Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Игротека на уроках русского языка 2009

    Автор: Коробейникова Зоя Максимовна

    Данная подборка призвана помочь учителю отработать не только практические умения и навыки, но и повысить интерес к урокам русского языка. Применение игры способствует подключению таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь. Подборка адресована учителям русского языка. Игры могут быть использованы на уроках, а также для подготовки к олимпиадам разного уровня.

  • Игры "Интеллектуальный ринг" 2006

    Автор: Глазырина Анжелика Васильевна

    Игра "Интеллектуальный ринг" развивает творческие способности, логическое мышления детей. Повышает интеллектуальный и культурный уровень, расширяет кругозор учеников.

  • Игры на уроках русского языка "Зарифмуем… правила" 2012

    Автор: Савельева Ольга Александровна

    Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастет более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми. Игры широко применяются на уроках как методические приемы обучения школьников. Их можно использовать на любом этапе урока: усвоения новых знаний, закрепления и обобщения изученного материала, контроля. Учебные игры помогают закреплять и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания.

  • Игры на уроках русского языка в 5-м классе 2007

    Автор: Краснова Светлана Викторовна

    Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, каждый из которых по-своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, воспитывает, способствует зарождению и реализации творческой мысли. Один из таких видов деятельности - игра. Хочу поделиться с коллегами некоторыми любимыми играми, ставшими неотъемлемой частью моих уроков в 5–6-х классах. Особенно хороши "большие" игры в качестве обобщения или повторения изученного материала. Предлагаю одну из таких игр.

  • Идейно-образная система поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри" 2013

    Автор: Пушкарева Елена Юрьевна

    Задачи урока: рассмотреть основные образы поэмы с точки зрения выражения в них авторской идеи; понаблюдаем, как Лермонтов использует эти возможности и как конструкции с однородными членами работают в языке художественного произведения для выражения авторской идеи.

  • Идея создания анимированного этимологического словаря русского и осетинского языков 2023

    Автор: Цопанова Залина Муратовна

    В современный век IT-технологий требуется новая работа и в изучении слова. В связи с этим данная работа предлагает в помощь демонстрационную версию анимированного этимологического словаря для детей младшего школьного возраста, чтобы привлечь их внимание к истории русских и осетинских слов. Анимация позволяет детям усвоить материал, т.к. является элементом игровой деятельности на уроке.

  • Из истории русских имен и фамилий 2010

    Автор: Долгих Елена Александровна

    Урок может использоваться в 5–6-х классах при изучении темы «Существительное» или на факультативном занятии по русской словесности. Если он проводится в классе с расширенным (углубленным) изучением русского языка и литературы, то итогом его может стать выполнение индивидуальных проектов «Имена и фамилии моей семьи», «Из истории русских имен и фамилий», «Звездные» имена» и т.д.


  • "Из истории русской игрушки" 2009

    Автор: Иночкина Людмила Александровна

    Урок знакомит с историей русской игрушки, воспитывает нравственные и эстетические чувства ребёнка, показывает, что и дети несут ответственность за происходящее вокруг них.

  • Из истории русской пунктуации 2011

    Автор: Тырышкина Наталья Анатольевна

    Теоретический материал знакомит учащихся с историей появления знаков препинания, изменениями в синтаксической и пунктуационной системе русского языка, с особенностями синтаксиса разных стран. Задания практического характера помогут привить интерес к предмету, закрепить теорию, будут способствовать формированию правильного отношения ученика к постановке знаков препинания.

  • Из истории церквей Хангаласского улуса (урок-репортаж) 2009

    Автор: Черняк Раиса Сергеевна

    Урок проводится с целью знакомства учащихся с историей покровских церквей; развития навыков владения связной устной речью; воспитания у школьников гражданственности, патриотизма, нравственности, уважения к историческому прошлому и настоящему Покровска.

  • Из опыта использования ИКТ на уроках русского языка 2012

    Автор: Тимофеева Луиза Петровна

    При первом знакомстве учащиеся должны усвоить, что причастие образуется от глагола, а в предложении служит определением и обозначает признак предмета по его действию. Не менее важно раскрыть понятие «признак по действию».

  • Из опыта организации научно-исследовательской работы по ономастике в национальной школе 2010

    Автор: Габышева Нюрбина Николаевна

    В статье описан опыт организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку в сельской гимназии Республики Саха (Якутия), приведены результаты деятельности по направлению. Темы по ономастике распределены автором по разделам программы общеобразовательной школы с 5-го по 9-й классы, адаптированы к профилю учебного заведения. В статье показано, как в ходе внеурочной работы дети знакомятся с методологией работы, овладевают навыками исследователя, учатся публичному выступлению.

  • Из опыта подготовки учащихся к сочинению – описанию картины (подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона "Русская зима") 2008

    Автор: Куликова Ирина Леонидовна

    Данный урок проводится в 5-м классе по программе М.М. Разумовской после изучения темы «Когда слово употребляется в переносном значении» с целью закрепления навыков написания сочинения-описания по картине и выработки умения употреблять слова в переносном значении в письменной речи.

  • Из опыта преподавания курса "Русский язык и культура речи" 2006

    Автор: Курипко Вера Петровна

    В статье автор говорит об актуальности изучения курса "Русский язык и культура речи" и делится своим опытом проведения отдельных уроков по культуре речи. Совершенствование культуры речи - это то новое, что учащиеся должны получить на занятиях, что должно вызвать их познавательный интерес к родному языку и сделать обучение более продуктивным.


  • Из опыта проведения групповых форм работы на уроках русского языка 2009

    Автор: Фатейчев Сергей Николаевич

    В настоящее время в учебном процессе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма. Особое внимание уделяется таким формам, как лекция, семинар, практикум, консультация, зачет.

  • Из опыта проведения нестандартных уроков по русскому языку в 5-м классе 2008

    Автор: Козлова Нина Михайловна

    Повторение и обобщение изученного материала - очень важный этап в закреплении знаний учащихся по тому или иному разделу русского языка. Предлагается методика завершения сложных тем нестандартными уроками повторения и систематизации знаний. В качестве примера приводится урок-игра по теме "Словообразование и орфография" (повторение и обобщение знаний), проведённый в 5-м классе.

  • Из опыта проведения учебных занятий русского языка и литературы в 5-м классе по обновлённым ФГОС 2022

    Автор: Александрова Фрида Ивановна

    Школьное образование в России, постоянно находится в процессе реформирования. В настоящее время, особенно актуальным направлением, является внедрение обновленных ФГОС, регулирующих школьное образование, в том числе и на уроках русского языка и литературы. В основном документе, регулирующем школьное образование (ФГОС), подчёркнуто значение самостоятельного овладения школьниками знаниями и умениями в процессе творческой самостоятельной деятельности, в связи с чем особое внимание уделено интеллектуальному и речевому развитию обучающихся, в частности – на уроках русского языка. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы проведения учебных занятий по русскому языку и литературе в 5-м классе по обновленным ФГОС.

    ФГОС

  • Из опыта работы "Таблицы признаков сложных предложений. Изучение сложных предложений в школе" 2013

    Автор: Макарова Надежда Ивановна

    Занятие проводится в форме игры, учитель называет признаки, учащиеся оценивают информацию и на основе этого указывают (или не указывают) вид предложений.

  • Из опыта работы по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка 2012

    Автор: Хорват Галина Иосифовна

    В статье автор делится опытом работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка, так как совместная работа учителя и учащихся должна быть направлена как на изучение орфографических и пунктуационных правил, так и на применение их на практике. Автором выделены основные орфограммы, работа с которыми должна проводиться на каждом уроке. Дано краткое описание различных видов диктантов, способствующих развитию грамотности письма.

  • Из опыта работы с детьми с особенностями в развитии 2020

    Автор: Жубрина Елена Викторовна

    Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к обучению. Эта тема заинтересовала меня еще в самом начале моей педагогической деятельности, в 90-х годах, так как начинала я работу учителем коррекционного класса.

    ОВЗ

  • Из опыта работы с одарёнными детьми в свете реализации ФГОС учителя русского языка и литературы 2021

    Автор: Иванов Андрей Викторович

    Основное направление в работе с одарёнными детьми по русскому языку и литературе состоит не только в том, чтобы сохранить этот высокий уровень развития ребёнка, но и дать возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определёнными рамками. Особые дети требуют от учителя больших усилий, потому что для них лучше готовить задания повышенного уровня, чтобы поддерживать интерес и тем самым развивать их, надо заниматься с одарёнными детьми дополнительно, участвовать в различных конкурсах. Всё это требует серьезной подготовки: подбор заданий; анализ их содержания в соответствии с требованиями; оценивание задач в зависимости от степени сложности и оригинальности; подготовка школьников в рамках индивидуальных образовательных маршрутов по предмету. Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое встречается всё реже и реже? Мы воспитываем поколение, утратившее культуру чтения. И всё же учитель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему.

    одаренные дети


  • Из опыта работы учителя по формированию культуроведческой компетенции учащихся 7–8-х классов на уроках русского языка 2014

    Автор: Лапина Оксана Адольфовна

    Из опыта работы учителя по формированию культуроведческой компетенции учащихся 7–8-х классов на уроках русского языка. На уроке проводится работа по комплексному анализу текста, связанная с растительными предпочтениями русских, повлиявшими на формирование русского национального самосознания.

  • Изложение в 4-м классе по рассказу В.В.Бианки "Скворцы" 2021

    Автор: Кошлубаева Люция Губайдулловна

    Представлен видеоурок, на котором учащиеся учатся писать изложение по рассказу В.В.Бианки "Скворцы" в 4-м классе.

    русский язык, изложение

  • Изложение по рассказу А.Куприна "Ю-ю". 5-й класс 2014

    Автор: Шилова Мария Борисовна

    Цель урока: развитие речи учащихся, изложение разных типов речи. На уроке использован прием визуализации "скрайбинг" для глубокого восприятия и запоминания текста.

  • Изложение с продолжением как средство обучения учащихся выражению самостоятельных мыслей и приобщения к нравственным ценностям 2008

    Автор: Чагаева Рима Махияновна

    Данная работа представляет собой литературную разработку методической темы учителя по русскому языку "Изложение с продолжением как средство приобретения учащимися опыта изложения самостоятельной мысли". Творческие работы учащихся анализируются с точки зрения их нравственной оценки, умения увидеть главное в недочитанном учителем произведении и продолжить его, не нарушая логики содержания.

  • Изложение с творческим заданием "Ввести в повествовательный текст описание животного" 2012

    Автор: Шаучулене Елена Михайловна

    Урок развития речи учит детей писать изложение с элементами сочинения, развивает творческие способности, приобщает детей к народной культуре. На уроке с помощью репродукций картин, художественных и поэтических текстов, выставки книг о природе Горного Алтая, музыкальной композиции «Мелодии гор», воспитывается любовь к родному краю, бережное отношение к животным. Используются репродуктивный и исследовательский методы работы. Дети работают по модульно-инструктивной карте.

  • Изложение с ТРКМ 2012

    Автор: Гладкова Виктория Евгеньевна

    Учитель формирует у учащихся умения рефлексивного чтения (анализировать и оценивать информацию, аргументировать свою точку зрения).

  • Изложение с элементами сочинения 2012

    Автор: Салтан Татьяна Витальевна

    Материал к уроку развития речи учит писать изложение с элементами сочинения по рассказу В.Гроссмана «Авель (Шестое августа)» и предназначен для работы АПЛ № 11. Презентация к уроку дает дополнительные возможности для запоминания курса, обогащает содержание.


  • Изложение с элементами сочинения для 8-х классов 2007

    Автор: Никифорова Марина Васильевна

    На примере публицистического очерка о Волге учащиеся знакомятся с новым, усложненным видом изложения (с элементами сочинения), с особенностями описания и рассуждения в публицистическом и художественном стилях.

  • Изложение текста по вопросам "Осень" 2011

    Автор: Коновалова Татьяна Владимировна

    Работа над изложением в начальной школе помогает в дальнейшем научиться хорошо писать сочинения. Передавая своими словами небольшой отрывок художественной прозы Н.Сладкова «Золотой дождь», ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится правильно определять последовательность частей в тексте, определять главную мысль текста и отражать ее в заголовке.