Урок этики "Во славу женщины". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели урока:

  • Показать роль и значение женщины в мире, отражение её поэтизированного образа в литературе, музыке, живописи.
  • Развивать мышление, монологическую речь учащихся, выразительность чтения.
  • Воспитание чувства благодарности, уважения, любви к женщине, матери.

Оборудование: музыкальные записи, презентация

Ход урока

1. Орг. момент.

Звучит “Аве Мария”

2. Выступление учителя

Женщина.... Сколько о ней сказано и написано! Женщина – мать, женщина – символ красоты, женщина – источник творческого вдохновения, великой всепоглощающей любви. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью и безграничной печалью. Её звали Лаура, Беатриче, Венера, Мария, Анна...

Во все века ей поклонялись поэты, художники, музыканты.

Великий Шекспир воспевал женщину в своих бессмертных сонетах.

Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали. (Сонет 130)

3. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Кипренский, Брюллов, Серов выразили своё восхищение женщиной в картинах.

“Джоконда” - один из замечательных портретов в истории мирового искусства. Здесь изображена Мона Лиза – жена неаполитанского купца Франческо дель Джокондо. Мы видим её сосредоточенный, проницательный взгляд и едва уловимую, как бы скользящую по лицу обаятельную улыбку. В течение многих столетий пытаются разгадать тайну улыбки Джоконды, загадочность всей её натуры.

Звучит “Лунная соната” Бетховена

4. Общеизвестно, что любовь к женщине вдохновляла многих талантливых людей искусства на создание своих произведений. Почти все произведения композиторов были кому- то посвящены, на их титульных обложках стоят имена. Так, соната № 14 до-диез минор под названием “Лунная” Людвига ван Бетховена посвящена графине Джульетте Гвиччарди.

В 31 год Бетховен влюбился в свою ученицу, семнадцатилетнюю Джульетту Гвиччарди. Она помогала ему творить, поднимала его творческие силы”. “Едва лишь я кончаю одно сочинение, - как сразу же принимаюсь за второе, ныне я нередко пишу три - четыре вещи одновременно”,- признаётся Бетховен письме к своему другу. Поняв, что любит и любим, Бетховен был необыкновенно счастлив и всерьёз подумывал о женитьбе. Но этой мечте не суждено было сбыться. Мать Джульетты заявила наотрез, что не выдаст свою дочь за безродного и несостоятельного человека, за какого- то музыканта.

Джульетта уступила требованию матери и вскоре обвенчалась с человеком своего круга. Её мужем стал граф Галленберг.

Такова история этой любви. И сколько бы не минуло лет ещё лет, но музыка, которую мы слышим, каждый раз будет пленять людей своей искренностью, чистотой, неповторимостью.

5. Издревле женщина считалась символом верности, чести, мужества.

Чтобы предотвратить взаимную резнью двух деревень, армянской и азербайджанской, председатель колхоза Хураман Аббасова бросила перед толпой на дороге платок чести: “Сначала убейте меня!”. И люди, ослеплённые великой любовью к ним, повернули назад.

Зинаида Туснолобова, герой Советского Союза, участвовавшая во время Великой Отечественной войны в боях под Воронежем, спасла 128 раненых. В 23 года осталась без рук и ног, перенесла 8 операций, не хотела жить. Но благодаря необыкновеннейшему упорству, стойкости, а также огромной любви своего мужа, который не бросил её, поддержал, как и все окружающие люди, она осталась жить, училась с помощью протезов ходить, писать, родила двух детей.

6. Мир существует потому, что существует мать. Она стоит у истоков добра и потому, как человек относится к матери, какие чувства переживает он, произнося слово “мама”, можно судить, достоин ли он имени человека. Есть старинная украинская легенда.

Исполнение легенды подготовленным учащимся под музыку Морриконе из кинофильма “Профессионал”.

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привёл сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: “Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях”. Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать. Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: “Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели её в сарай”. Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.

Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассердилась жена, прибежала к мужу: “Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне”. Не дрогнуло сердце у сына, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: “Пойдёмте, мама, покупаемся в реке”. Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: “Что ты, мама, спотыкаешься?” Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке".

Пришли, разделись, искупались. Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: “Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место”.

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице. Постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов...

Учитель

Такова легенда, созданная народной мудростью. “Если в сердце сыновнем загорелась искра в тысячу раз меньше материнской любви,- говорит народная пословица, - то и тогда эта искра горела бы всю жизнь человеческую неугасимым пламенем”.

- Кем для вас является мама? Какой смысл вкладываете вы в это слово?

7. Выступления учащихся с сочинениями, стихотворениями, посвященными мамам.

8. Заключительное слово учителя.

9. Рефлексия

- Попрошу оценить урок, выбрав одно из предложений:

- Урок мне понравился, потому что...

- Урок заставил задуматься меня о....

- Урок научил меня...

- Самым интересным для меня на уроке было...

- Урок мне не понравился, потому что...