Цели и задачи урока:
- показать связь между различными видами искусства, литературы и истории;
- формировать навыки анализа литературного произведения;
- уметь находить особенности в создании портрета в литературе и живописи;
- развивать творческий подход в описании внешности человека и в создании литературного портрета;
- способствовать развитию интереса к литературе и живописи;
- воспитывать эстетический вкус и любовь к русской литературе и живописи.
Технология: развивающее обучение.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
ТСО: мультимедийный проектор, репродукции. При подготовке к уроку были даны индивидуальные задания по карточкам (прикреплены в Приложении), а также исторические справки об Иване Грозном.
Ход урока
Учитель:
Сегодняшний урок – продолжение разговора о типах речи. На предыдущем занятии мы говорили об описании внешности человека в официально-деловом стиле.
Форма работы: Фронтальный опрос.
Вопрос: С какой целью и как создается такое описание?
Ответ: В официально-деловом стиле: цель – сообщить точные данные о внешности)
Учитель: Мы продолжим знакомство с разновидностями описания внешности человека. Пожалуй, наиболее интересным является описание внешности героя в литературном произведении. Что значит описать внешность в худ. произведении? Создать его портрет. А портрет – это одно из средств характеристики персонажа. Мы наблюдаем это и в изобразительном искусстве , и в литературе.
Вопрос: Как вы думаете, чем портрет в литературе отличается от портрета в живописи?
Ответ: В живописи – цвет. Внешность передается красками, в литературе – словом . Художественно- выразительными средствами.
Учитель: Как трактуется понятие “портрет” в энциклопедическом слова “Юного художника”?
Ученик (комментирует запись , сделанную в проекторе) .
Учитель: Только ли внешнее сходство должно быть главным достоинством живописного портрета?
Какова, по-вашему, задача портретиста – художника?
Ответ: Задача художника- портретиста – показать не только внешнее сходство, но и черты характера, духовные интересы, внутренние особенности портретируемого.
Учитель: Итак, перед нами картина Виктора Михайловича Васнецова “Царь Иван Васильевич Грозный”.
Историческая справка (сообщает ученик)
Картина написана в 1897 году под влиянием оперы Н.А. Римского – Корсакова “Псковитянка”,
Где партию Ивана Грозного исполнял великий русский певец Федор Иванович Шаляпин.
Картина находится в Третьяковской галерее.
Царь Иван Васильевич стал великим московским князем в 1533 году. В 1547 году он принял
Царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром
Казанского и Астраханского ханств. В его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири.
Но при нем русский народ столкнулся с невероятным по жестокости деспотизмом и неслыханным террором.
В 1558 году царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он Стал обвинять во всех неудачах бояр.
Со своими опричниками царь совершил множество казней. К концу его правления страна была обескровлена.
Умер Иван Грозный в 1584 году, незадолго до этого в порыве ярости убив собственного сына.
Период его правления и сам царь стали символами безумной жестокости.
Учитель: Итак, перед вами картина Васнецова. Какое социальное положение отражено в данной работе
Обратите внимание на одежду, место, где изображен царь. Во что одет царь? (Богатая парчовая шуба
С белым собольим воротником, украшенная большими золотыми пуговицами, величиной с грецкий орех.
На голове подбитая мехом шапка с позолоченными образками, на ногах мягкие сафьяновые, расшитые сапоги. В правой руке он судорожно сжимает четки, в левой держит посох, богато украшенный золочеными узорами, с рукоятью из слоновой кости.
Задание. Опишите место действия( устно) – несколько ответов с дополнениями.
Вопрос: Но художник ставил задачу показать не просто царя , а царя , прозванного Грозным. Как он достигает этого? ( Показывает его суровым, с черными горящими глазами, с опустившимися веками. Его взгляд полон гнева и тревоги. Губы напряженно сомкнуты, что свидетельствует о суровости характера.
Большой ястребиный нос придает лицу хищническое выражение лица. Обратите внимание на жезл,
На четки. (Они предназначены для отсчитывания прочитанных молитв и сделанных поклонов).
Вопрос .Как вы думаете, о чем мог молиться Иван Грозный? ( О государстве, о загубленных жизнях).
Царь изображен в полный рост, что подчеркивает его величие. И В то же время осторожно, крадучись,
Спускается по узкой лестнице.
Вопрос. В произведении какого поэта вы встречали образ Ивана Грозного?
Ответ. В поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова”.
Учитель. Давайте вспомним, каким предстает царь Иван Грозный в поэме, Какое необычное сравнение использует поэт.
Работа с текстом (индивидуально )
Ученик делает выдержки и дает комментарий:
“Вот нахмурил царь брови черные, и навел на него очи зоркие
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого”.
Вопрос. Можно ли по такому описанию представить героя? Что же включает в себя понятие “внешность героя”, “портрет” в литературном произведении?
Учитель зачитывает на доске цитату литературного критика Л.Кричевского:
“Читатель, по существу никогда не видевший героев книги, может судить об их наружности
В чем же дело? Как получается, что мы знаем литературного героя в лицо?”
Итак, зрительское представление о литературном герое создается его портретом.
Вопрос. Что такое “портрет” в художественной литературе?
(Зачитывается определение понятия , спроецированное на экране .Взято из энциклопедического словаря).
Вопрос. Каково назначение портрета? Его роль в произедении7 Что входит в понятие “портрет”.
(Делается запись на доске и в тетрадях после разбора отрывков из текстов –д/з :М.Горький “Детство”
ПОРТРЕТ - | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ | |
ВНЕШНОСТЬ | МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ | ГОЛОС (ИНТОНАЦИЯ) |
ХАРАКТЕР ГЕРОЯ |
Далее идет анализ текста – раздаются карточки с описанием внешности героев из произведений (повесть А.М.Горького “Детство”)
Вопрос. Чей портрет? Как создается?
Ответ. Это портрет бабушки Акулины Ивановны. Портрет включает и внешность, и манеру поведения. Создается характер. Она добра, ласкова, внимательна к людям , мягка.
Вопрос. Можно ли по портрету определить отношение рассказчика Алеши к героине?
Ответ. Да, можно. Отношение восторженное, любуется ею, тянется к ней, чтобы обогреться теплом ее души. Это отношение выражено и в подборе деталей портрета. Ярко, с любовью описывает ее глаза, улыбку, движения. Использует для этого сравнения, эпитеты.
Выводы записываются в тетрадь.
Портрет литературного героя – не только внешняя оболочка, выражающая его внутреннюю суть , но и способ выражения отношения автора к герою.
Учитель. Авторская симпатия или антипатия может выражаться открыто, в авторских комментариях или скрыто , в подборе деталей портрета литературного героя. Итак, на основании разобранного текста представим: из чего же складывается портрет литературного героя?
Как вы понимаете выражение “психологический портрет”? Что еще, кроме описания внешности героя, он может включать?
Ответ. Психологический портрет – внутренняя суть литературного героя. Герой может быть добрым и злым, бескорыстным и скупым , благородным и негодяем. Об особенностях характера можно судить по психологическому портрету.
ПОРТРЕТ – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
ВНЕШНОСТЬ – МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ – ГОЛОС
ХАРАКТЕР ГЕРОЯ.
Вопрос. Каковы, по-вашему, задачи создания психологического литературного портрета?
Запись в тетрадь:
1) раскрыть внутренний мир и характер персонажа;
2) передать авторское отношение к нему.
Описать героя в литературном произведении можно разными способами:
1). Писатель сам показывает его.
2). Мы можем услышать отзывы других лиц.
3). Герой мог набросать нам автопортрет.
Остановимся подробнее на рассмотрении двух литературных портретов. Составляется схема применительно к ним.( Работа ведется в группах).
“Злоумышленник”. А.П.Чехов
Вопросы:
1. Кто представляет героя? (Героя показывает автор).
2. На чем заострено внимание автора в этом портрете? (Общественное положение, черты характера, его тяжелую жизнь, бедность, угрюмость, недовольство окружающими, настороженность)
3. Авторское отношение? (Ярко не выражено, нет эмоционально-оценочных слов).
4. Какими средствами передается отношение к герою? (Относительные прилагательные. Они несут смысловую нагрузку, то есть говорят об условиях жизни “злоумышленника” Григорьева). Эпитеты? (Маленький, тонкий, угрюмый, суровый, паучья суровость).
Выводы: Последние два позволяют представить отношение героя к своему положению- настороженность, недоверие).
“Бирюк”. И.С.Тургенев.
1). Кто представляет героя? (Рассказчик. Портрет-впечатление).
2). На чем заострено внимание рассказчика? (Рассказчику Бирюк представляется человеком сильным, мужественным. Он много наслышан о леснике, потому смотрит на него с “удвоенным любопытством”, и выискивает в его портрете все то , что подчеркивало быв герое “русского молодца”.
3). Какими средствами передается отношение автора к герою? (Эпитеты).
Вывод делают ученики: Итак, оба портрета - психологические, они помогают составить представление о характере героев.
Учитель: Несколько слов об автопортрете. Он редкость в литературе. Посмотрим в “Песне про купца Калашникова...”
Ученики находят по тексту автопортрет Кирибеевича и комментируют его. (Пытается нарисовать себя красивым, храбрым, удалым в то же время несчастным, так как на него не обращает внимание красавица Алена Дмитриевна. Кирибеевич подает себя с лучшей стороны. Для этого находит яркие эпитеты. Читатель, всматриваясь в автопортрет, видит хвастовство, тщеславие, лукавство героя.)
Учитель. А теперь поговорим о портрете по рассказу И.С.Тургенева “Бежин луг”. Всего их пять.Это портреты мальчиков. (Идет исследовательская работа в группах).
Вопросы. Какой портрет наиболее выразительный? По каким деталям можно понять основное в характерах героев?
Ребята дают представления о каждом из героев: о Феде, Павлуше, Илюше, Косте, Ване.
Вывод. По портрету можно судить об особенностях характера. Очень важна в портрете яркая деталь. Запись в тетрадях.
Задание. “Игра в портреты”.
“Как отлично мы проводили время ! - пишет И.С. Тургенев. – Я рисовал 5-6 профилей, какие только мне приходили в голову, и каждый писал под каждым профилем , что о нем думал. Выходили вещи презабавные”.
Давайте и мы поиграем в портреты. Рассмотрим копии профилей, выполненные Тургеневым.
Каким вам представляется характер каждого из этих людей?
Составьте словесный портрет , стараясь отразить в них особенности характеров.
Под одним из них подпись “Чернильная душа” - грустный, незлой, но скучный, как осенний дождь.
Задание. Составьте словосочетания с данными словами:
- Лоб -
- Глаза -
- Губы -
А) веселый, с чувством юмора;
Б) скучный, суровый.
В конце урока подводятся итоги о месте портрета в литературном произведении , а также об особенностях создания портрета в живописи и в художественном произведении.
Дается оценка работе групп самими ребятами.
Д.З. Написать сочинение – рассуждение на тему “Язык какого искусства мне более понятен и близок?”