Возможность использования документов совместного редактирования для достижения метапредметных результатов в процессе изучения предметов гуманитарного цикла

Разделы: Русский язык, Литература


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает формирование базовых компетенций современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать информацию), коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми), компетенции самоорганизации (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать собственные ресурсы) и самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траектории).

Основой для достижения заявленных результатов становится создание условий для достижения, наряду с личностными и предметными, метапредметных результатов: познавательных, регулятивных и коммуникативных.. Задача педагога - научить учащихся постоянно развивать способность мыслить, выбирать, анализировать и критически относиться к информации, добывать знания самостоятельно и работать в команде, развивать стремление к творчеству и творческому восприятию знаний, учить самостоятельно и критически мыслить, уметь в полной мере реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов.

Современное обучение – это обучение на основе организации деятельности обучающихся. Именно собственное действие ребёнка, согласно теории Л.С.Выготского, может стать основой формирования в будущем способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Единицей учебного процесса становится учебная ситуация, учебная задача, в ходе решения которой обучающиеся обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, преобразуют, совершая разнообразные учебные действия, переформулируют, предлагают своё описание.

Организация учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО предусматривает использование эффективных инструментов образовательной среды, обеспечивающих возможность достижения метапредметных результатов. В условиях информатизации школы такими инструментами могут стать, в том числе, социальные сервисы Web 2.0, вместе с другими ресурсами сети Интернет образующие сетевую образовательную платформу, ставящую в центр учебного процесса взаимодействие участников между собой. Открытость, доступность, коллективизм, простота использования сервисов Web 2.0 открывают принципиально новые возможности для деятельности, в которую легко вовлекаются даже те, кто не обладает значительными познаниями в области информатики, что благотворно влияет на развитие УУД.

Особую роль здесь играют социальные сервисы, обеспечивающие возможность совместной работы над одной учебной задачей: сервисы Google (google-документы, блоги, сайты, карты), wiki-сайты, Dipity (http://www.dipity.com/) и Timetoast (http://www.timetoast.com/) - ленты времени, Glogster (http://www.glogster.com/) - создание online-плакатов, Bubl.us (https://bubbl.us/), Mind42 (http://mind42.com/) и Cacoo (https://cacoo.com/) – создание ментальных карт, Stixy (http://www.stixyexperience.com/work/stixy) – “клейкая доска” для заметок, Wiki-wall (http://wikiwall.ru/) – создание коллективной стенгазеты, а также ряд других сервисов.

Рассмотрим подробнее возможности использования оn-line офисе Google, включающего текстовые документы, электронные таблицы, презентации, google-рисунок, для формирования метапредметных УУД. Документы совместного редактирования Google обладают рядом преимуществ:

  • для их использования не требуется дополнительное обучение, так как интерфейс документов интуитивно понятен, все инструменты аналогичны инструментам, используемым в офисных программах –Word, Power Point, Excel, а также графическом редакторе Paint;
  • обеспечивают одновременную работу с документом многих обучающихся;
  • для организации совместной деятельности достаточно просто открыть доступ для редактирования всеми участниками;

Google-офис обладает универсальностью, позволяющей использовать документы совместного редактирования для работы над формированием метапредметных умений, связанных с восприятием, переработкой и обменом информацией, с различными типами заданий: создание текстовых документов (планов, конспектов, рефератов, эссе и т.д.), презентаций, таблиц, рисунков, схем, ментальных карт, интерактивных заданий;

  • дают возможность, в отличие от других сервисов (за исключением wiki-сайтов), возврата к предыдущим версиям документа, что гарантирует сохранность авторских идей и текстов, становится основой для проведения коллективной рефлексии по результатам данного процесса (“Файл”® ”Посмотреть историю изменений”) и позволяет “отслеживать” индивидуальный вклад каждого обучающегося: учитель может видеть кто участвует в работе над документом, какие именно изменения внесены участником, что помогает выявить причины учебных успехов и неудач конкретного ученика и группы учащихся;
  • комментирование как всего документа, так и его фрагментов (слова, выражения, фразы), что способствует формированию у обучающихся рефлексивных навыков, навыков анализа, сравнения и сопоставления, аргументирования своей точки зрения.

Конечно, в использовании документов Google есть и ряд сложностей, а именно: чтобы контролировать работу обучающихся над учебным заданием, необходимо наличие у каждого обучающегося учётной записи (особенно это значимо при организации работы во внеурочное время). Решением проблемы становится создание учителем так называемых “дежурных” учётных записей (20-25), которые педагог может использовать в работе с разными классами в первую очередь на уроке, что позволяет сэкономить время как на занятии, так и при подготовке к нему.

Указанные сложности окупаются образовательными эффектами, получаемыми благодаря использованию документов совместного редактирования.

Так, текстовый документ Google становится хорошим инструментом для подготовки совместной статьи (проектная деятельность), организации коллективной работы с текстом по преобразованию информации, созданию серии вопросов к тексту, анализа структуры текста, составления и сравнения различного рода определений, сопоставления текстов на предмет выявления достоверности информации (познавательные и регулятивные УУД).

Таблицы Google могут быть использованы для развития мыслительных функций сопоставления и обобщения, аналитических способностей на основе использования приёмов “Бортовой журнал” (“Что мне известно по данной теме?” - “Что я узнал из текста”, “Предположения” - “Новая информация”), “Толстые” и “Тонкие” вопросы”, создания сводных таблиц (в том числе, по результатам экспериментов, опытов), концептуальных таблиц, “Листов самооценки и самоконтроля (взаимоконтроля)”, таблиц “Знаю. Хочу знать. Узнал”, “Что? Где? Когда? Почему?), а также для проведения перекрёстной дискуссии, когда каждая учебная группа размещает в таблице свои аргументы “за” и “против”. Основной образовательный эффект получается за счёт сопоставления различных точек зрения, так как документ находится в совместном доступе (либо, если сбор информации осуществляется с помощью форм Google, доступ всех к документу будет открыт после выполнения первой части работы).

Презентации Google помогают совместить в одном документе различные формы представления информации: текст, графику, видео. Могут быть использованы как для представления результатов работы группы над проектным заданием, так и для организации коллективной работы на уроке над частями одного учебного задания (каждая группа работает “на своём слайде”, представляя один из аспектов темы). Это и создание коллективных словарей, энциклопедий определённой тематики, диафильмов на основе научных и художественных текстов, представление ассоциативного (словесного и визуального) ряда к художественному произведению и т.д.

Организация совместной работы с Google-рисунок способствует развитию творческого воображения, а также формированию навыков моделирования и конструирования. Сервис может быть использован для создания интеллект-карт и интерактивных заданий.

В целом все документы совместного редактирования Google являются эффективным инструментом для проведения рефлексии, формирования регулятивных УУД.

В качестве среды для организации работы с текстами можно использовать wiki-сайты.

Достоинство wiki-сайтов (википедия, летописи.ru и др.) в наличие большого количества неадаптированных текстов различной тематики, возможность коллективного редактирования практически любой страницы, за исключением главной и служебных страниц, простота регистрации и создания собственных страниц в системе wiki, формирования системы “внутренних” ссылок, наличие возможности просмотра истории изменений и возврата к предыдущим версиям страницы (вкладка “История).

Недостаток – нескольким пользователям нельзя редактировать страницу одновременно. Но данный недостаток педагог может превратить в дополнительный педагогический инструмент развития метапредметных УУД, таких, как умение договариваться, вырабатывать единую стратегия действий, умение работать по инструкции.

Кроме того, wiki-страница имеет “две стороны”: собственно статья и обсуждение статьи. Вкладка “Обсуждение” становится хорошим рефлексивным инструментом, а также позволяет организовать работу, направленную на формирование основ критического мышления. А категоризация (структурирование схожих статей по темам, формирование обобщающих, классифицирующих категорий) статей wiki-сайта расширяет поле педагогического воздействия – понимание сущности рассматриваемых понятий, умение выделять главное, находить аналогии, обобщать, подводить под понятия.

Технология wiki обладает уникальным потенциалом, позволяющим обогатить и расширить формы учебного взаимодействия за счёт вовлечения обучающихся в процесс самостоятельного поиска информации и приобретения знаний. Использование хорошо структурированной информации на странице вики служит средством проверки собственных гипотез, поможет запомнить информацию, будет способствовать формированию навыков логического и творческого мышления.

Обучающимся могут быть предложены следующие виды учебных заданий: анализ wiki-статьи (структура текста, логичность изложения, ключевые идеи, достоверность представленной информации, соответствие категорий, к которым отнесена статья, её содержанию), сопоставление wiki-статей на одну тему, сравнение разных версий одной и той же статьи, создание собственных статей на заданную тему с последующим их обсуждением (вкладка “Обсуждение”), редактирование имеющихся статей (обоснованное дополнение и изменение содержания статьи, задание необходимой структуры, исправление орфографических и пунктуационных ошибок, викификация, то есть добавление ссылок на другие статьи wiki-сайта, и категоризация статьи) и др.

Таким образом, включение в учебный процесс заданий на основе использования документов совместного редактирования способствует созданию условий для достижения метапредметных результатов:

  • познавательных - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • регулятивных – планировать пути достижения целей, уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять и м; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • коммуникативных – организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения; умение работать в группе.

Применение в учебном процессе сервисов Web 2.0 вызывает положительные изменения в качестве образовательного процесса и у всех его участников. Грамотное использование сетевых социальных сервисов Web 2.0 мотивирует учащихся к активной деятельности, раскрытию творческого потенциала, коммуникации и сотрудничеству.

Использованная литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]// Единое окно доступа к информационным ресурсам. URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf
  2. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) [Электронный ресурс]// College.ru. URL: http://college.ru/pedagogam/450/468/474/477/478/
  3. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю/Е.Д.Патаракин – 2 изд., испр. – М.: Интуит.ру, 2007 [Электронный ресурс]. URL: https://db.ph-int.org/upload/iteach/texts/pi_2007_6_22-17_38_5_1.pdf
  4. Сидорова Е.В. Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
  5. Алексеева Е.В. Использование сервисов web 2.0 для достижения предметных и метапредметных результатов обучения по предметам гуманитарного цикла [Электронный ресурс]// VI Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция “Информационные технологии в образовании” “ИТО-Саратов 2014”. URL: http://saratov.ito.edu.ru/2014/section/230/94272/