Цель урока: научить детей рассуждать на тему преобразования мира и человеческих отношений.
Ход урока
Учитель: Ребята, мы прочитали третью и четвёртую главы романа “Что делать?”, в которых рассказывалось о “новых людях”, и теперь давайте подведём итоги.
1. “Новые люди” в личной и общественной жизни руководствуются “теорией разумного эгоизма”. Докажите это на следующих примерах:
А) история женитьбы Лопухова на Вере Павловне;
Б) размышления Лопухова о том, как заставить Веру Павловну не чувствовать себя обязанной ему.
2. “Новые люди” - это люди, для которых труд составляет содержание всей их жизни, труд для них – такая же потребность, как потребность дышать, есть, пить; труд для них – эстетическое наслаждение, потому что каждый из них занимается любимым делом.
А) расскажите, кто и каким трудом занят (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна);
Б) каковы мотивы, заставившие их трудиться.
3. “Новые люди” ведут просветительскую работу и готовят революцию:
А) прокомментировать загородную поездку на острова как смотр революционных сил;
Б) указать, кто принимал участие в поездке.
4. Между “новыми людьми” чистые и красивые отношения:
А) история отношений Лопухова и Веры Павловны с Кирсановым во время болезни Лопухова;
Б) третий сон Веры Павловны;
В) размышления Лопухова о душевном состоянии Веры Павловны и о себе;
Г) Лопухов выясняет отношение Кирсанова к Вере Павловне;
Д) отъезд Лопухова в Рязань.
(Ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои слова цитатами из текста).
Учитель: А теперь давайте ответим на обобщающие вопросы:
- Можно ли поступок Лопухова объяснить “теорией разумного эгоизма”?
- Почему Лопухов не захотел помочь Вере Павловне преодолеть чувство любви к Кирсанову?
- В каком случае он поступил бы не так?
(Ученики рассуждают и отвечают на вопросы).
Учитель: В конце урока мы можем сделать следующие выводы:
- “Новый человек” у Чернышевского не исключение, а тип.
- Их мало, но с каждым днём становится всё больше и больше.
- “Новый человек” у писателя не только революционер, но и учёный.
Рефлексия.
Учитель: А теперь, ребята, поставьте себе оценку за работу на уроке!