Урок литературы "Новые люди" (по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?"). 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цель урока: научить детей рассуждать на тему преобразования мира и человеческих отношений.

Ход урока

Учитель: Ребята, мы прочитали третью и четвёртую главы романа “Что делать?”, в которых рассказывалось о “новых людях”, и теперь давайте подведём итоги.

1. “Новые люди” в личной и общественной жизни руководствуются “теорией разумного эгоизма”. Докажите это на следующих примерах:

А) история женитьбы Лопухова на Вере Павловне;

Б) размышления Лопухова о том, как заставить Веру Павловну не чувствовать себя обязанной ему.

2. “Новые люди” - это люди, для которых труд составляет содержание всей их жизни, труд для них – такая же потребность, как потребность дышать, есть, пить; труд для них – эстетическое наслаждение, потому что каждый из них занимается любимым делом.

А) расскажите, кто и каким трудом занят (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна);

Б) каковы мотивы, заставившие их трудиться.

3. “Новые люди” ведут просветительскую работу и готовят революцию:

А) прокомментировать загородную поездку на острова как смотр революционных сил;

Б) указать, кто принимал участие в поездке.

4. Между “новыми людьми” чистые и красивые отношения:

А) история отношений Лопухова и Веры Павловны с Кирсановым во время болезни Лопухова;

Б) третий сон Веры Павловны;

В) размышления Лопухова о душевном состоянии Веры Павловны и о себе;

Г) Лопухов выясняет отношение Кирсанова к Вере Павловне;

Д) отъезд Лопухова в Рязань.

(Ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои слова цитатами из текста).

Учитель: А теперь давайте ответим на обобщающие вопросы:

  1. Можно ли поступок Лопухова объяснить “теорией разумного эгоизма”?
  2. Почему Лопухов не захотел помочь Вере Павловне преодолеть чувство любви к Кирсанову?
  3. В каком случае он поступил бы не так?

(Ученики рассуждают и отвечают на вопросы).

Учитель: В конце урока мы можем сделать следующие выводы:

  • “Новый человек” у Чернышевского не исключение, а тип.
  • Их мало, но с каждым днём становится всё больше и больше.
  • “Новый человек” у писателя не только революционер, но и учёный.

Рефлексия.

Учитель: А теперь, ребята, поставьте себе оценку за работу на уроке!