Урок "Неразгаданная вещь" (по поэме А.С.Пушкина "Братья-разбойники")

Разделы: Литература

Класс: 8


Тип урока: урок изучения нового материала

Цели: выявить особенности пушкинского романтизма, нравственную проблематику и идейно-художественное своеобразие поэмы “Братья-разбойники”.

Задачи:

Обучающие:

  • актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах;
  • познакомить с творческой историей создания поэмы, определить ее основную мысль;
  • учить понимать эпоху и человека в ней, понимать, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры; понимать социальное и художественное значение произведений;

Развивающие:

  • создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся,
  • совершенствовать умения анализировать лиро-эпическое произведение, способствовать формированию интеллектуальных навыков сравнения, обобщения;
  • развивать умение учащихся давать сопоставительную характеристику героя на основе текста произведения, умение определять авторскую позицию, находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в произведении;
  • развивать монологическую речь, логическое мышление в процессе анализа произведения.

Воспитательные:

  • формировать нравственные ориентиры в распознавании истинных и ложных ценностей;
  • способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу;
  • воспитывать личность социально значимую, духовно-нравственную.

Методическая оснащённость: текст поэмы, компьютер, экран, проектор, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

1) Беседа. Недавно мы познакомились с понятием – романтизм. Сегодня мы продолжим изучать романтические произведения и будем говорить о поэме А.С. Пушкина “Братья-разбойники”. В.Г.Белинский назвал поэму „Братья-разбойники" неразгаданной вещью. Что он имел в виду? Сможем ли мы разгадать замысел поэта?

  • Что вас заинтересовало или заинтриговало при чтении поэмы?
  • Какие вопросы, возникшие у вас при чтении поэмы, вы хотели бы обсудить?
  • Какой вид анализа литературного произведения вы предлагаете использовать? Почему?

2) Словарная работа: романтизм, поэма.

Что такое романтизм? Когда развивалось данное направление?

Каковы отличительные особенности романтизма? (Самым ценным объявлялась человеческая личность: сильная, смелая, активная, воодушевленная великой целью, готовая на любую жертву ради ее осуществления.)

Романтизм - художественное направление, возникшее в европейской культуре конца 18 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился в Германии, а позднее распространился в Англии, Франции и других странах.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, к народным поверьям, сказкам.

Поэма — литературный жанр. Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лиро-эпического характера, принадлежащее определённому автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.

- С какими поэмами мы знакомы?

3. Проверка домашней работы.

1) Сообщение учащихся об истории создания поэмы. 2 ученика дома заранее готовили рассказ об истории создания поэмы (презентация).

Весной 1820 года Пушкин был выслан из Петербурга и подвергнут опале: дерзкие стихи и эпиграммы навлекли на него гнев императора Александра I. И если бы не заступничество влиятельных друзей, неизвестно еще, чем бы все обернулось. Пушкин был удален из столицы, получив перевод по службе на юг России. “Петербург душен для поэта, — писал Пушкин. – Я жажду краев чужих, авось полуденный воздух оживит мою душу”.

Своему брату Льву Сергеевичу, Левушке, он писал: “Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался – счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображению, — горы, сады, море”

Отсюда морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды в Юрзуф... Корабль плыл перед горами, покрытыми тополями, виноградом, лаврами и кипарисами; везде мелькали татарские селения... Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам; тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними; справа огромный Аю-Даг... и кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный...”

Поэма “Братья-разбойники” написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году и основана, по словам автора, на реальных событиях. Она относится к числу так называемых “южных поэм” Пушкина, куда входят также “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан” и “Цыганы”.

Истинное происшествие подало мне повод написать этот отрывок. В 1820 году, в бытность мою в Екатеринославле, два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись. Их отдых на островке, потопление одного из стражей мною не выдуманы”, - писал А.С. Пушкин Вяземскому 11 ноября 1823 г.

“Братья-разбойники” задуманы были Пушкиным как большое произведение из быта волжских разбойников, получившего художественное воплощение во множестве крестьянских песен, сказок и легенд. Произведение являлось частью задуманной Пушкиным поэмы “Разбойники”, уничтоженной писателем.

11 июня 1823 года он писал А. А. Бестужеву: “Разбойников я сжёг - и поделом. Один отрывок уцелел в руках Николая Раевского, если отечественные звуки: харчевня, кнут, острог — не испугают нежных ушей читательниц Полярной Звезды, то напечатай его. Впрочем, чего бояться читательниц?..”.

Пушкин был недоволен своим произведением, но все же чувствуется, что чем-то оно ему было дорого. И это “что-то” был народный элемент в поэме. Неудача, постигшая Пушкина в его замысле поэмы о разбойниках, многому его научила и определила направление его дальнейших поисков.

2) Погружение в мир пушкинского слога.

Чтение отрывка поэмы наизусть 1 ученицей сопровождается презентацией – природа Кавказа.

Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась.
Какая смесь одежд и лиц,
Племен, наречий, состояний!
Из хат, из келий, из темниц
Они стеклися для стяжаний!
Здесь цель одна для всех сердец —
Живут без власти, без закона.
Меж ними зрится и беглец
С брегов воинственного Дона,
И в черных локонах еврей,
И дикие сыны степей,
Калмык, башкирец безобразный,
И рыжий финн, и с ленью праздной
Везде кочующий цыган!
Опасность, кровь, разврат, обман —
Суть узы страшного семейства;
Тот их, кто с каменной душой
Прошел все степени злодейства;
Кто режет хладною рукой
Вдовицу с бедной сиротой,
Кому смешно детей стенанье,
Кто не прощает, не щадит,
Кого убийство веселит,
Как юношу любви свиданье.

4. Работа в группах (Мозаичные группы).

Мотивация. Мы обладаем достаточным опытом анализа различных произведений, поэтому, мне кажется, вам интереснее попробовать самим разобраться в поставленных вопросах. Для этого я предлагаю вам поработать над произведением в группах, каждая группа будет выполнять свое задание. На выполнение заданий отводится 7 минут. Затем каждая группа расскажет, как проходило ваше исследование и к каким выводам вы пришли. В итоге в конце урока, проанализировав разные аспекты поэмы, мы соберем с вами целостную картину и поймем, идею автора, раскроем его мысли, адресованные нам, читателям, и, может быть, подойдем к раскрытию особенностей пушкинского романтизма.

Задания группам содержат проблемные задачи и вопросы, требующие исследования текста.

1 группа.

  1. Докажите, что поэма является романтической.
  2. Соблюдён ли “канон” романтического героя? Как создаётся в поэме атмосфера исключительности происходящего?
  3. Какая сцена, по вашему мнению, является кульминационной в поэме (или какие сцены)?

2 группа.

  1. Дайте характеристику героям поэмы: через поступки, отношение к другим людям, чувства, речь, образ жизни. Обратите внимание на художественные детали.
  2. Что толкнуло братьев на путь преступления?
  3. Какими они изображены?

3 группа.

  1. Почему автор сделал героями поэмы разбойников, которые грабят и убивают людей? Определите позицию автора по отношению к этим людям, к их образу жизни. Используйте для этого лексику автора, его оценку происходящего, прием пейзажа, цветопись.
  2. Докажите позицию автора, используя текст: фразы, ключевые слова. Какова этическая оценка поведения героев?

4 группа.

  1. Определите тему и идею поэмы. Какие проблемы поднимает автор?
  2. Докажите, что А.Пушкин в тексте поэмы дает нам нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей.

5 группа.

Почему в окончательном варианте поэмы нет заключительных строк? Подумайте, что изменилось бы в понимании поэмы при включении этих строк в основной текст.

Умолк и буйной головою
Разбойник в горести поник,
И слёз горючею рекою
Свирепый оросился лик.
Смеясь, товарищи сказали:
Зачем о мёртвых вспоминать?
Мы живы: станем пировать,
Ну, потчевай сосед соседа!”
И кружка вновь пошла кругом;
На миг утихшая беседа
Вновь оживляется вином;
У всякого своя есть повесть,
Всяк хвалит меткий свой кистень.
Шум, крик. В их сердце дремлет совесть:
Она проснётся в чёрный день.

Меняется ли ваше отношение к героям, восприятие поэмы?

Можем ли мы говорить об общности героев и их автора?

5. Выступления групп. Обсуждение.

1 группа. Обличительный смысл имеют трагические коллизии, которые романтики видят в жизни. Обнажается трагизм преступлений против совести, чести и морали, трагизм утраты свободы, узничества. Трагическое выступает в особом эстетическом ореоле: оно связано с тайной, с загадками судьбы, окружено романтической ночью со всеми её атрибутами, таинственной луной, ночными тенями и видениями, ночными птицами, странными растениями и т.д.

Центральное место в развитых образцах романтической поэмы принадлежало “герою-преступнику”, изгою, находящемуся в состоянии войны с обществом и нарушающему все его этические законы. Он — жертва общества и мститель ему, и потому вина его осмысляется как трагическая вина.

Центральные эпизоды поэмы - жизнь разбойничьей шайки, судьба двух братьев, тюрьма, жажда освобождения и побег из тюрьмы. Основой художественного замысла поэмы Пушкина является молитва героя, выступающая ценностно-стержневым внутритекстовым элементом.

2 группа. Художественная деталь – это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.

В поэме “Братья разбойники” Пушкин показывает собрание людей ради преступных целей – “для стяжаний”; это “удалых шайка” “без власти, без закона”: “Не стая воронов слеталась / На груды тлеющих костей, /За Волгой, ночью, вкруг огней / Удалых шайка собиралась...” Просто и ярко поэт раскрывает эти “узы страшного семейства”: “Здесь цель одна для всех сердец — / Живут без власти, без закона...”. Все разбойники, собравшиеся ночью “вкруг огней”, представляются “родными” по совершенным ими злодеяниям: “из хат, из келий, из темниц”, “беглец с ... Дона”, “в черных локонах еврей”, “дикие сыны степей”, “калмык”, “башкирец” и так далее.

3 группа. Центральные персонажи поэмы — два брата (“Нас было двое: брат и я...”), которые росли в “чуждой семье”, чьи детские и юношеские годы прошли “не в радость”: в заботах, нужде, презрении. Остро ощущая несправедливость к себе и осознавая себя посторонними в семье и обществе, они преднамеренно решают жить вопреки этическим нормам и Божиим заповедям: “...И согласились меж собой / Мы жребий испытать иной: / В товарищи себе мы взяли / Булатный нож да темну ночь; / Забыли робость и печали, / А совесть отогнали прочь...”, “все наше!”, “все даром”. Образ старца — образ невинноубиенного, принимающего мученическую смерть. А образ младшего брата — это образ убийцы, умоляющего брата “сжалиться”. Но как только вернулись силы, “болезнь ужасная прошла” — возвратилась “тоска по прежней доле”. Дерзкий побег братьев из острога, очередное их злодейство ведут к трагической развязке — внезапной смерти младшего из разбойников.

Ключевые слова помогают понять отношение автора - стая воронов, шайка, тлеющие кости, каменная душа, сны зловещие и т.д.

Композиция: рассказ в рассказе. Один рассказчик – автор, другой – брат.

4 группа. Много тем: тема стремления к свободе, противоречия страстей; тема жизни и смерти, наказания за грехи при жизни. Грехи – гордыня, убийство, зависть, разбой, грешная молитва – автор считает их грешниками. Они блудные сыновья: у них нет родины, дома.

Разбойники наследуют разочарованность и изгнанничество, как в романтизме. Но у Байрона Чайльд-Гарольд – жертва порочного общества, у Пушкина пленник равнодушен ко всему, кроме собственных страданий, страстей и желаний. В характере старшего брата, при всей его жестокости и развратности, видим одно главное чувство — любовь к младшему брату; она, за недостатком добродетели, за отсутствием совести, сдерживает иногда в нем порывы кровожадности.

Но иногда щажу морщины:
Мне жалко резать старика;
На беззащитные седины
Не поднимается рука...

Включение молитвенного эпизода в поэму тесно связано с идеей прощения или милосердия, милости. Она основывается на евангельской заповеди блаженств: “Блаженны милостивые, яко они помилованы будут” (Мф. 5:7).

Пушкин осуждает разбойников за совершенные ими преступления, но иногда кажется, что он и жалеет их.

5 группа. Братья-разбойники преступают Божьи заповеди, но и они ожидают милости для себя по молитвам праведника: “Не мучь его... авось мольба — ми / Смягчит за нас он Божий гнев”. Случай убийства братьями праведного старца — житийный эпизод, включенный в текст поэмы. Он является стержневым и указывает в поэме на возможность покаяния и перерождения даже и героев-разбойников. Таким образом, молитва героя как внутритекстовый элемент становится необходимой составляющей и неотъемлемой частью всего произведения.

Если бы Пушкин включил эти 16 строк в поэму, читатель бы увидел, что никто не готов раскаяться, никто и не думает об этом, даже сам старший брат. Рассказ разбойника – лишь один из десятка таких же историй, которые для развлечения они рассказывают друг другу. Без этих же 16 строк у читателя остается надежда, что разбойники задумаются, поймут греховность своего образа жизни, раскаются.

6. Рефлексия.

Почему В.Г. Белинский назвал поэму “неразгаданной вещью”?

  1. Какие загадки поэта мы разгадали?
  2. Актуальна ли поэма в наши дни?
  3. Сможем ли мы сейчас отметить особенности пушкинского романтизма? Что для этого нужно?

Идея поэмы: нельзя быть счастливым и искать счастья, если ты приносишь несчастье, горе другим людям, преступаешь закон, в том числе Божьи заповеди.

Пушкинская поэма не была одинокой в русской литературе XIX века. Образ разбойника, выражавший протест против рабства, олицетворявший живое стремление к вольности, интересовал передовых дворянских писателей, связанных с декабризмом (А. Бестужев) и его традициями (Лермонтов), революционеров-демократов (Некрасов).

В поэме Пушкина интересуют, прежде всего, не социальные причины разбойничества (они лежат на поверхности), а нравственно-психологические. 

“Братьями-разбойниками” Пушкин открыл ряд прошедших сквозь все его творчество произведений, в которых образ разбойника-протестанта, мстителя за социальную неправду, то в виде крепостного, бежавшего с ножом в руках от барской сохи, то в виде дворянина, вооруженным разбоем протестующего против произвола, получил свое художественное воплощение.

В поэме “Братья-разбойники” герои сугубо русские, поэма насыщена просторечными оборотами, словами, фольклорной образностью.

7. Подведение итогов урока.

С “Братьев разбойников” начинается интенсивный процесс выработки Пушкиным своего поэтического языка, использующего все богатство языка “отечественного” и вместе с тем устанавливающего его общенациональную норму. Именно потому Пушкин замечал о “Братьях разбойниках”: “Как слог я ничего лучше не написал”.

У А.С.Пушкина был свой взгляд на романтизм как литературное направление. Романтический период в творчестве Пушкина был коротким, Пушкин развенчивает идею “байронического героя”. Он сказал новое слово в литературе. “Братья-разбойники” отличаются от других романтических поэм своим стилем и языком. Пушкин переходит от романтически приподнятого лирического стиля к живому просторечию, В некоторых местах поэмы Пушкин старается приблизиться к стилю народной песни (стихи “Ах юность, юность удалая”)

Интерес к герою-преступнику будет долго занимать внимание Пушкина, вспомним роман “Дубровский”, впереди нас ждет роман “Капитанская дочка”. Как вы думаете: почему?

“Братья разбойники” - первый, еще романтический опыт постановки и разработки Пушкиным темы народного крестьянского протеста, темы, которая займет такое значительное место в дальнейшем его творчестве. Перед поэтом начинают все настойчивее вставать в качестве основных, актуальнейших вопросов, связанных с “духом века” и настоятельно требующих своего разрешения, с одной стороны, проблема отношений между народом и представителями передового дворянства, с другой - проблема народных движений, роли народа в истории.

События декабря 1825 года очень взволновали Пушкина. Его друзья стали преступниками. Вопросы, можно ли выступить против власти, закона, морали и т.д., не оставят поэта до конца дней и пройдут через все его творчество.

8. Домашняя работа:

  • провести сравнительный анализ поэмы Байрона “Корсар” и поэмы А.Пушкина “Братья-разбойники”, найти сходства и отличия (можно оформить в таблице).
  • индивидуальное задание 2-3 учащимся: найти элементы фольклора в поэме “Братья-разбойники”.
  • работа по желанию: написать эссе “Что заинтересовало меня в поэме “Братья-разбойники”?”