Цель: формирование читательской компетентности посредством устного народного творчества.
Оборудование: Сцену украсить под крестьянскую народную избу с учетом местного колорита. Оформить выставки работ нескольких семей учащихся, отражающих народное творчество.
(Учитель и ученица в центре зала.)
Ученица: (ИО учителя), а когда у меня будет день рождения?
Учитель: Ой, ещё не скоро.
Ученица: Аааааа, Насте уже 8 лет, и Ване 8 лет, и у Егора день рождения было. И я хочу.
Учитель: Эка ты! А знаешь, раньше вообще дни рождения не отмечались. А вот петь, играть и веселиться в старину очень любили. Бывало, соберутся после трудового дня вечерком вместе на весёлые посиделки: любимые песни поют, хороводы водят, рукодельничают. С шуткой, песней да весельем и работа спорится.
Ученица: Вот бы и мне на такие посиделки попасть!
Учитель: Чего только не происходит в эти загадочные осенние дни после уборки урожая.
(Встают и уходят. Звучит русский народный хоровод «Весёлый коробейник»)
Сцена украшена под убранство народной избы (отразить местный колорит). Появляются хозяин и хозяйка.
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин: Веселья вам да радости!
Входят гости.
- А нас вы ждали? [1]
Хозяйка: Ждали, ждали, все жданки съели.
Гость: А коли ждали, так и дождались.
(На сцену входят гости, кланяются хозяевам и рассаживаются.)
Хозяин: Давно мы вас ждём - поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Хозяйка: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!
Хозяин: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому - правду, кому - песенку!
(Мальчики подсаживаются к девчатам. К одной подсел мальчик, хотел обнять её, она его отталкивает.)
Девочка:
Не садися, милый рядом,
Тебе место на бревне.
Я тогда с тобой гуляла,
Когда не с кем было мне!
(Мальчик обиженно отходит)
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяин: В тесноте - не в обиде.
(Хозяева рассаживаются.)
Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах - светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.
(Гости исполняют весёлые русские народные потешки)
- Федул, что губы надул? [2]
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить.
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
- Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал.
- Так веди сюда!
- Да он не идёт!
- Так сам иди!
- Да он не пускает!
- Сынок, сходи за водицей на речку!
- Брюхо болит!
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать велит - надо идти!
- Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло. На печи в шубе согреться можно!
(Гости исполняют башкирские народные потешки)
- Сынок, иди воды принеси, корову напои
(Он одной рукой ухо прикрывает).
- Ты почему маму одним ухом слушаешь?
- Чтобы твоё задание в одно ухо влетело, а в другое не вылетело.
- Ты чего это на забор взобрался?
- От собаки спрятался.
- Ты пословицы разве не знаешь: «коль собака лает, значит не кусает»?
- Я-то знаю, а вот собака, наверно, нет.
Гость:
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Исполняют весёлые частушки. [3]
1 д.
- Начинаю я припевку
Первую, начальную,
Хочу развеселить
Печальную.
2 д.
- Говорят, я боевая,
Боевая, ну и что ж?
Моя мама боевая,
Ну а я тогда в кого ж?
3 д.
- А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала - подружки.
4 д.
- По деревне я шла
И Ванюшку видела -
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
5 д.
- Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.
6 д.
- Если б не было воды
Не было б и кружки,
Если б не было девчат
Кто бы пел частушки?
Хозяйка: Вот молодцы, звонко пели, лихо плясали. Даже мне топнуть ногой захотелось.
Хозяин: Так топни, кто не даёт?
Хозяйка: Боюсь рассыпаться!
Гость 1: А вот я загадку сочинил, кто угадает, тот и молодец!
– Посреди двора бочка, под ней четыре столбика. Сзади метла, а впереди вилы. (корова)
Гостья 2: И я сочинила загадку.
- У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке
Дозреет солнышко
Будет горстка зёрнышек. (подсолнух)
Гость 3: А мою загадку разгадайте: Это что у нас за ложка набрала ведро картошки. (лопата)
1-я гостья: Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник.
2-я гостья: Ныне гуляшки, завтра гуляшки - находишься и без рубашки.
Один из гостей обращается к ворчуньям.
- Акуля, что шьёшь не оттуля?
2-я гостья: А я, батюшка, ещё пороть буду.
Гость: Чего приуныли, о чём задумались? Собирайся народ, кто играть идёт!
Дети играют в русскую народную игру «У медведя во бору».
Гостья: Луна за окном так и светит, погадать зовёт. Кого что ожидает в этом году?
Гости выкрикивают:
- Мне погадай.
- И мне.
Хозяйка: Ладно, нечего наперёд загадывать. Бог даст, так и будет.
Гостья: А мы сами куём своё будущее.
Хозяйка: Ну-ну, кузнецы, лучше пойте и пляшите.
(Девочки водят хоровод «Пошла млада за водой»)
Гость: Ой, Жучка лает.
Хозяйка: Чужих отгоняет. Дом охраняет.
(Инсценировка башкирской народной сказки «Как собака хозяина нашла»)
Рассказчик: В давние-давние времена жила собака. Она искала себе хозяина. Потому что жизнь ее была очень тяжела.
Однажды отправилась собака, куда глаза глядят, и пришла к берегу реки. Увидела она сидевшего на берегу волка и говорит:
Собака: Здравствуй, волк!
Волк: Здравствуй, собака! Зачем пришла?
Собака: Я ищу себе хозяина. Возьми меня к себе.
Рассказчик: Волк согласился и пошли они вместе. Шли они, шли, вдруг волк остановился и говорит:
Волк: Ой, бежим скорей, медведь идет! (убегает)
Рассказчик: Тогда собака поняла, что волк труслив, подошла к медведю и говорит ему:
Собака: Здравствуй, медведь!
Медведь: Здравствуй, собака! Зачем пришла?
Собака: Я ищу себе хозяина. Возьми меня к себе.
Рассказчик: Медведь согласился и пошли они вместе. Шли они, шли, вдруг медведь остановился и говорит:
Медведь: Ах! Вон человек идет. Он убьет нас. Бежим скорей! (убегает)
Рассказчик: Тогда собака поняла, что и медведь слаб, и пошла к человеку. Подошла и просит:
Собака: Здравствуй, Человек! Возьми меня к себе.
Рассказчик: Человек взял собаку к себе. Обрадовалась, что нашла себе хозяина и говорит:
Собака: Нет на свете никого сильнее человека.
Рассказчик: И с тех пор собака верно служит ему.
Учитель: Спасибо за сказку. А хорошо ли вы знаете русские народные сказки. Назовите сказку, которая начинается со следующих слов:[4]
Жили-были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:
- Петя, не торопись. Петя, не торопись. («Петушок и бобовое зернышко»)
-Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать. («Лиса и тетерев»)
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки - с напёрсточек. («У страха глаза велики»)
Шел солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошел до деревни, постучал в крайнюю избу:
- Пустите отдохнуть дорожного человека!
Дверь открыла старуха:
- Заходи, служивый.
- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. («Каша из топора»)
Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек. («Гуси-лебеди»)
Учитель: Молодцы, хорошо знаете русские народные сказки.
Учитель (обращается к ученице из первого диалога): (Имя), понравились тебе деревенские посиделки? А вам ребята?
Учитель: Да, сегодня люди редко собираются большими посиделками для совместного творчества. Зато в каждом доме создаётся много чудесных вещей, своими золотыми умелыми руками. Каждая такая вещица хранит частичку тепла и добра. От этого и дом становится краше. Сегодня уют и тепло нам помогли создать работы семей (Знакомит детей с выставками работ некоторых семей учащихся).
- Народное творчество живёт в нас, преобразуется, изменяется нами, чтобы радовать нас!
Ученица: А можно мы с девочками порадуем вас танцем «Сувенир».
(Танец)
Учитель: Посиделочкам - конец, а кто слушал молодец! Мир вашему дому, а мы пойдём к другому.
(Выход детей под народную музыку)
Используемая литература.
1. http://omegadol.info/stsenarii/stsenarij-posidelok.html
2. Издательство «Фламинго», 2004г. «Потешки для малышей»
3. http://tcherchenko.tomsk.ru/folkentertainment/rhyme
4. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. В 2. М.: «Просвещение», 2012.