Тип урока: урок изучения нового материала
Цели: выявить особенности пушкинского романтизма, нравственную проблематику и идейно-художественное своеобразие поэмы “Братья-разбойники”.
Задачи:
Обучающие:
- актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах;
- познакомить с творческой историей создания поэмы, определить ее основную мысль;
- учить понимать эпоху и человека в ней, понимать, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры; понимать социальное и художественное значение произведений;
Развивающие:
- создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся,
- совершенствовать умения анализировать лиро-эпическое произведение, способствовать формированию интеллектуальных навыков сравнения, обобщения;
- развивать умение учащихся давать сопоставительную характеристику героя на основе текста произведения, умение определять авторскую позицию, находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в произведении;
- развивать монологическую речь, логическое мышление в процессе анализа произведения.
Воспитательные:
- формировать нравственные ориентиры в распознавании истинных и ложных ценностей;
- способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу;
- воспитывать личность социально значимую, духовно-нравственную.
Методическая оснащённость: текст поэмы, компьютер, экран, проектор, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
1) Беседа. Недавно мы познакомились с понятием – романтизм. Сегодня мы продолжим изучать романтические произведения и будем говорить о поэме А.С. Пушкина “Братья-разбойники”. В.Г.Белинский назвал поэму „Братья-разбойники" неразгаданной вещью. Что он имел в виду? Сможем ли мы разгадать замысел поэта?
- Что вас заинтересовало или заинтриговало при чтении поэмы?
- Какие вопросы, возникшие у вас при чтении поэмы, вы хотели бы обсудить?
- Какой вид анализа литературного произведения вы предлагаете использовать? Почему?
2) Словарная работа: романтизм, поэма.
Что такое романтизм? Когда развивалось данное направление?
Каковы отличительные особенности романтизма? (Самым ценным объявлялась человеческая личность: сильная, смелая, активная, воодушевленная великой целью, готовая на любую жертву ради ее осуществления.)
Романтизм - художественное направление, возникшее в европейской культуре конца 18 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился в Германии, а позднее распространился в Англии, Франции и других странах.
Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность.
Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, к народным поверьям, сказкам.
Поэма — литературный жанр. Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лиро-эпического характера, принадлежащее определённому автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.
- С какими поэмами мы знакомы?
3. Проверка домашней работы.
1) Сообщение учащихся об истории создания поэмы. 2 ученика дома заранее готовили рассказ об истории создания поэмы (презентация).
Весной 1820 года Пушкин был выслан из Петербурга и подвергнут опале: дерзкие стихи и эпиграммы навлекли на него гнев императора Александра I. И если бы не заступничество влиятельных друзей, неизвестно еще, чем бы все обернулось. Пушкин был удален из столицы, получив перевод по службе на юг России. “Петербург душен для поэта, — писал Пушкин. – Я жажду краев чужих, авось полуденный воздух оживит мою душу”.
Своему брату Льву Сергеевичу, Левушке, он писал: “Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался – счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображению, — горы, сады, море”
“Отсюда морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды в Юрзуф... Корабль плыл перед горами, покрытыми тополями, виноградом, лаврами и кипарисами; везде мелькали татарские селения... Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам; тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними; справа огромный Аю-Даг... и кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный...”
Поэма “Братья-разбойники” написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году и основана, по словам автора, на реальных событиях. Она относится к числу так называемых “южных поэм” Пушкина, куда входят также “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан” и “Цыганы”.
“Истинное происшествие подало мне повод написать этот отрывок. В 1820 году, в бытность мою в Екатеринославле, два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись. Их отдых на островке, потопление одного из стражей мною не выдуманы”, - писал А.С. Пушкин Вяземскому 11 ноября 1823 г.
“Братья-разбойники” задуманы были Пушкиным как большое произведение из быта волжских разбойников, получившего художественное воплощение во множестве крестьянских песен, сказок и легенд. Произведение являлось частью задуманной Пушкиным поэмы “Разбойники”, уничтоженной писателем.
11 июня 1823 года он писал А. А. Бестужеву: “Разбойников я сжёг - и поделом. Один отрывок уцелел в руках Николая Раевского, если отечественные звуки: харчевня, кнут, острог — не испугают нежных ушей читательниц Полярной Звезды, то напечатай его. Впрочем, чего бояться читательниц?..”.
Пушкин был недоволен своим произведением, но все же чувствуется, что чем-то оно ему было дорого. И это “что-то” был народный элемент в поэме. Неудача, постигшая Пушкина в его замысле поэмы о разбойниках, многому его научила и определила направление его дальнейших поисков.
2) Погружение в мир пушкинского слога.
Чтение отрывка поэмы наизусть 1 ученицей сопровождается презентацией – природа Кавказа.
Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась.
Какая смесь одежд и лиц,
Племен, наречий, состояний!
Из хат, из келий, из темниц
Они стеклися для стяжаний!
Здесь цель одна для всех сердец —
Живут без власти, без закона.
Меж ними зрится и беглец
С брегов воинственного Дона,
И в черных локонах еврей,
И дикие сыны степей,
Калмык, башкирец безобразный,
И рыжий финн, и с ленью праздной
Везде кочующий цыган!
Опасность, кровь, разврат, обман —
Суть узы страшного семейства;
Тот их, кто с каменной душой
Прошел все степени злодейства;
Кто режет хладною рукой
Вдовицу с бедной сиротой,
Кому смешно детей стенанье,
Кто не прощает, не щадит,
Кого убийство веселит,
Как юношу любви свиданье.
4. Работа в группах (Мозаичные группы).
Мотивация. Мы обладаем достаточным опытом анализа различных произведений, поэтому, мне кажется, вам интереснее попробовать самим разобраться в поставленных вопросах. Для этого я предлагаю вам поработать над произведением в группах, каждая группа будет выполнять свое задание. На выполнение заданий отводится 7 минут. Затем каждая группа расскажет, как проходило ваше исследование и к каким выводам вы пришли. В итоге в конце урока, проанализировав разные аспекты поэмы, мы соберем с вами целостную картину и поймем, идею автора, раскроем его мысли, адресованные нам, читателям, и, может быть, подойдем к раскрытию особенностей пушкинского романтизма.
Задания группам содержат проблемные задачи и вопросы, требующие исследования текста.
1 группа.
- Докажите, что поэма является романтической.
- Соблюдён ли “канон” романтического героя? Как создаётся в поэме атмосфера исключительности происходящего?
- Какая сцена, по вашему мнению, является кульминационной в поэме (или какие сцены)?
2 группа.
- Дайте характеристику героям поэмы: через поступки, отношение к другим людям, чувства, речь, образ жизни. Обратите внимание на художественные детали.
- Что толкнуло братьев на путь преступления?
- Какими они изображены?
3 группа.
- Почему автор сделал героями поэмы разбойников, которые грабят и убивают людей? Определите позицию автора по отношению к этим людям, к их образу жизни. Используйте для этого лексику автора, его оценку происходящего, прием пейзажа, цветопись.
- Докажите позицию автора, используя текст: фразы, ключевые слова. Какова этическая оценка поведения героев?
4 группа.
- Определите тему и идею поэмы. Какие проблемы поднимает автор?
- Докажите, что А.Пушкин в тексте поэмы дает нам нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей.
5 группа.
Почему в окончательном варианте поэмы нет заключительных строк? Подумайте, что изменилось бы в понимании поэмы при включении этих строк в основной текст.
Умолк и буйной головою
Разбойник в горести поник,
И слёз горючею рекою
Свирепый оросился лик.
Смеясь, товарищи сказали:
Зачем о мёртвых вспоминать?
Мы живы: станем пировать,
Ну, потчевай сосед соседа!”
И кружка вновь пошла кругом;
На миг утихшая беседа
Вновь оживляется вином;
У всякого своя есть повесть,
Всяк хвалит меткий свой кистень.
Шум, крик. В их сердце дремлет совесть:
Она проснётся в чёрный день.
Меняется ли ваше отношение к героям, восприятие поэмы?
Можем ли мы говорить об общности героев и их автора?
5. Выступления групп. Обсуждение.
1 группа. Обличительный смысл имеют трагические коллизии, которые романтики видят в жизни. Обнажается трагизм преступлений против совести, чести и морали, трагизм утраты свободы, узничества. Трагическое выступает в особом эстетическом ореоле: оно связано с тайной, с загадками судьбы, окружено романтической ночью со всеми её атрибутами, таинственной луной, ночными тенями и видениями, ночными птицами, странными растениями и т.д.
Центральное место в развитых образцах романтической поэмы принадлежало “герою-преступнику”, изгою, находящемуся в состоянии войны с обществом и нарушающему все его этические законы. Он — жертва общества и мститель ему, и потому вина его осмысляется как трагическая вина.
Центральные эпизоды поэмы - жизнь разбойничьей шайки, судьба двух братьев, тюрьма, жажда освобождения и побег из тюрьмы. Основой художественного замысла поэмы Пушкина является молитва героя, выступающая ценностно-стержневым внутритекстовым элементом.
2 группа. Художественная деталь – это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.
В поэме “Братья разбойники” Пушкин показывает собрание людей ради преступных целей – “для стяжаний”; это “удалых шайка” “без власти, без закона”: “Не стая воронов слеталась / На груды тлеющих костей, /За Волгой, ночью, вкруг огней / Удалых шайка собиралась...” Просто и ярко поэт раскрывает эти “узы страшного семейства”: “Здесь цель одна для всех сердец — / Живут без власти, без закона...”. Все разбойники, собравшиеся ночью “вкруг огней”, представляются “родными” по совершенным ими злодеяниям: “из хат, из келий, из темниц”, “беглец с ... Дона”, “в черных локонах еврей”, “дикие сыны степей”, “калмык”, “башкирец” и так далее.
3 группа. Центральные персонажи поэмы — два брата (“Нас было двое: брат и я...”), которые росли в “чуждой семье”, чьи детские и юношеские годы прошли “не в радость”: в заботах, нужде, презрении. Остро ощущая несправедливость к себе и осознавая себя посторонними в семье и обществе, они преднамеренно решают жить вопреки этическим нормам и Божиим заповедям: “...И согласились меж собой / Мы жребий испытать иной: / В товарищи себе мы взяли / Булатный нож да темну ночь; / Забыли робость и печали, / А совесть отогнали прочь...”, “все наше!”, “все даром”. Образ старца — образ невинноубиенного, принимающего мученическую смерть. А образ младшего брата — это образ убийцы, умоляющего брата “сжалиться”. Но как только вернулись силы, “болезнь ужасная прошла” — возвратилась “тоска по прежней доле”. Дерзкий побег братьев из острога, очередное их злодейство ведут к трагической развязке — внезапной смерти младшего из разбойников.
Ключевые слова помогают понять отношение автора - стая воронов, шайка, тлеющие кости, каменная душа, сны зловещие и т.д.
Композиция: рассказ в рассказе. Один рассказчик – автор, другой – брат.
4 группа. Много тем: тема стремления к свободе, противоречия страстей; тема жизни и смерти, наказания за грехи при жизни. Грехи – гордыня, убийство, зависть, разбой, грешная молитва – автор считает их грешниками. Они блудные сыновья: у них нет родины, дома.
Разбойники наследуют разочарованность и изгнанничество, как в романтизме. Но у Байрона Чайльд-Гарольд – жертва порочного общества, у Пушкина пленник равнодушен ко всему, кроме собственных страданий, страстей и желаний. В характере старшего брата, при всей его жестокости и развратности, видим одно главное чувство — любовь к младшему брату; она, за недостатком добродетели, за отсутствием совести, сдерживает иногда в нем порывы кровожадности.
Но иногда щажу морщины:
Мне жалко резать старика;
На беззащитные седины
Не поднимается рука...
Включение молитвенного эпизода в поэму тесно связано с идеей прощения или милосердия, милости. Она основывается на евангельской заповеди блаженств: “Блаженны милостивые, яко они помилованы будут” (Мф. 5:7).
Пушкин осуждает разбойников за совершенные ими преступления, но иногда кажется, что он и жалеет их.
5 группа. Братья-разбойники преступают Божьи заповеди, но и они ожидают милости для себя по молитвам праведника: “Не мучь его... авось мольба — ми / Смягчит за нас он Божий гнев”. Случай убийства братьями праведного старца — житийный эпизод, включенный в текст поэмы. Он является стержневым и указывает в поэме на возможность покаяния и перерождения даже и героев-разбойников. Таким образом, молитва героя как внутритекстовый элемент становится необходимой составляющей и неотъемлемой частью всего произведения.
Если бы Пушкин включил эти 16 строк в поэму, читатель бы увидел, что никто не готов раскаяться, никто и не думает об этом, даже сам старший брат. Рассказ разбойника – лишь один из десятка таких же историй, которые для развлечения они рассказывают друг другу. Без этих же 16 строк у читателя остается надежда, что разбойники задумаются, поймут греховность своего образа жизни, раскаются.
6. Рефлексия.
Почему В.Г. Белинский назвал поэму “неразгаданной вещью”?
- Какие загадки поэта мы разгадали?
- Актуальна ли поэма в наши дни?
- Сможем ли мы сейчас отметить особенности пушкинского романтизма? Что для этого нужно?
Идея поэмы: нельзя быть счастливым и искать счастья, если ты приносишь несчастье, горе другим людям, преступаешь закон, в том числе Божьи заповеди.
Пушкинская поэма не была одинокой в русской литературе XIX века. Образ разбойника, выражавший протест против рабства, олицетворявший живое стремление к вольности, интересовал передовых дворянских писателей, связанных с декабризмом (А. Бестужев) и его традициями (Лермонтов), революционеров-демократов (Некрасов).
В поэме Пушкина интересуют, прежде всего, не социальные причины разбойничества (они лежат на поверхности), а нравственно-психологические.
“Братьями-разбойниками” Пушкин открыл ряд прошедших сквозь все его творчество произведений, в которых образ разбойника-протестанта, мстителя за социальную неправду, то в виде крепостного, бежавшего с ножом в руках от барской сохи, то в виде дворянина, вооруженным разбоем протестующего против произвола, получил свое художественное воплощение.
В поэме “Братья-разбойники” герои сугубо русские, поэма насыщена просторечными оборотами, словами, фольклорной образностью.
7. Подведение итогов урока.
С “Братьев разбойников” начинается интенсивный процесс выработки Пушкиным своего поэтического языка, использующего все богатство языка “отечественного” и вместе с тем устанавливающего его общенациональную норму. Именно потому Пушкин замечал о “Братьях разбойниках”: “Как слог я ничего лучше не написал”.
У А.С.Пушкина был свой взгляд на романтизм как литературное направление. Романтический период в творчестве Пушкина был коротким, Пушкин развенчивает идею “байронического героя”. Он сказал новое слово в литературе. “Братья-разбойники” отличаются от других романтических поэм своим стилем и языком. Пушкин переходит от романтически приподнятого лирического стиля к живому просторечию, В некоторых местах поэмы Пушкин старается приблизиться к стилю народной песни (стихи “Ах юность, юность удалая”)
Интерес к герою-преступнику будет долго занимать внимание Пушкина, вспомним роман “Дубровский”, впереди нас ждет роман “Капитанская дочка”. Как вы думаете: почему?
“Братья разбойники” - первый, еще романтический опыт постановки и разработки Пушкиным темы народного крестьянского протеста, темы, которая займет такое значительное место в дальнейшем его творчестве. Перед поэтом начинают все настойчивее вставать в качестве основных, актуальнейших вопросов, связанных с “духом века” и настоятельно требующих своего разрешения, с одной стороны, проблема отношений между народом и представителями передового дворянства, с другой - проблема народных движений, роли народа в истории.
События декабря 1825 года очень взволновали Пушкина. Его друзья стали преступниками. Вопросы, можно ли выступить против власти, закона, морали и т.д., не оставят поэта до конца дней и пройдут через все его творчество.
8. Домашняя работа:
- провести сравнительный анализ поэмы Байрона “Корсар” и поэмы А.Пушкина “Братья-разбойники”, найти сходства и отличия (можно оформить в таблице).
- индивидуальное задание 2-3 учащимся: найти элементы фольклора в поэме “Братья-разбойники”.
- работа по желанию: написать эссе “Что заинтересовало меня в поэме “Братья-разбойники”?”