Страницы поэтической тетради Великой Отечественной войны

Разделы: Литература


Цель урока: познакомить обучающихся с героическими страницами русской поэзии периода Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • предметные: силой слова и музыки воздействовать на души детей, раскрыть значение литературы в годы Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубокими переживаниями лирического героя, развивать навыки выразительного чтения стихотворений;
  • метапредметные: развивать познавательные способности обучающихся, навыки  работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
  • личностные: способствовать становлению мировоззренческой позиции обучающихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за Россию  и ее народ, интерес к истории России.

Ожидаемые результаты: вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников; желание изучать историю России, историю Великой Отечественной войны на материале русской литературы того времени и Щелковской поэзии; желание  выразить своё отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводный этап, создание ситуации эмоционального «присоединения»:

Учитель:

- Доброе утро, ребята.

- Скажите, с каким настроением вы проснулись сегодня утром?

(ответы учащихся; часть фиксируется на доске справа)

- Слушаете ли вы по утрам новости? О чём обычно сообщают?

- О чёмбы вы НЕ хотели услышать, проснувшись?  (ответы учащихся)

Учитель:

Однажды летним утром миллионы ваших сверстников и их близкие проснулись и услышали голос знакомого диктора. Послушайте и вы.

Слайд: фотография военных лет; надпись «утро 22 июня 1941 года»; слайд сопровождается аудиозаписью голоса диктора, объявляющего о начале вторжения на территорию СССР.

Учитель:

- Как вы думаете, что чувствовали наши соотечественники, услышав такую новость? (делается запись ответов на доске слева)

На интерактивной доске - возможная «карта эмоций»:

Утро 22 июня 1941 года

Утро 10 апреля 2012 года

Недоверие к словам, недоумение, негодование, тревога, страх, мысль о близких, гнев, ярость, отчаяние, растерянность, шок, ужас, полное неверие (отрицание), ненависть, решимость, ярость, ощущение большой беды

С надеждой, блаженством, чувством  «недосыпания», с мыслями о предстоящем  дне, с чувством ответственности, озабоченности, радости, голода, любопытства, счастья, тревоги, предвкушения приключений...

Учитель:

- Что вы можете сказать, сравнивая эмоции? (ответы учащихся:   Эмоции практически не совпадают, так как человек испытывает  совершенно РАЗНЫЕ чувства  во время войны и в мирное время).

Учитель:

- Я хочу предложить вам разговор о чувствах, мыслях, действиях людей, переживших это утро и ставших родителями поколения наших дедов. Они услышали слово «война» - и не было более страшного слова для них с этого дня...

2. Ассоциации со словом война

- Какие ассоциации вызывает у вас это слово «ВОЙНА»? (смерть, сражение, боль, беда, горе, огонь)

- Можем ли мы считать ассоциациями к слову «война» эмоции, запечатлённые на доске? (обращение к левой части «таблицы»)?

3. Этап целеполагания.

Учитель: Скажите, какие виды искусства способны запечатлеть человеческие эмоции наиболее эффективно? (возможные ответы: музыка, литература, фотография, живопись...) И сегодня мы обратимся к некоторым из них.

- Какой вид искусства, на ваш взгляд, оперативнее других сумел  передать чувства наших соотечественников, ваших ровесников в первые дни войны? Почему вы так считаете?
(возможный ответ: стихи, лирика: она запечатлевает эмоции и оперирует словами, а не нотами или  приёмами визуального изображения)

- Предположите, какова тема нашего занятия?

- Для чего нам нужно сегодня об этом говорить?

Учитель: Об утре 22 июня 1941 года можно сказать, что этот день – не только начало Великой Отечественной войны, но и начало новой страницы в книге великой русской лирики... То было время, когда особенно стал понятен смысл слов В.Маяковского: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо».  В годы военных испытаний 1215 писателей ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.

Сегодня мы с вами посмотрим, как открывалась Поэтическая тетрадь Великой Отечественной войны, в чём видели  поэты своё предназначение, какие темы считали главными.

Для этого поработаем в группах.

  • Первая группа -  Стихи первых дней войны.
  • Вторая группа – Стихи, написанные в годы войны.
  • Третья группа - Стихи Щелковских поэтов о Великой Отечественной войне.

У каждой группы задание: прочитать стихи, ответить на вопросы: чем объединены, какие эмоции выражают и с помощью каких средств выразительности показаны эмоции.

Работа в группах – 5 минут (на фоне песни «Журавли»).

Выступление каждой группы.

1 группа -  Стихи первых дней войны.

Учитель: Итак, утром началась война. После такого утра, после такого пробуждения, о чём могли написать поэты и с каким чувством? (ответы, предположения)

Из стихов, написанных после начала войны,  выделяются следующие поэтические тексты. 

Обратите внимание  на карточку №1 для 1 группы (на слайде)

А.Сурков
22-го июня 1941

В.Лебедев-Кумач
24-го июня 1941

К.Симонов
29-го июня 1941

Песня смелых

Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют.
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться
Смелых Отчизна зовет.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет!
........................................
Славой бессмертной покроем
В битвах свои имена.
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.

Священная война

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!

* * *

Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;
............................................
Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты,
жену и мать,
Все, что родиной мы зовем,—
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь...
Раз фашиста убил твой брат,
Раз фашиста убил сосед,—
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Раз фашиста убил твой брат,
Это он, а не ты солдат.
Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.

Учитель: Что представляют собой эти стихотворения, исходя из их содержания?
(«призыв», «воззвание к соотечественникам»)

Учитель: Что их отличает друг от друга? (тональность – от оптимизма к суровому стоицизму (стойкости духа) и даже агрессивности)

Обратите внимание на то, что слово «ПОБЕДА» звучит уже 22 июня 1941 года.

Учитель: Какие эмоции здесь преобладают? («ярость», «гнев», «решимость», «ненависть»)
- Скажите, что можно было бы сделать со стихотворением, чтобы эти эмоции сильнее  воздействовали на слушателя? (положить на музыку, сопроводить кадрами хроники, рядом фотографий) Звучит фрагмент  песни «Священная война», сопровождается видеорядом)

Учитель: Эта песня на музыку Александрова сильно отличается от лирики военных лет.
Это – гимн Великой Отечественной войны.

2 группа работала с карточкой №2; это некоторые стихи,написанные в годы Великой Отечественной (либо отрывки из них). 

С.Гудзенко, 1942 год

К. Симонов, 1943 год

М.Львов, 1943 год

ПЕРЕД АТАКОЙ.
Когда на смерть идут — поют,
а перед этим
можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою —
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв —
и умирает друг.
И значит — смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним
идет охота.
Будь проклят
сорок первый год —
ты, вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв —
и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже
не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был короткий.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей
я кровь чужую.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда
из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья
устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня,
тот пусть
Скажет:- Повезло.-
Не понять
не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Чтоб стать мужчиной, мало им родиться,
Чтоб стать железом,
мало быть рудой.
Ты должен переплавиться. Разбиться.
И, как руда,
пожертвовать собой.
Какие бури душу захлестнули!
Но ты солдат
и все сумей принять:
От поцелуя женского
до пули,
И научись
в бою не отступать.
Готовность к смерти — тоже ведь оружье.
И ты его однажды примени...
Мужчины умирают,
если нужно,
И потому в веках живут они.

Учитель: Выделите ведущую эмоцию каждого стихотворения, опираясь на ключевые слова и фразы, и запишите под столбцом. 

КАК МЕНЯЮТСЯ ЭМОЦИИ ОТ СТИХОТВОРЕНИЯ К СТИХОТВОРЕНИЮ.

(«самоотверженность», «гордость», «смерть во имя жизни», «мужество», «надежда», «любовь», «любовь к Родине»)

Учитель: Почему эмоции изменились? (Все увидели, что война продолжается, шок первых дней прошёл, каждый принял решение о том, что ему дороже – честь и Родина или жизнь, началось другое время.

Учитель:  Изменялось отношение людей к происходящему – матери теряли своих сыновей, жены – мужей, из-за этого менялись  и эмоции.

В годы войны многие стихотворения уже в первые дни - месяцы стали песнями.
- Какие песни этого периода вы знаете?

Давайте послушаем одну из них, например «Тёмная ночь». Если вы знаете слова, можете подпевать.  (Музыкальная пауза: предложить детям положить руки на плечи друг другу и покачаться в такт музыке)

Среди поэтов, ушедших на фронт и писавших о войне, было много щелковчан, наших земляков. Именно поэтому это отдельная страница в нашей поэтической тетради.

1 группа - Стихи Щелковских поэтов периода Великой Отечественной войны.

Иван Васильевич Рудаков,
автор стихотворений, публиковавшихся в годы войны

Иларион Тихонович Рыбаков,
автор стихотворений, посвященных Великой Отечественной войне

Павел Дмитриевич Наживов,
родился в 1919 году, живёт  в городе Щелково

«Война!» - Как гром при ясном небе.
«Война!» - Неслось по всей стране.
Кто жил тогда – не скажешь: «Не был!» -
Мы были все на той войне!

Все, все! От мала до велика! –
Кто на фронтах, кто у станка,
Кто в поле хлебном горе мыкал.
И жизнь была, как нить тонка.
Мы пухли с голоду и мерзли, Нас жгла свинцовая пурга,
Но срок пришел – лавиной грозной
Мы навалились на врага.

Всю силу гнева враг изведал –
Он был сметен его волной.
И слово звонкое «Победа!»
Взметнулось птицей над страной.

Брест

Ворвался первый день войны
И вспыхнул Брест – зари багровей.
На теле вздрогнувшей страны
Он заалел, как капля крови.
В страну, что издавна горда
Своей судьбою непокорной
Ломилась с Запада орда
С паучьей свастикою черной.
Волной коричневой нацизм
Катил по нивам и селеньям.
Горел тевтонский фанатизм
В глазах другого поколенья.
Фашистам грезились уже
Леса Урала, снег Памира.
Сошлись на смертном рубеже
Две правды, две судьбы, два мира.
Как будто ветер – суховей
Разлился огненной купелью –
Вскипели Буг и Мухавец,
И кровь солдатская вскипела.

Солдат и пуля

Пулю грудью в атаке солдат повстречал, 
Обнял землю он с сердцем пробитым… 
В тот же вечер Верховный приказ подписал, 
левитановский бас над страной рокотал 
и салюты восславили битву. 
Репортёр, снявший подвиг, был также убит – 
жив остался солдат на экране: 
по стерне, меж разрывами, с криком бежит… 
А свинец с той поры всё летит и летит 
и сердца материнские ранит… 
Пулю в смертной атаке солдат повстречал, 
обнял землю родную убитый. 
В тот же вечер Верховный приказ подписал, 
Левитан над страною его прочитал 
и салюты прославили битву…

Взрослые так выражают своё отношение к войне, а вот послушайте, какое Письмо в 1941 год написал  ученик 8 класса, член нашего школьного литературно-творческого клуба «Лирика».

Письмо в 1941- й год.

Здравствуй, дед мой,
Храбрый, смелый!
Шлю привет в год 41.
Ты воюешь, бьёшь фашистов,
Служишь ты артиллеристом.
Грудь ещё не в орденах,
Ненависть сменила страх.
Впереди четыре года,
За спиной - страны свобода…
Ты ещё пока не знаешь -
Пол-Европы прошагаешь.
До Берлина ты дойдёшь,
Победителем придёшь…
Много лет пройдёт с победы,
Но знай, дед, что подвиг ваш
Не забудется бесследно:
Мы,  потомки, помним вас!
Каждый день, идя в атаку,
Знай же, дед, что правнук твой
Будет жить, как ты,   достойно.
Сможешь ты гордиться мной.
Не напрасно кровь прольётся,
Будет скоро судный день!
Я люблю тебя, дед Ваня!
Я - твой правнук Алексей!

Мы заглянули в поэтическую тетрадь периода Великой Отечественной войны. Давайте тоже  сделаем в ней свои записи.

Для этого я предлагаю вам составить синквейн. (можно составить групповой синквейн) записать на отдельных листочках.

Ключевые слова: война, подвиг, победа, память.

Слово “синквейн” французское, обозначающее “пять строк”, причем при его написании существуют определенные правила. Вот они:

  1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Во второй строке – два слова, прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Дети читают синквейны. Учитель  собирает листочки.

Домашнее задание: 

- Сегодня вы узнали много имён поэтов, писавших о войне. Мне бы хотелось, чтобы вы выбрали стихотворение одного из поэтов и выучили его наизусть, но не забудьте обосновать свой выбор. 

Стихи остаются в строю как завещание, как совесть «не вернувшихся с войны». 

Этап рефлексии.
- О чём заставила задуматься наша встреча? Перед вами гвоздики. Возьмите эти цветы и выразите одним словом то, что вы сейчас чувствуете. (можно одного человека от группы)  Цветы передают учителю. Я тоже беру гвоздику и говорю свои эмоции.

У нас получился яркий букет наших эмоций. Кому он может быть предназначен?

Предлагаю вам возложить эти цветы  к мемориалу Славы как дань памяти и уважения к тем, благодаря кому мы сейчас живём под мирным небом.

- Приближается  дата -  9 мая. Утро 9 мая… Каким оно было 72 года назад и каким оно будет? Желаю Вам, чтобы каждое ваше утро было радостным и счастливым в этой жизни.