Цели:
- систематизировать и обобщить знания по произведению;
- объединить теоретические знания по литературоведению и умения анализировать содержание произведения;
- раскрыть тщательнее поднимаемые автором проблемы;
- формировать навыки рассуждения на тему, умения высказывать и доказывать свою точку зрения;
Подготовка к семинару:
- Учащимся заранее даются темы, которые они должны изучить самостоятельно, возможно вопросы. Источники информации могут предоставляться учителем (рефераты, книги и критические статьи и др.)
- Вопросы, которые рассматриваются на семинаре, носят проблемный характер, часто не имеют однозначного ответа.
Оборудование:
- Проектор, полные тексты произведений.
- Приложение: Презентация 1, Презентация 2
Семинар №1 по роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Презентация 1.
Тема семинара: “Система образов в романе”.
Содержание: вопросы разделены по блокам. Каждый блок – образ одного персонажа. Несмотря на то, что они выделены отдельно, но вопросы составлены таким образом, что персонажи сравниваются друг с другом и показывается их влияние. Не рассматривается в ходе семинара образ Емельяна Пугачева, так как по программе на это выделен отдельный урок, однако образ бунтовщика затрагивается при анализе всех остальных образов.
Петр Гринев | Какие черты характера П.Гринёв унаследовал от отца? |
Какие черты характера обнаруживаются с первыми жизненными шагами? | |
За сколько лет и как меняется характер Петра? | |
Можно ли назвать его героем? | |
Обратите внимание на особое место Гринёва в произведении. Кем он является? Какие образы в нем соединяются? | |
Гринёв и Пушкин. Похожи ли они? В чем их различие? | |
Маша Миронова | Сколько лет Маше Мироновой? На каких идеалах она воспитана? |
Почему все окружающие попадали под ее влияние? | |
Каким было первое впечатление, которое она производила? | |
Почему она отдала предпочтение Гринёву, а не Швабрину, который был образованнее и интереснее? Что это доказывает? | |
Какая черта характера проявляется во всех жизненных испытаниях, которые ей были уготовлены? | |
Почему повесть называется в ее честь? | |
Швабрин | Чьим антиподом в повести является Швабрин? |
Сопоставьте имена Гринева и Швабрина. Почему Швабрин перешел на службу к Пугачеву? |
|
Что мы знаем о семье Швабрина? | |
Раскаивался ли он в своих поступках? | |
Как закончилась его жизнь? | |
Екатерина Вторая | Зачем понадобилось Пушкину вводить образ Императрицы в повесть? |
Вспомните эпизод встречи Маши Мироновой и Екатерины Великой? Чем он примечателен? | |
Отражено ли подлинное отношение Пушкина к Императрице в повести? | |
Чьи впечатления об Императрице переданы в повести? | |
Какой же была Императрица? | |
Савельич | Кем был Савельич Петру Гриневу? |
Как он относился к Петруше? | |
Какие черты характера выделяются на протяжении всей повести? | |
Для чего вводит Пушкин этот образ? | |
Кому противопоставлен Савельич в повести? |
Семинар №2 по роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.
Тема семинара: “Особенности романа”.
Содержание: семинар направлен на подготовку к сочинению по роману, на анализ его с точки зрения литературоведения.
Композиция и жанр | Докажите, что одна из основных черт композиции – сжатость. |
Согласны ли вы с тем, что повествование ведется строго без отклонений? Докажите свою точку зрения. | |
Дайте определение понятиям “роман” и “повесть”. Определите жанр произведения, опираясь на вступление. | |
В какой форме написано произведение? Почему? | |
Идейное содержание | Размышляйте. Какие вопросы поднимает А.С.Пушкин в этом произведении? |
Художественные особенности | Каким языком написано произведение? |
Прокомментируйте эпиграфы к каждой
главе. В чем их особенность? Можно ли роман назвать историческим? |
|
Как Пушкин изобразил в романе исторических лиц? |
Семинар по повести Н.В.Гоголя “Шинель”.
Презентация 2.
Содержание: семинар построен на анализе отдельных эпизодов в их взаимосвязи. Задания разделены на блоки: образ Башмачкина, образ Петербурга, тема маленького человека, загадка эпилога.
А.А. Башмачкин | Охарактеризуйте его характер и образ
жизни. Что вы можете сказать об отношении автора к герою? Загадка имени главного героя. Когда вы смеялись над героем и когда сочувствовали ему? Какое событие повести становится кульминационным? “Башмачкин — несчастный или посмешище?” |
Образ Петербурга | — Почему, хотя действие происходит
поздним вечером, Гоголь пишет “всё ещё было
светло”? — С помощью каких приёмов Гоголь создаёт образ Петербурга в этом фрагменте? С помощью каких деталей Гоголь передаёт эти изменения? Что в тексте помогает нам понять авторское отношение к герою и городу? — Какие чувства вы испытали, читая этот фрагмент? Что в тексте воздействовало на ваши чувства? — Какое настроение в этом фрагменте создают тропы? — Найдите в тексте гиперболы, объясните их функцию. — Меняется ли настроение Башмачкина по ходу путешествия? Каким он видит Петербург? — Почему автор называет площадь полем только после того, как с Акакия Акакиевича сняли шинель? — Как связаны в повести образы петербургского мороза с состоянием человеческих душ? — Почему современники назвали “Шинель” “петербургской повестью”? — Есть ли что-нибудь общее у образов Петербурга, созданных Пушкиным в “Медном Всаднике” и Гоголем в “Петербургских повестях”? |
Тема маленького человека | Составление таблицы с цитатами |
Загадка эпилога | Поразмышляйте над заглавием повести. Повествование о судьбе бедного чиновника завершилось: герой умер, ещё раньше исчезла вещь, наполнившая неким смыслом его жизнь. Молодой человек из вводного эпизода был прав: “...Как много в человеке бесчеловечья...” И вот тут Гоголь пишет эпилог. |
По итогам семинара даются темы для сочинений:
- Тема свободы в литературе (по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”, Н.В. Гоголя “Шинель”).
- Такие разные чиновники (по произведениям Н.В. Гоголя “Ревизор” и “Шинель”.
- Тема любви в литературе (по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” и поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”).