Из опыта работы по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Основной задачей, которая стоит перед учителем русского языка, является формирование навыков грамотного письма. Чтобы добиться хороших результатов у всех учащихся, необходима кропотливая работа по формированию орфографической и пунктуационной грамотности. Для этого работа учителя и учащихся направлена как на изучение орфографических и пунктуационных правил, так и на применение их на практике.

Орфографических правил много, но главными являются правила о безударных гласных, о падежных окончаниях существительных и прилагательных и личных окончаниях глаголов. Поэтому работа с данными орфограммами должна быть постоянной. На каждом уроке проводится запись с проговариванием и проверкой 10–15 слов. Это может быть выписывание слов, например, с безударной гласной из упражнений, из текста. Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного и практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. В начале проговаривает учитель, потом сильные ученики. Затем в работу включаются сильные и слабые учащиеся. Если ученик проговорил с ошибкой, то учитель и класс помогут вовремя исправить ее.

Считаю, что писать на уроке надо много. В своей работе по формированию орфографической зоркости на уроках использую различные виды диктантов.

1. Зрительный диктант.

На доске записано несколько предложений или текст. Текст читается, выделяются наиболее значимые орфограммы, объясняется их правописание. Отдельные слова и предложения проговариваются. Обращается внимание и на пунктуацию. Затем учащиеся пишут текст под диктовку.

2. Диктант с подсказкой.

Зная правило, учащиеся не всегда могут его применять. Чтобы правило действовало, нужно направлять работу учащихся. Учитель сам дает учащимся часть условий действия орфографического правила. Что касается главного условия, учащиеся выполняют самостоятельно, выбирая нужную орфограмму.

3. Диктант с продолжением.

Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Далее учащиеся к каждому слову диктанта придумывают и записывают рядом слова с этой же орфограммой.

4. Диктант со сравнением.

Учащиеся записывают слова на одно орфографическое правило. Например, “Буква а и о в корнях с чередованием” (вырасти – выросли). В результате сравнения учащиеся приобретают навыки разграничения трудных написаний, выявляя сходное и различное.

5. Выборочный диктант.

Учащимся предлагается из трех типов или видов орфограмм выбрать только одну и во время диктанта из каждых трех продиктованных слов записать только одно с выбранной орфограммой.

Например, правописание безударной гласной в корне слова.

А) Гласная, проверяемая ударением. Б) Гласная, проверяемая орфографическим правилом. В) Непроверяемая гласная. (Выращивать, корова, лесной, винегрет, проросли, положение, дождливый).

6. Диктанты с элементами игры.

1) “Собирание орфограмм”. Найти в тексте диктанта самое большое количество орфограмм.
2) “Помоги Незнайке”. Называются слова с ошибкой. Нужно их исправить.
3) “Справочное бюро”. Найти быстрее всех слово в орфографическом словаре и объяснить, как его написать. Например, хоккей, футбол, трибуна.
4) “Угадай-ка”. Например, орфограмма находится в приставке, написание зависит от значения “неполнота действия” (приоткрыть).

Заниматься выработкой орфографических навыков необходимо постоянно, тем более что приемы работы разнообразны. Из этого разнообразия учителю нужно выбрать и апробировать те, которые более всего подходят для работы в отдельном классе.