Поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Разделы: Литература


Цель: формирование у учащихся понимания важности подвига русского народа в Бородинском сражении на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”.

Задачи:

  • учить анализировать содержание произведения, выявлять его художественные особенности, расширять знания по теории литературы;
  • прививать навык работы с текстом, с историческими источниками, расширять словарный запас;
  • воспитывать патриотизм, чувство долга, взаимопомощи; воспитывать уважение к подвигу народа.

Оборудование: учебник, ПК, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Теория литературы: тема и идея художественного произведения, звукопись, аллитерация.

Ход урока

I. Артикуляционная разминка.

II. Актуализация опорных знаний.

- С творчеством какого поэта мы познакомились на предыдущем уроке? Что вы о нём узнали? Приложение. Презентация.

- Чему посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова “Бородино”?

III. Проверка домашнего задания.

Беседа.

- Что вы знаете о Бородинском сражении?

- Кто такие Кутузов и Наполеон?

- Расскажите об одном из прославленных героев Отечественной войны 1812 года Денисе Давыдове, также известном поэте. (Сообщение учащихся).

Выразительное чтение стихотворения “Бородино”.

Оценивание и обсуждение выступления товарищей.

IV. Сообщение темы и целей урока.

V. Работа над темой урока.

1. Слово учителя. Теория литературы.

- Какова тема стихотворения? Чему оно посвящено?

- Какова основная мысль?

Тема – о кровопролитном сражении русских воинов с французами под селением Бородино.

Основная мысль: показать героизм русских солдат в Бородинском сражении.

2. Работа с текстом.

- В стихотворении “Бородино” найдите и выпишите доказательства того, что рассказчик гордится русским народом, качествами характера русских людей. Назовите эти качества.

- А каков характер самого рассказчика? Понаблюдайте, сколько раз упоминается в стихотворении местоимение “я”. О чём это говорит?

3. Работа с учебником. Образ старого солдата-участника сражения.

- Прочитайте материал в учебнике под рубрикой “Поразмышляем над прочитанным” (стр.155, задание 9).

- Какие черты характера вы можете назвать? (Простодушие, благородство, храбрость, скромность, правдивость, преданность, любовь к Родине).

4. Работа с репродукцией картины Франца Рубо из “Бородинской панорамы”.

“Кавалерийский бой во ржи”, 1912 год.

- Что вы видите на этой картине?

- Захватывающая ожесточённая схватка между неприятелем и русской кавалерией. “Кавалерийский бой во ржи” - один из кульминационных фрагментов панорамы. В самом центре сцены – русский кирасир (род тяжёлой кавалерии), образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии. После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад. Горит село Бородино. Белая церковь Рождества – единственный немой свидетель героической славы русского оружия.

5. Теория литературы.

- Найдите изобразительно-выразительные средства.

Эпитеты: “спалённая Москва”, “схватки боевые”, “плохая доля”, “большое поле”.

Олицетворения: “картечь визжала”, “ночная пала тень”, “звучал булат”.

Сравнения: “французы двинулись, как тучи”; “носились знамена, как тени”; “земля тряслась, - как наши груди”.

Гипербола: “все (французы) побывали тут, земля тряслась”.

- Для того чтобы сделать произведение более глубоким, впечатляющим, поэты используют разные литературные приёмы. Сегодня мы познакомимся со звукописью (создание образа при помощи звуков). Повторяющиеся звуки могут создать свой, дополнительный фон к произведению. Приём повтора согласных называется аллитерацией.

- У наших ушки на макушке!
Чуть утро освежило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.

- Какой согласный звук здесь повторяется? Для чего? (Настороженность, слышен каждый звук, шорох в тишине).

- Найдите другие приёмы аллитерации в стихотворении. (“И ядрам пролетать мешала // Гора кровавых тел”. [р] )

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какими чувствами проникнуто стихотворение “Бородино”?

(Любовью к Родине, к товарищам, переживанием за их судьбы, грустью, гордостью...).

- Почему стоит восхищаться русским народом в этой битве?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

VII. Информация о домашнем задании.

  1. Написать сочинение “Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова”.
  2. Сочинить стихотворение о Бородинской битве (для творческих детей).