Урок литературы с использованием ИКТ на тему "Философское осмысление темы жизни в русской поэзии XIX–ХХ веков"

Разделы: Литература


Цели: приобщение к удивительному миру поэзии, углубление представлений о философской лирике поэтов 19–20 вв; развитие умения работать с информацией: отбор материала, определение темы, проблемы, нахождение ключевых слов; развитие устной монологической речи, творческого мышления; развитие навыков работы в группе.

В ходе урока используются следующие сервисы:

  • сервис для создания плейкастов (http://www.playcast.ru/)– плейкаст по стихотворению А.А.Ахматовой “Я научилась просто, мудро жить” (цель использования – создание эмоционального настроя, сервис позволяет организовать творческую деятельность учащихся);
  • коллективная доска Dabbleboard (http://dabbleboard.com/) – составление вопросов к стихотворению (даёт возможность контролировать работу каждой группы, наблюдать за процессом постижения стихотворения); в качестве коллективной доски может быть использован сервис google-документы (рисунок, таблица, тестовый документ)
  • визуальный словарик (http://vslovar.ru/)– не только показывает значение слова, но и устанавливает взаимосвязи слова с другими словами языка, позволяет увидеть жизнь слова в контексте (по результатам текстам, созданным пользователями сети Интернет (своеобразные результаты социологического исследования);
  • презентации Google –одновременное создание одного коллективного продукта несколькими группами, возможность контролировать, корректировать работу всех групп; комментарии к слайдам позволят организовать взаимооценку;
  • ImageChef (http://www.imagechef.com/ic/word_mosaic/)– используется для проведения рефлексии в конце занятия, сервис даёт возможность сочетать творческий подход с аналитической деятельностью. (Примечание. Чтобы собрать работы всех групп воедино, используется активация под одним учебным аккаутом. Это позволяет всем участникам увидеть работу друг друга и экономит время, которое бы потребовалось на размещение созданных работ каждой группой самостоятельно)

Предварительная подготовка:

  • Выяснение готовности аудитории к занятию
  • Знакомство с контентом: адрес страницы в Интернете, структура страницы, виды работы.
  • Распределение по группам.
  • Особенности работы на коллективной доске “Давайте познакомимся” (Задание. Написать напротив номера группы свои имена)

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Поэзия – это особый мир, мир возвышенный, мир прекрасный. Это “поток радости, боли, изумления” (Джубран Х), это “искусство самовыражения с помощью слов” (Акутагава Рюноскэ).

Поэт – это творец, наделённый высоким статусом. Поэт обладает особым способом видения мира.

Сегодня на уроке мы попробуем открыть свои сердца поэзии, попробуем проникнуть в тайну творчества.

Поэт – великий мудрец. Прислушаемся к голосу мудреца.

Задание. Послушайте стихотворение А.А. Ахматовой “Я научилась просто, мудро жить” (плейкаст - https://goo.gl/JB5oE9).

Рассказ об Ахматовой (цель – направить размышления учащихся).

Анна Андреевна жила в сумбурное и страшное время, когда всё нужно было переосмыслить и оценить по-новому. Всякому ли по силам такая ноша?

Поражаешься стойкости этой женщины. Несмотря на всю тяжесть и трагизм жизни, на весь ужас и унижения, пережитые ею во время войны и после, отчаяния и рассеянности у неё не было. Никто никогда не видел её с поникшей головой. Всегда прямая и строгая, она была человеком, отличающимся большим мужеством. Она не только сумела выстоять, но и осталась поэтом, донёсшим до потомков трагизм эпохи.

Справочная информация.

История создания стихотворения А.А.Ахматовой "Я научилась просто, мудро жить"

Стихотворение написано в 1912 г. Одно из ранних стихотворений Ахматовой, написанное в Слепнево. Так называлось имение, часть которого принадлежала ее свекрови—матери поэта НиколаяГумилева. Сюда она приезжала вместе с мужем и одна. Здесь рос ее сын Лев, родившийся в 1912 году.

Стихотворение вошло во вторую книгу А.А.Ахматовой "Чётки" (1914), принёсшую Ахматовой всероссийскую известность и определившую её место в первых рядах современной русской поэзии. Критик и поэт Н. В. Недоброво (Русская мысль, 1915, № 7) увидел в поэзии “Четок” “лирическую душу скорее жесткую, чем слишком мягкую, скорее жестокую, чем слезливую, и уж явно господствующую, а не угнетенную”. (Источник: http://litera.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13396&cat_ob_no=12441)

Задание. Вы услышали удивительные строки стихотворения Анны Андреевны Ахматовой, узнали о судьбе поэтессы, а сейчас сформулируйте и запишите на коллективной доске вопросы, которые у вас возникли. Какие слова этого стихотворения вам показались необычными, привлекли ваше внимание?

Самостоятельная работа участников на коллективной доске.

2. Анализ стихотворения. Фронтальная работа.

Выбираются наиболее интересные вопросы. Беседа “отталкивается” от этих вопросов.

Стихотворение написано в 1912 году, но уже тогда она создала для себя главную формулу: “Я научилась просто, мудро жить”.

Что значит ПРОСТО и МУДРО?

С какими образами связаны эти понятия?

Обобщение. Талант помог ей выжить и дождаться признания. Более того, Ахматова писала, что благодарна судьбе и “счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”.

Какие определения подбирает Ахматова к слову ЖИЗНЬ? ТЛЕННАЯ и ПРЕКРАСНАЯ

Какие ассоциации связаны с этими словами?

Работа с визуальным словариком: Понаблюдаем, с какими словами связано слово ТЛЕННЫЙ (http://vslovar.ru/vsinet.jsp?id=199288) <Рисунок1>, слово ПРЕКРАСНЫЙ (http://vslovar.ru/vsinet.jsp?id=4164) <Рисунок2>

Почему жизнь названа ТЛЕННОЙ (слово повторяется 2 раза) и ПРЕКРАСНОЙ?

3. Формулируем проблему. Работа в группах.

Что значит жить? Что такое жизнь? Что даёт силы противостоять жизненным невзгодам? Какова концепция жизни у поэтов разных эпох.

Поищем ответы в творчестве поэтов 19-20 века. Пушкин, Тютчев, Блок, Пастернак, Заболоцкий. Что скажут нам мудрецы?

Прокомментировать задание. Обратить внимание на структуру страницы, предназначенной для работы каждой группы

Работа в группах:

Задание для работы в группах.

Познакомиться со стихотворениями поэтов, изучить критические материалы.

Выделить ключевые слова, отражающие суть жизни для каждого поэта. В 2-3 предложениях попробуйте сформулировать их жизненную концепцию.

Найдите строчки, которые можно было бы назвать девизом, формулой жизни.

Свои выводы вы оформляете на слайде общей презентации. Каждая группа заполняет свой слайд (Приложение1).

Примечание. Если работа организуется с использованием сети Интернет, презентация предварительно размещается на google-диске, к ней открывается общий доступ (“Редактировать могут все, у кого есть ссылка).

4. Отчёт групп.

5. Обобщение.

Каждый поэт шёл своим собственным путём, у каждого своя формула. Но можно ли сказать, что в основе их жизненной концепции лежит нечто общее, ставшее тем самым стержнем, на котором держится человеческая личность?

Мы вновь возвращаемся к словам А.А.Ахматовой: “Я научилась просто, мудро жить”.

6. Рефлексия.

Сегодня мы услышали голоса поэтов, почерпнули частичку их жизненной мудрости. Попробуем теперь определить для себя, что значит жить? Что такое жизнь? Выберите самые значимые для Вас слова и создайте из них мозаику.

В этом нам поможет социальный сервис ImageChef.

(При отсутствии возможности использовать данный сервис можно предложить в группах записать на отдельных листах ключевые слова)

Обобщение: необходимо обратить внимание на слова, встречающиеся в работах разных групп. <Рисунок3>

Закончить урок я хочу стихотворением Б.Л.Пастернака:

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

7. Домашнее задание.

Напишите эссе. В качестве названия для эссе выберите строчку из стихотворения любого автора, которую Вы считаете для себя наиболее значимой. Свои эссе размещайте в блоге класса.