Гуманистический смысл повести Н.В.Гогогля "Шинель"

Разделы: Литература


История создания произведения.

Давным-давно в городе Петербурге жил бедный чиновник. Больше всего на свете он любил птичью охоту и самой сокровенной его мечтой было купить хорошее ружье работы знаменитого парижского мастера Лепажа. Но ружье это стоило двести рублей ассигнациями — сумма для небогатого чиновника совершенно несметная.

Все-таки он скопил эту сумму. Скопил с колоссальном трудом, отказывая себе в самом необходимом, перегружая себя сверхурочной работой. И, купив ружье, счастливый, отправился в маленькой лодке охотиться на финский залив. Драгоценное ружье лежало на носу лодки, а он сам находился в таком самозабвении, что не заметил, как густой тростник стянул ружье в воду и оно утонуло.

Потеря ружья произвела на чиновника такое страшное действие, что он слег и чуть было не умер. От смерти его спасли товарищи, которые, узнав про его беду, собрали ему двести рублей.

История эта как-то была рассказана в одной компании, и все, слушая ее, дружно смеялись. Не рассмеялся только один из присутствующих. Это был Николай Васильевич Гоголь.

Спустя некоторое время он написал повесть “Шинель”.

Герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин — тоже бедный чиновник, и он тоже одержим несбыточной при его бедности мечтой. Разница лишь в том, что он мечтает не о дорогом ружье, а о новой шинели. И так же, как счастливый обладатель ружья теряет его в первый же день, Акакий Акакиевич лишается своей шинели в первый же вечер.

Но в жизни все кончилось благополучно, а в повести Гоголя — самым трагическим образом. Потрясенный потерей, Акакий Акакиевич умирает.

Преобразуя по-своему то, что случилось в жизни, Гоголь “проводит свою идею”. Гоголевский Акакий Акакиевич, если уж слишком невыносимой казалась ему та или иная шутка его сослуживцев, произносил одну и ту же фразу: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”. Фраза эта так пронзила сердце одного из насмешников, что, как пишет Гоголь, “долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” — и в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”. И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке “бесчеловечья”, как много свирепой грубости в утонченной, образованной светскости и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным...”

Вот к чему стремился в своей повести Гоголь. Он хотел, чтобы слова бедного Акакия Акакиевича проникли в самое черствое, самое жестокое сердце. Он хотел растревожить читателя, потрясти, его душу ужасом перед жестокостью и несправедливостью жизни.

Гоголь хотел открыть читателю всю правду жизни.

Рассказывая историю создания повести, можно привлечь и некоторые факты биографии писателя. Известно, что “Шинель” Гоголь создавал дважды. Вернувшись в 1839 году из путешествия по Европе (Германия, Швейцария, Франция) на родину по семейным делам, он уже в 1840 году уехал снова в Италию, где чувствовал себя особенно хорошо. По пути Гоголь задержался в Вене, где пережил творческий подъем после краткого пребывания на родине. Здесь он за полтора месяца написал три новые главы “Мертвых душ”, переработал “Тараса Бульбу” и заново создал повесть “Шинель”, начатую им ранее.

“Шинель” — последняя петербургская повесть Гоголя, которая примыкает к ранним повестям этого цикла, но отличается от них глубиной развития темы. В образе Башмачкина повседневная жизнь мелких чиновников столицы получила полное, разностороннее и объективное отражение.

Чтобы выяснить, как учащиеся поняли после самостоятельного чтения идейное содержание повести, характер главного персонажа, можно предложить вопросы и задания для беседы:

— Кто герой повести? Найдите в тексте авторскую характеристику Акакия Акакиевича Башмачкина. Каково отношение Гоголя к этому труженику? Найдите в тексте обоснование своей мысли. Только ли к жалости и сочувствию зовет читателя автор повести? Как обрисовано “значительное лицо”? Проследите за приемами изображения Башмачкина (эпизоды посещения Петровича, похищение шинели, встречи со “значительным лицом”). Как воспринимается концовка повести?

Подводя итоги беседы, обратим внимание школьников на то, что героем повести Гоголь сделал “существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... даже не обратившее на себя внимание и естествоиспытателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп”. В “Шинели” писатель поставил задачу вызвать сочувствие к забитому маленькому труженику, крошечному винтику в огромной бюрократической машине.

Одновременно он выступает против тех, кто распоряжался судьбой маленьких людей, подобных “вечному титулярному советнику Башмачкину”. Обратим внимание на то, что “значительное лицо” изображено Гоголем в сатирическом плане, с оттенком едкой иронии, тогда как Акакий Акакиевич, несмотря на наличие некоторых комических черт и общую сниженность тона в его обрисовке, вызывает глубочайшее сожаление и сочувствие. И когда эта жалкая фигура вырастает в карающего мстителя, читатель удовлетворен, так как торжествует справедливость.

Замечательной чертой повести “Шинель” является глубочайшая реалистичность изображения.

Даже концовка повести — появление мертвеца Акакия Акакиевича,— несмотря на свою фантастичность, имеет реалистическую направленность. Говоря о неоднократных появлениях мертвеца, писатель иронически заявляет: “Привидение, однако же, было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы. Оно же показало такой кулак, какого и у живых не найдешь”

В повести “Шинель” дан обобщенный образ бедного чиновника. Сквозь теплый юмор, пронизывающим всю повесть, сквозь жалость к “человеку-брату”, как бы ми был он убог, смешон, проступает у Гоголя глубоко выстраданный протест моралиста против “бесчеловечья и человеке” и обличение чиновно-бюрократического удушья в русской жизни. Герцен назвал повесть “Шинель колоссальным произведением”. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”,— высказывался Достоевский, художник, изображавший мир “униженных и оскорбленных, подчеркнув тем самым морально-гуманистическую направленность повести и великую силу таланта Гоголя - реалиста, раскрывшегося со всей полнотой в его крупнейших произведениях — комедии “Ревизор” и поэме “Мертвые души”.

В “Петербургских повестях” Гоголь обратился к миру социальных отношений чиновно-буржуазного, дворянского Петербурга, к жизни петербургской бедноты, к обитателям столичных углов и увидел здесь унижение бедняка, оскорбление его чести, его одиночество. В несчастье Акакий Акакиевич Башмачкин не нашел сочувствия у посторонних людей — собственно в этом источник его трагической смерти.

Гоголь протестует против ненормальных социальных отношений, унижающих достоинство простого человека.

В образе своего героя писатель показал поистине трагическую жизнь незаметного человека, безмерно униженного, бедного, забитого, духовно искалеченного и ограбленного “значительными лицами”. “Ревностно”, “с любовью” трудится бедный петербургский чиновник.

Гоголь показывает, как канцелярский формализм Петербурга 30 -х. годов калечил людей нравственно, обезличивал их, лишал человеческих интересов, превращал в покорных слуг буквы и бумаги. В “Петербургских повестях” Гоголь встает на защиту маленького человека против общественной несправедливости, порицает общественные порядки, угнетавшие человека. Продолжая и развивая то, что наметил Пушкин в образе станционного смотрителя, Гоголь в своей идейной защите бедного чиновника возвышается до настоящего пафоса гуманности.

Впервые появившись в печати в “Собрании сочинений”, выпущенном в 1842—1843 гг., когда складывалось вокруг Белинского новое творческое содружество русских писателей, названное затем “натуральной школой”, “Шинель” ответила на их идейные и творческие запросы и стала как бы знаменем этой школы.

Домашнее задание: повторить по словарю литературоведческих терминов понятие реализм; подготовить устный рассказ об Акакии Акакиевиче, устно ответить на вопросы, предложенные в учебнике.

Литература:

1. Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1979.

2. Каменецкая Л.Г., Шахрай А.И. Русская литература в 8 классе. Киев, 1981.