Цели: учить анализировать текст, продолжать знакомить учащихся с работой Национального корпуса русского языка, учить использовать возможности НКРЯ в исследовательской деятельности, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления цитатного плана.
- Личностные УУД. Личностное самоопределение. Умение работать самостоятельно и демонстрировать результат деятельности.
- Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Построение устного речевого высказывания. Умение опознавать и сравнивать явления.
- Коммуникативные УУД. Умение эффективно взаимодействовать с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.
Оборудование: ПК для учителя и учеников, Интернет, мультимедиапроектор с экраном, фоторепродукции Л.Н.Толстого и др., различные издания его книг, портрет Л.Н.Толстого.
Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
Ю.Энтин.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие.
Учитель: Здравствуйте! Мы друг другу сказали.
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали.
Почему же на капельку солнца прибавилось в мире?
Почему же на капельку счастья прибавилось в мире?
Почему же на капельку радостней сделалась жизнь?
В.Солоухин
2. Подготовка к восприятию.
Звучит песня Олега Газманова “Мама”
Чтение стихотворения Ласточкиной Надежды “Сына мать качала...”
Сына мать качала... баюшки — баю,
Вырастешь сыночек... помни мать свою.
Ночь уже проходит и встает заря,
Мать качала сына... думала — не зря.
Все плохие мысли от себя гнала,
И с какою гордостью в первый класс вела.
Годы пролетели — вниз с горы, рекой,
В жизни у мальчишки — первый выпускной.
Далее учеба в городе большом,
А потом сыночек в армию ушел.
Мать переживала... ночи не спала,
Каждую копейку сыну берегла.
Господа просила... все слова, как стон,
О здоровье сына у святых икон.
Свадьба отшумела... “Дым стоял столбом”
И сынок покинул старый отчий дом.
Жизнь его кружила в карусели дней,
Не звонит... не пишет матери своей,
А она все плачет сидя у окна,
Серенькая кошка... да она — одна.
И душа рыдает и под сердцем жжет,
Что же сын не едет... внуков не везет?
Все у сына в общем в жизни хорошо,
Жизнь свою устроил, сам себя нашел.
Для семьи трудился не жалея сил
...А о ней не вспомнил... а о ней забыл.
И никак до сына это не дойдет,
Что молитвой мамы, он вот так живет.
Плачет сын у гроба... “Мамочка , прости”
Ношу эту тяжкую до конца нести.
Помнить о родителях — жизненный закон,
Он об этом вспомнил после похорон.
На глаза попались в тайном уголке,
Сбереженья мамы в носовом платке.
Рядышком записка... “Я тебя ждала,
Здесь насобирала, что, сынок смогла”
Плакал над деньгами сам себя кляня,
Он такие деньги делал за полдня.
И душа рыдает... и прощенья нет,
Мать их собирала целых десять лет...
Определение темы урока.
Учитель: Какое главное ключевое слово объединяет песню и стихотворение, прозвучавшие на уроке?
Учащиеся: Мама.
Учитель: Итак, как вы думаете, о ком пойдёт сегодня речь на уроке?
Учащиеся: О матери Николеньки Иртеньева.
Учитель: Конечно, о маме. Мы продолжаем изучение повести Л.Н. Толстого “Детство”, и тема урока: “Образ матери в повести Л.Н.Толстого “Детство”. (Учащиеся записывают тему урока)
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку могут служить слова Юрия Энтина. Прочитаем их.
Учитель: Согласны ли вы с поэтом?
Учащиеся высказывают своё мнение.
Учитель: В “Детстве” Толстого все погружено в море любви, разлитой вокруг Николеньки: все любят его и он любит всех. Пребывание ребенка в состоянии счастья, радости, любви ко всему, находящемуся рядом с ним, проистекает из абсолютного согласия маленького человека с собой и окружающим миром.
Составление цитатного плана.
Учитель: В тексте повести Л.Н.Толстого “Детство” с помощью НКРЯ необходимо найти цитаты, которые отражают чувства Николеньки к матери. Сделать выводы о роли матери в жизни Николеньки Иртеньева. (Поиск делим на две части: сначала проводится поиск учащимися всех трёх групп по словоформам “мам*” и “пап*”, затем каждой из групп по словам и словоформам “любовь, счаст*, рад*”)
1. Создание подкорпуса в НКРЯ.
2. Сохраняем подкорпус и переходим к поиску.
3. Поиск в повести по словоформам “мам*” и “пап*”
3.1. Результаты поиска по словоформе “мам*” . Всего 10 вхождений.
3.2. Поиск в повести по словоформе “пап*”.
3.2.2. Результаты поиска по словоформе “пап*” . Всего 68 вхождений.
Учитель: Почему мы получили такие разные результаты?
Учащиеся: Мама Николеньки умерла, когда ему было 10 лет, поэтому о матери 10 вхождений.
4. Поиск в повести каждой из групп по словам и словоформам “любовь, счаст*, рад*”
4.1.Поиск в повести по слову “любовь”(1 группа)
4.1.1.Результаты-42 вхождения.
4.1.2.Учащиеся отбирают высказывания, относящиеся к матери Николеньки. В результате остаётся 19 цитат.
4.2.1. Поиск в повести по словоформе “счаст*”(2 группа)
4.2.2.Результаты-21 вхождение.
4.2.3. Учащиеся отбирают высказывания, относящиеся к матери Николеньки. В результате остаётся 5 цитат.
4.3.1. Поиск в повести по словоформе “рад*”(3 группа)
4.3.2.Результаты-20 вхождений.
4.3.3. Учащиеся отбирают высказывания, относящиеся к матери Николеньки. В результате остаётся 8 цитат.
Учащиеся зачитывают получившиеся цитаты.
Учитель: Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою — маленькому Николеньке Иртеньеву?
Учащиеся: “...её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь”, “нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала”)
Учитель: В какой момент матушка вся преображалась и её лицо становилось просто прекрасным?
Учащиеся: Когда матушка улыбалась
Учитель: Какая атмосфера царит в доме Иртеньевых за завтраком?
Учащиеся: Семейная, тёплая, дружественная.
Учитель: Кто из домашних формирует такую атмосферу?
Учащиеся: Матушка.
Учитель: Какое чувство из детства главный герой пронёс через всю свою жизнь?
Учащиеся: Слитая воедино любовь к матери и к Богу.
Учитель: Как автор называет пору детства?
Учащиеся: Самой счастливой в жизни человека.
Учитель: Как вы понимаете слова: “Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе”?
Учащиеся: Мальчик видел улыбку своей матери. Как становится хорошо на душе от живительной и чудодейственной по силе материнской улыбки, когда любимый и родной человек счастлив и улыбается!
Учитель: Сделаем выводы о роли матери в жизни Николеньки Иртеньева.
Учащиеся: Мальчика окружают дорогие и любимые люди, которые составляют его семью – отец, няня, братья и сестры, учитель, дворовые. К каждому из них у Николеньки свое отношение, каждого из них мальчик любит. Но, несомненно, на первом месте для героя стоит его мама. В повести не дается ее точный портрет, описаны лишь отельные штрихи, воспоминания о которых Николенька пронес через многие года. Главными среди них была “постоянная доброта и любовь в глазах”.
Учитель: Мать – самый важный человек в жизни маленького ребенка.
Учащиеся: Герой подчеркивает, что его матушка была очень светлым человеком: “Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело”. В этих словах – не только характеристика Натальи Николаевны. Толстой тонко подметил тесную связь матери с ребенком: когда матушке было хорошо, то радостнее на душе становилось и у Николеньки.
Учитель: Перед нами идеальный образ матери, которая всю себя, свою любовь и нежность отдаёт детям. Мать тонко чувствует своих детей. Как и всякая мать, наша героиня боится оставить своих детей сиротами. Горячая любовь к матери исторгает из души ребёнка чистую молитву. Мы с вами убедились в том, что Николенька очень любит свою мать. Автор показывает, как в детский мир приходит смерть. У Николеньки умирает мать. Это событие кажется мальчику невероятным, так как мир для него — это место, где все живет и исполнено радости. Поэтому сознание Николеньки отказывается соотнести лицо матери с тем “бледно-желтоватым прозрачным предметом”, который он видит на том месте, где находилось лицо: “я не мог верить, чтобы это было ее лицо”. И когда в видимом “предмете” начинают проступать “знакомые, милые черты”, мальчик переживает состояние ужаса. Поэтому смерть мамы - сильнейшее душевное потрясение для ребёнка.
Итак, мы сегодня поговорили о самом дорогом на земле человеке – о маме.
Что лично для себя вы взяли из обсуждения на этом уроке
Учащиеся: Всё, что нам дорого, что свято, связано с именем мамы. По отношению к матери судят, каков человек.
Рефлексия: Закончи предложение.
- Сегодня на уроке я понял ....
- Сегодня я запомнил.....
- Сегодня на уроке мне понравилось....
- Сегодня на уроке я чувствовал себя....
Домашнее задание: с. 115 – 118, выполнить задание в “Рабочей тетради”, с.33.
Интернет-ресурсы.
- http://www.ruscorpora.ru
Список литературы.
- Ахмадуллина Р. Г. Литература. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2-х частях (Комплект). — М. : Просвещение, 2016
- Беляева Н. В.Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. — М. : Просвещение, 2016
- Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим... : 7 класс: Дидактические материалы по литературе. — М. : Просвещение, 2016
- Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/В .Я . Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2016
Дополнительная литература для учащихся.
- Андроников И. Я хочу рассказать вам. М., 1971
- Капитанова Л. А. Толстой в жизни и творчестве. М., 2001
- Смольников. И. Середина столетия. Л.,1977