Лариса Витальевна Кармановская
|
Темы Открытых уроков автора
-
Рассказы-анекдоты В.И.Белова дают возможность работать над осмыслением особенностей юмора в художественных текстах, обучать основам филологического анализа, организуя на уроке проектную деятельность. Приводится методика исследования рассказа-анекдота «Маникюр»: сопоставление жанровых признаков анекдота через средства, рассмотренные на разных уровнях организации текста. Предложена технологическая карта подготовки к уроку в 9-м классе, где основная форма организации учащихся – работа в группе.
-
Пути экспериментов современной поэзии. Центонная поэзия: pro et contra? 11-й класс 2013
Основная цель урока – расширить представление учащихся о современной поэзии. Новый материал о поэзии постмодернизма конца XX века подаётся с опорой на изученное о поэтах Серебряного века и поэтах 20-х годов (конструктивисты, обэриуты). Даётся представление о ведущих авторах центонной поэзии 2-й половины XX века (А.Ерёменко, Тимур Кибиров).
Работы учеников
Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:
-
Татьяна Бычкова (Оманова) как представитель русской женской поэзии Вологодчины
Первая часть работы посвящена развитию женской поэзии в России. Русская женская поэзия ХХ века – явление в литературном процессе. Её лучшие качества и традиции присутствуют в стихах вологодских поэтесс. Одна из них — Татьяна Бычкова (Оманова), о творчестве которой идёт речь во второй части работы. Раскрываются особенности поэтического стиля, определяется ряд излюбленных тем автора, приводится мнение литературоведов и известных поэтов.
-
В.А. Гиляровский в Вологде: быть или не быть? (Проект памятника писателю)
В ходе выполнения работы мы поставили следующие задачи: узнать как можно больше о В.А. Гиляровском, познакомиться с его произведениями; выяснить, как увековечена память о Гиляровском, существуют ли памятники писателю и где они установлены; ответить на вопросы: что сделано в Вологде, кто занимался этой темой, какой должна быть основная идея памятника, как он может выглядеть и где его следует установить?
-
Знаки препинания нужны нам, как дыхание…
Эта работа – отчёт о результатах учебно-исследовательского проекта по русскому языку в 9-м классе. Предмет изучения – пунктуация. Объект – история и случаи употребления распространённых знаков препинания. Приведены примеры из стихотворений вологодских авторов. 1-я часть работы практико-ориентированная и предназначена в помощь при подготовке к ГИА-9. 2-я часть посвящена стилистике использования пунктуационных знаков, в т.ч. проблеме отсутствия (сознательной непостановке) их в художественных текстах.
-
"Вернусь из прошлого, и будет всё, как было…" (Генриетта Соболева: след на земле)
Работа посвящена творчеству непрофессионального поэта – Соболевой Г.П., учителя по профессии. Она начала писать стихи в 63 года. Была знакома с Н.М. Рубцовым. На стихи Соболевой созданы песни и романсы. Рассказывается история создания одной из песен на музыку самодеятельного композитора О.Д. Буславской (в прошлом инженера-конструктора). Работа помогает представить отдельные моменты культурной жизни Вологды на рубеже XX-XXI вв., рассказывает об увлечениях вологжан.
-
В.С. Пикуль "Вологодский полтергейст" (история одного читательского расследования)
В проекте ученицы решили "дополнить" рассказ В.С. Пикуля "Вологодский полтергейст", написать "биографию" данного произведения, а также найти ответы на вопросы, возникшие в ходе чтения рассказа (связанные с литературой и не только).
-
Ознакомившись с новеллой В.С. Пикуля "Вологодский полтергейст", учащиеся задались вопросом: "Есть ли у своих, вологодских, авторов произведения на историческую тему, столь же увлекательно написанные?" Так возникла идея составления литературного путеводителя на тему: "Жанр исторического рассказа в творчестве вологодских писателей". Опираясь на определенные критерии, осуществлен отбор имен, отмечены достоинства рекомендуемых произведений, сделаны выводы об особенностях исторической прозы, созданной на краеведческом материале. Составлен макет путеводителя (проектный продукт), оформленный в т.ч. творческими работами учащихся.