Цель урока: познакомить обучающихся с героическими страницами русской поэзии периода Великой Отечественной войны.
Задачи:
- предметные: силой слова и музыки воздействовать на души детей, раскрыть значение литературы в годы Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубокими переживаниями лирического героя, развивать навыки выразительного чтения стихотворений;
- метапредметные: развивать познавательные способности обучающихся, навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
- личностные: способствовать становлению мировоззренческой позиции обучающихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за Россию и ее народ, интерес к истории России.
Ожидаемые результаты: вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников; желание изучать историю России, историю Великой Отечественной войны на материале русской литературы того времени и Щелковской поэзии; желание выразить своё отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводный этап, создание ситуации эмоционального «присоединения»:
Учитель:
- Доброе утро, ребята.
- Скажите, с каким настроением вы проснулись сегодня утром?
(ответы учащихся; часть фиксируется на доске справа)
- Слушаете ли вы по утрам новости? О чём обычно сообщают?
- О чёмбы вы НЕ хотели услышать, проснувшись? (ответы учащихся)
Учитель:
Однажды летним утром миллионы ваших сверстников и их близкие проснулись и услышали голос знакомого диктора. Послушайте и вы.
Слайд: фотография военных лет; надпись «утро 22 июня 1941 года»; слайд сопровождается аудиозаписью голоса диктора, объявляющего о начале вторжения на территорию СССР.
Учитель:
- Как вы думаете, что чувствовали наши соотечественники, услышав такую новость? (делается запись ответов на доске слева)
На интерактивной доске - возможная «карта эмоций»:
Утро 22 июня 1941 года | Утро 10 апреля 2012 года |
Недоверие к словам, недоумение, негодование, тревога, страх, мысль о близких, гнев, ярость, отчаяние, растерянность, шок, ужас, полное неверие (отрицание), ненависть, решимость, ярость, ощущение большой беды |
С надеждой, блаженством, чувством «недосыпания», с мыслями о предстоящем дне, с чувством ответственности, озабоченности, радости, голода, любопытства, счастья, тревоги, предвкушения приключений... |
Учитель:
- Что вы можете сказать, сравнивая эмоции? (ответы учащихся: Эмоции практически не совпадают, так как человек испытывает совершенно РАЗНЫЕ чувства во время войны и в мирное время).
Учитель:
- Я хочу предложить вам разговор о чувствах, мыслях, действиях людей, переживших это утро и ставших родителями поколения наших дедов. Они услышали слово «война» - и не было более страшного слова для них с этого дня...
2. Ассоциации со словом война
- Какие ассоциации вызывает у вас это слово «ВОЙНА»? (смерть, сражение, боль, беда, горе, огонь)
- Можем ли мы считать ассоциациями к слову «война» эмоции, запечатлённые на доске? (обращение к левой части «таблицы»)?
3. Этап целеполагания.
Учитель: Скажите, какие виды искусства способны запечатлеть человеческие эмоции наиболее эффективно? (возможные ответы: музыка, литература, фотография, живопись...) И сегодня мы обратимся к некоторым из них.
- Какой вид искусства, на ваш взгляд, оперативнее других сумел передать чувства наших соотечественников, ваших ровесников в первые дни войны? Почему вы так считаете?
(возможный ответ: стихи, лирика: она запечатлевает эмоции и оперирует словами, а не нотами или приёмами визуального изображения)
- Предположите, какова тема нашего занятия?
- Для чего нам нужно сегодня об этом говорить?
Учитель: Об утре 22 июня 1941 года можно сказать, что этот день – не только начало Великой Отечественной войны, но и начало новой страницы в книге великой русской лирики... То было время, когда особенно стал понятен смысл слов В.Маяковского: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». В годы военных испытаний 1215 писателей ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.
Сегодня мы с вами посмотрим, как открывалась Поэтическая тетрадь Великой Отечественной войны, в чём видели поэты своё предназначение, какие темы считали главными.
Для этого поработаем в группах.
- Первая группа - Стихи первых дней войны.
- Вторая группа – Стихи, написанные в годы войны.
- Третья группа - Стихи Щелковских поэтов о Великой Отечественной войне.
У каждой группы задание: прочитать стихи, ответить на вопросы: чем объединены, какие эмоции выражают и с помощью каких средств выразительности показаны эмоции.
Работа в группах – 5 минут (на фоне песни «Журавли»).
Выступление каждой группы.
1 группа - Стихи первых дней войны.
Учитель: Итак, утром началась война. После такого утра, после такого пробуждения, о чём могли написать поэты и с каким чувством? (ответы, предположения)
Из стихов, написанных после начала войны, выделяются следующие поэтические тексты.
Обратите внимание на карточку №1 для 1 группы (на слайде)
А.Сурков |
В.Лебедев-Кумач |
К.Симонов |
Песня смелых Стелются черные тучи, |
Священная война Вставай, страна огромная, |
* * * Если дорог тебе твой дом, |
Учитель: Что представляют собой эти стихотворения, исходя из их содержания?
(«призыв», «воззвание к соотечественникам»)
Учитель: Что их отличает друг от друга? (тональность – от оптимизма к суровому стоицизму (стойкости духа) и даже агрессивности)
Обратите внимание на то, что слово «ПОБЕДА» звучит уже 22 июня 1941 года.
Учитель: Какие эмоции здесь преобладают? («ярость», «гнев», «решимость», «ненависть»)
- Скажите, что можно было бы сделать со стихотворением, чтобы эти эмоции сильнее воздействовали на слушателя? (положить на музыку, сопроводить кадрами хроники, рядом фотографий) Звучит фрагмент песни «Священная война», сопровождается видеорядом)
Учитель: Эта песня на музыку Александрова сильно отличается от лирики военных лет.
Это – гимн Великой Отечественной войны.
2 группа работала с карточкой №2; это некоторые стихи,написанные в годы Великой Отечественной (либо отрывки из них).
С.Гудзенко, 1942 год |
К. Симонов, 1943 год |
М.Львов, 1943 год |
ПЕРЕД АТАКОЙ. |
Жди меня, и я вернусь. |
Чтоб стать мужчиной, мало им родиться, |
Учитель: Выделите ведущую эмоцию каждого стихотворения, опираясь на ключевые слова и фразы, и запишите под столбцом.
КАК МЕНЯЮТСЯ ЭМОЦИИ ОТ СТИХОТВОРЕНИЯ К СТИХОТВОРЕНИЮ.
(«самоотверженность», «гордость», «смерть во имя жизни», «мужество», «надежда», «любовь», «любовь к Родине»)
Учитель: Почему эмоции изменились? (Все увидели, что война продолжается, шок первых дней прошёл, каждый принял решение о том, что ему дороже – честь и Родина или жизнь, началось другое время.
Учитель: Изменялось отношение людей к происходящему – матери теряли своих сыновей, жены – мужей, из-за этого менялись и эмоции.
В годы войны многие стихотворения уже в первые дни - месяцы стали песнями.
- Какие песни этого периода вы знаете?
Давайте послушаем одну из них, например «Тёмная ночь». Если вы знаете слова, можете подпевать. (Музыкальная пауза: предложить детям положить руки на плечи друг другу и покачаться в такт музыке)
Среди поэтов, ушедших на фронт и писавших о войне, было много щелковчан, наших земляков. Именно поэтому это отдельная страница в нашей поэтической тетради.
1 группа - Стихи Щелковских поэтов периода Великой Отечественной войны.
Иван Васильевич Рудаков, |
Иларион Тихонович Рыбаков, |
Павел Дмитриевич Наживов, |
«Война!» - Как гром при ясном небе. Все, все! От мала до велика! – Всю силу гнева враг изведал – |
Брест Ворвался первый день войны |
Солдат и пуля Пулю грудью в атаке солдат повстречал, |
Взрослые так выражают своё отношение к войне, а вот послушайте, какое Письмо в 1941 год написал ученик 8 класса, член нашего школьного литературно-творческого клуба «Лирика».
Письмо в 1941- й год.
Здравствуй, дед мой,
Храбрый, смелый!
Шлю привет в год 41.
Ты воюешь, бьёшь фашистов,
Служишь ты артиллеристом.
Грудь ещё не в орденах,
Ненависть сменила страх.
Впереди четыре года,
За спиной - страны свобода…
Ты ещё пока не знаешь -
Пол-Европы прошагаешь.
До Берлина ты дойдёшь,
Победителем придёшь…
Много лет пройдёт с победы,
Но знай, дед, что подвиг ваш
Не забудется бесследно:
Мы, потомки, помним вас!
Каждый день, идя в атаку,
Знай же, дед, что правнук твой
Будет жить, как ты, достойно.
Сможешь ты гордиться мной.
Не напрасно кровь прольётся,
Будет скоро судный день!
Я люблю тебя, дед Ваня!
Я - твой правнук Алексей!
Мы заглянули в поэтическую тетрадь периода Великой Отечественной войны. Давайте тоже сделаем в ней свои записи.
Для этого я предлагаю вам составить синквейн. (можно составить групповой синквейн) записать на отдельных листочках.
Ключевые слова: война, подвиг, победа, память.
Слово “синквейн” французское, обозначающее “пять строк”, причем при его написании существуют определенные правила. Вот они:
- Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Во второй строке – два слова, прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Дети читают синквейны. Учитель собирает листочки.
Домашнее задание:
- Сегодня вы узнали много имён поэтов, писавших о войне. Мне бы хотелось, чтобы вы выбрали стихотворение одного из поэтов и выучили его наизусть, но не забудьте обосновать свой выбор.
Стихи остаются в строю как завещание, как совесть «не вернувшихся с войны».
Этап рефлексии.
- О чём заставила задуматься наша встреча? Перед вами гвоздики. Возьмите эти цветы и выразите одним словом то, что вы сейчас чувствуете. (можно одного человека от группы) Цветы передают учителю. Я тоже беру гвоздику и говорю свои эмоции.
У нас получился яркий букет наших эмоций. Кому он может быть предназначен?
Предлагаю вам возложить эти цветы к мемориалу Славы как дань памяти и уважения к тем, благодаря кому мы сейчас живём под мирным небом.
- Приближается дата - 9 мая. Утро 9 мая… Каким оно было 72 года назад и каким оно будет? Желаю Вам, чтобы каждое ваше утро было радостным и счастливым в этой жизни.