 3
долю, тонкую фразировку и «живое дыхание» музыки.
Учитель. Приступаем к третьему блоку. Он
состоит из трёх фрагментов. Над этим блоком вы будете
работать по группам
Звучат 3 произведения:
- Полонез
A-dur
- Мазурка №1
B-dur
- Вальс №7
h-moll
Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу сообща в
каждой группе, после чего сверяют результат перед классом, дополняя
сведения.
Примерная таблица:
3 блок
Жанр
Произведение |
Характер, настроение
|
Особенности муз.языка
|
|
Полонез A-dur
|
Празднично, торжественно решительно, горделиво, как
пламенная речь оратора
|
Призывные интонации, аккордовый склад, упругий ритм, мажорный
лад, трёхдольность
|
|
Мазурка №1
B-dur
|
Лёгкая, блестящая, грациозная, порхающая
|
Взлетающая вверх мелодия, выделение 3 доли, темповое и
динамическое разнообразие
|
|
Вальс №7
h-moll
|
Плавность, мечтательность, взволнованность, лёгкое кружение
|
Вьющаяся мелодия, трёхдольная пульсация, нарастание звучности и
затихание
|
|
Общие черты
|
Написаны для фортепиано, танцевальные жанры, тонкая фразировка,
близость к фольклору. Сходство с поэтической речью.
|
После работы над 3 блоком, учитель предлагает учащимся
прочитать ещё одно стихотворение, написанное под впечатлением
музыки Ф.Шопена – «Вальс» Л.Озерова.
Учитель. Какому произведению посвятил поэт свои
строки? Что значит для него эта музыка?
Ученики. Это стихотворение посвящено Вальсу
№7 Ф.Шопена, музыка которого стала целым миром, открытым в
«сплетенье нотных строк».
Учитель. С чем сравнивает Л.Озеров музыку
Ф.Шопена?
Учащиеся зачитывают сравнительные словосочетания из стихотворения:
«как вешний ветерок», «как трепетанье птичьих крыл», «как
мир, который я открыл», «как облако в голубизне», «как родничок в
траве», «как сон, что вижу наяву», «как весть о том, что я
живу…»
Учитель. Ребята, теперь вы понимаете, какое
большое значение имела музыка Ф.Шопена для поэтов А.Граши и
Л.Озерова. Именно в ней они черпали своё вдохновение. Но чем же
музыка Ф.Шопена была им так близка?
Ученики. В музыке Ф.Шопена выражены
чувства, настроения, мысли и мечты, близкие многим
людям.
Учитель предлагает исполнить песню
«Желание» на
сл.С.Витвицкого. Во время работы над
песней ребята отмечают сходство с мазуркой, близость интонаций к
польскому фольклору, добиваются правильной фразировки, соблюдая
тонкости агогики и нюансов.
Учитель. Ребята, мы видим, что музыка Шопена очень
многогранна: произведения разных жанров, многообразие
музыкальных образов. Но что объединяет все эти произведения?
Посмотрите на нашу таблицу и определите характерные черты музыки
композитора.
После согласования в группах приходят к общему
выводу:
- Почти все произведения написаны для фортепиано
- Одухотворённость, яркое выражение чувств и настроений
- Близость к польскому фольклору
- Выразительность музыкального языка (тонкая фразировка,
разнообразие динамических оттенков и частые изменения темпа).
Все эти черты сближают музыку с поэзией.
Учитель. Правильно. Значит, теперь мы сможем
ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему
Ф.Шопена называли поэтом?»
ВЫВОД:
Музыка Ф.Шопена одухотворённая, чувственная,
постоянно изменяется, как бы дышит, и похожа на живую
поэтическую речь.
|