Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота;
обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.
Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов;
обучите их приёмам и способам, которые помогут их постигать.
Антуан де Сент-Экзюпери
На современном этапе развития нашего общества внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальная задача школ. Работа с одарёнными детьми сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашего образования.
Одарённые дети - это звёздочки на школьном небосклоне. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать всё возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
Поэтому можно говорить о том, что первые шаги к высокомотивированному ученику, к отысканию искры, которая горит в нём, начинается на уроке. Первоначальная задача учителя состоит в том, чтобы своевременно выявить одарённость, вызвать и увидеть в ребёнке желание творить, искать, трудиться над непознанным для него явлением. Для этого надо научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. Наша школа уделяет особое внимание таким учащимся, работая по программе «Одарённые дети». В работе с ними используем различные формы организации учебной работы. Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.
Каждый одарённый ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода, и для работы с одарёнными детьми нужны особые методы и подходы. Сегодня учителю предоставлена полная свобода педагогического творчества, позволяющая принимать самые необычные и эффективные педагогические решения.
Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно на основе полученного материала.
Если говорить об одарённости в области филологии, то такие дети сразу заметны при проведении уроков своей творческой активностью, постановкой нестандартных вопросов. В работах таких детей обязательно есть необычные гипотезы, интересная аргументация и стремление расширить границы своего знания по предмету.
Основное направление в работе с одарёнными детьми по русскому языку и литературе состоит не только в том, чтобы сохранить этот высокий уровень развития ребёнка, но и дать возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определёнными рамками.
Особые дети требуют от учителя больших усилий, потому что для них лучше готовить задания повышенного уровня, чтобы поддерживать интерес и тем самым развивать их, надо заниматься с одарёнными детьми дополнительно, участвовать в различных конкурсах. Всё это требует серьезной подготовки: подбор заданий; анализ их содержания в соответствии с требованиями; оценивание задач в зависимости от степени сложности и оригинальности; подготовка школьников в рамках индивидуальных образовательных маршрутов по предмету.
Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое встречается всё реже и реже? Мы воспитываем поколение, утратившее культуру чтения. И всё же учитель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. Ведь способности и талант – это понятия индивидуальные.
Учитывая практическую невозможность вовлечения всех детей с одарённостью в обучение по специальным программам, к сожалению, на сегодняшний день отсутствуют технологии выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, мы, педагоги, несомненно, должны быть готовы к работе с одарёнными детьми в условиях общеобразовательных классов.
Главное в системе работы с одарёнными детьми – личностное развитие ученика и его самореализация. Способности могут только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Считаю, что при данной работе необходимо исходить из выстраивания индивидуальной работы с каждым одарённым учащимся в отдельности. Организация дифференцированной работы с учащимися непосредственно на уроке – это путь, который, в конечном счете, приведёт как учителя, так и ученика к успеху.
Педагогическое сопровождение одарённых учащихся начинается на уроке. Методы и формы работы с одарёнными учащимися должны сочетаться с методами и формами со всеми учащимися в классе и в то же время отличаться определённым своеобразием. Развитие исследовательских умений и творческой активности проходит в форме реферативной работы, лингвистической задачи и творческого зачёта. Для развития интеллектуальных способностей учащихся использую тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах и т.п.
Опыт показывает, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавал условия для успешного овладения и развития менее подготовленных учащихся.
Таким образом, вовлечение учащихся как одарённых, так и детей со средними способностями в активную познавательную деятельность – основная задача учителя русского языка. На мой взгляд, ценность такого подхода заключается не только в выявлении личностей, мыслящих не шаблонно, но и в создании комфортного общения, ситуации сотрудничества для всех учащихся в образовательном пространстве.
На уроках русского языка учителю приходится решать одновременно несколько глобальных задач. В их круг, наряду с формированием навыков грамотного письма, входит и ознакомление учащихся с историей родного языка, и развитие языкового чутья, и обучение азам лингвистики и т.д. Не секрет, что в условиях школы именно на учителей русского языка падает ответственность за лингвистическую компетенцию учащихся.
Использую самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы: лингвистические сказки, уроки - КВН, уроки-путешествия, экскурсии, диспуты, конференции и т.д.
Составление схем-конспектов, опорных таблиц, алгоритмов, их составление вовлекает ученика в активную деятельность, выводы рождаются на глазах учеников, а это дает более стойкий результат по освоению темы.
В последнее время большие возможности для работы с одарёнными детьми предоставляют различные конкурсы-игры по предметам. Так, учащиеся довольно успешно выступают на конкурсах «Русский медвежонок», «Пегас» и всероссийском полиатлон - мониторинге, в различных дистанционных олимпиадах и научно-практических конференциях.
Задача уроков литературы - максимальное расширение круга интересов школьников, формирование способности к критическому мышлению, актуализация лидерских возможностей.
Приёмы, используемые на уроках литературы, могут быть различными. Это создание личностных характеристик персонажей; определение нравственной, эстетической позиции; самостоятельная формулировка вопросов; выбор различных видов заданий (научный отчёт, иллюстрации, инсценировка). Ролевые игры помогают детям проявить себя (оппонент, автор, руководитель, оформитель, справочное бюро). Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Игра – прекрасное средство для формирования адекватной самооценки, веры в свои силы, личной независимости в высказываниях, инициативы.
Сегодня большую роль в обучении может и должен играть компьютер. Литературные материалы, в том числе и игры, выполненные в электронном виде, могут применяться как в классной, так и в домашней работе, ребята самостоятельно с удовольствием создают презентации. Проект - это самостоятельная, творчески завершённая работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения.
Внеурочная и внеклассная работа по русскому языку и литературе является логическим продолжением систематической познавательной деятельности учащихся на уроке. В школе систематически проводятся предметные Недели. В этот период на каждом учебном предмете проводятся экскурсии, занимательные мероприятия, нетрадиционные уроки по истории родного края.
Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одаренной личности.
Каждый человек индивидуален, каждый ученик – раскрытая книга с ненаписанными страницами, и напишется на них то, что предложит жизнь! Задача педагога: увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что сокрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то, что заложила в него природа, великое, неповторимое, его, личное!
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Урок литературы и русского языка в современной школе… Каким он должен быть? С какой целью учитель-словесник идёт в класс? Что в первую очередь стремится он донести до своих учеников? Эти вопросы, к которым учителя возвращаются вновь и вновь.
Я считаю, что данная тема неисчерпаема, можно много говорить о каждой форме работы с одарёнными детьми. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к быстро меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Эта способность обеспечивается, в том числе, и возможностью развития одарённости школьника в период обучения на уроках русского языка и литературы.
Список использованной литературы
1. Брославская Т.Л. Методические рекомендации для учителей – словесников по работе с одарёнными детьми на уроке./ О.В.Касперская. Система работы с одарёнными детьми.- Волгоград, 2011.
2. Матюшкин А.М. Загадки одарённости/А.М.Матюшкин. М.,1992.
3. Панченко И.В. Использование современных образовательных технологий в преподавании литературы и русского языка/О.В.Касперская. Система работы с одарёнными детьми - Волгоград, 2011.