Цель: формирование у учащихся понимания важности подвига русского народа в Бородинском сражении на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”.
Задачи:
- учить анализировать содержание произведения, выявлять его художественные особенности, расширять знания по теории литературы;
- прививать навык работы с текстом, с историческими источниками, расширять словарный запас;
- воспитывать патриотизм, чувство долга, взаимопомощи; воспитывать уважение к подвигу народа.
Оборудование: учебник, ПК, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Теория литературы: тема и идея художественного произведения, звукопись, аллитерация.
Ход урока
I. Артикуляционная разминка.
II. Актуализация опорных знаний.
- С творчеством какого поэта мы познакомились на предыдущем уроке? Что вы о нём узнали? Приложение. Презентация.
- Чему посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова “Бородино”?
III. Проверка домашнего задания.
Беседа.
- Что вы знаете о Бородинском сражении?
- Кто такие Кутузов и Наполеон?
- Расскажите об одном из прославленных героев Отечественной войны 1812 года Денисе Давыдове, также известном поэте. (Сообщение учащихся).
Выразительное чтение стихотворения “Бородино”.
Оценивание и обсуждение выступления товарищей.
IV. Сообщение темы и целей урока.
V. Работа над темой урока.
1. Слово учителя. Теория литературы.
- Какова тема стихотворения? Чему оно посвящено?
- Какова основная мысль?
Тема – о кровопролитном сражении русских воинов с французами под селением Бородино.
Основная мысль: показать героизм русских солдат в Бородинском сражении.
2. Работа с текстом.
- В стихотворении “Бородино” найдите и выпишите доказательства того, что рассказчик гордится русским народом, качествами характера русских людей. Назовите эти качества.
- А каков характер самого рассказчика? Понаблюдайте, сколько раз упоминается в стихотворении местоимение “я”. О чём это говорит?
3. Работа с учебником. Образ старого солдата-участника сражения.
- Прочитайте материал в учебнике под рубрикой “Поразмышляем над прочитанным” (стр.155, задание 9).
- Какие черты характера вы можете назвать? (Простодушие, благородство, храбрость, скромность, правдивость, преданность, любовь к Родине).
4. Работа с репродукцией картины Франца Рубо из “Бородинской панорамы”.
“Кавалерийский бой во ржи”, 1912 год.
- Что вы видите на этой картине?
- Захватывающая ожесточённая схватка между неприятелем и русской кавалерией. “Кавалерийский бой во ржи” - один из кульминационных фрагментов панорамы. В самом центре сцены – русский кирасир (род тяжёлой кавалерии), образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии. После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад. Горит село Бородино. Белая церковь Рождества – единственный немой свидетель героической славы русского оружия.
5. Теория литературы.
- Найдите изобразительно-выразительные средства.
Эпитеты: “спалённая Москва”, “схватки боевые”, “плохая доля”, “большое поле”.
Олицетворения: “картечь визжала”, “ночная пала тень”, “звучал булат”.
Сравнения: “французы двинулись, как тучи”; “носились знамена, как тени”; “земля тряслась, - как наши груди”.
Гипербола: “все (французы) побывали тут, земля тряслась”.
- Для того чтобы сделать произведение более глубоким, впечатляющим, поэты используют разные литературные приёмы. Сегодня мы познакомимся со звукописью (создание образа при помощи звуков). Повторяющиеся звуки могут создать свой, дополнительный фон к произведению. Приём повтора согласных называется аллитерацией.
- У наших ушки на макушке!
Чуть утро освежило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
- Какой согласный звук здесь повторяется? Для чего? (Настороженность, слышен каждый звук, шорох в тишине).
- Найдите другие приёмы аллитерации в стихотворении. (“И ядрам пролетать мешала // Гора кровавых тел”. [р] )
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какими чувствами проникнуто стихотворение “Бородино”?
(Любовью к Родине, к товарищам, переживанием за их судьбы, грустью, гордостью...).
- Почему стоит восхищаться русским народом в этой битве?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
VII. Информация о домашнем задании.
- Написать сочинение “Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова”.
- Сочинить стихотворение о Бородинской битве (для творческих детей).