(1 слайд) Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к обучению. Эта тема заинтересовала меня еще в самом начале моей педагогической деятельности, в 90-х годах, так как начинала я работу учителем коррекционного класса. С этой же целью закончила затем два факультета институтов по специальности учитель-олигофренопедагог и учитель-логопед.
(2 слайд) Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект.
Для каждой категории детей с ОВЗ предусмотрены специальные коррекционные схемы (или варианты программ) обучения (см. таблицу). В результате таких программ ребенок может полностью избавиться от своего дефекта или хотя бы сгладить его проявления.
Способы адаптации при ОВЗ
В этом году в моем 1-м классе по списку было 32 учащихся и 12 из них еще в детском саду прошли ЦПМПК и получили заключение данной комиссии. 9 из них получили рекомендацию учителя-логопеда: «Коррекция и развитие всех компонентов речи, профилактика нарушений письма и чтения.
Таких детей можно отнести к варианту 5.1, что предполагает обучение в общеобразовательном классе по общей программе при обязательном наличии логопедического сопровождения, осуществляемого в совместной работе логопеда с учителем. Особые образовательные потребности таких детей удовлетворяются в ходе внеурочной работы.
Все дети моего класса в прошлом году получали помощь логопеда и психолога. Помимо этого ежедневно в уроки обучения чтению и письму и занятия внеурочной деятельностью я включала коррекционные задания, направленные на развитие речи и исправление ее недостатков.
Благодаря активной работе наших воспитателей и родителей, почти все дети пришли в школу читающими, это позволило подкорректировать программу в добукварный и букварный период. Имея опыт работы по программе «Школа 21 века», в которой разумно выстроены данные периоды, я решила позаимствовать некоторые задания и включить их в свои уроки.
(СЛАЙД 3). Например, изучая гласные первого ряда, на занятиях внеурочной деятельностью параллельно знакомила детей с гласной-парой из второго ряда, естественно, объясняя детям, почему у гласной из букваря появлялась «подружка». А когда в букваре мы доходили до этой пары, то материал повторялся и закреплялся еще раз. Это позволило сэкономить время на изучение алфавита и дало возможность добавить в урок больше коррекционных и развивающих упражнений, а так же освободить время на чтение и письмо. Читающим детям я уже могла давать небольшие тексты, а не читающие могли уже читать цепочки слогов и слова. Точно также выстраивала работу и с парными согласными.
В уроки обучения чтению при изучении согласных букв я включала звуковую разминку, объясняя как правильно поставить органы артикуляции, чтобы правильно произнести данный звук, дети с проблемой в произношении звуков еще раз повторяли и отрабатывали произношение отдельного звука, слогов и слов с этим звуком. Те, кто проблемы в произношении не имел, упражнялись в произношении скороговорок с данным звуком.
Пальчиковая гимнастика, как еще один способ развития речи, проводилась на уроках письма и чтения.
На уроках знакомства с новой буквой или на этапе дифференциации букв давала упражнения, направленные на анализ элементов букв, их сравнение. Это помогает в исправлении нарушений зрительной концентрации, влияющих на скорость чтения и понимание прочитанного, а так же является профилактикой оптической дисграфии.
(Слайды 4) На уроках чтения и письма задания были максимально направлены на изучение фонетического состава слов. На чтении и письме мы пользовались составлением моделей слов.
(Слайды 5) Различали слова с одинаковыми моделями, искали отличия в моделях, отбирали или группировали слова к определенной схеме.
(Слайд 6) Позже, при списывании предложений , пользовались таким приемом, как бухштабирование. Выделяя последовательно каждый звук слова, дети «зажигали огоньки» под буквами (рисовали жирные точки соответствующего цвета) в словах предложения. А звонкие согласные обозначали колокольчиками сверху. Далее писали предложение с комментированием, проговаривая вслух отдельно каждый слог и называя гласную в слоге, что позволяло еще раз остановить внимание ребенка на ней и не позволить пропустить ее или написать неверно.
При заучивании правил, после совместного и самостоятельного прочтения текста и подробного разбора смысла его, я использую такую игру-пятиминутку «Научи своего друга». Каждый ребенок рассказывает правило трем своим одноклассникам, с разрешением перемещаться по кабинету. В компании учить наизусть интереснее и намного проще. Одновременно это еще удовлетворяет и двигательную потребность.
(Слайд 7) Для запоминания словарных слов использовала картинный материал Ольги Борисовны Иншаковой. Он позволяет детям запоминать словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов. Позже, в более старших классах, дети сами рисуют такие картинки к новым словам, придумывают предложения, рассказы, в которых встречается наибольшее количество словарных слов.
(Слайд 9) Одним из основных принципов обучения детей с ОВЗ является мотивация или интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу
Вспомним свои школьные годы, как нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и выполнять упражнения, и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами.
Ученые считают, что результаты деятельности человека всего на 20-30% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов.
Актуальность формирования мотивации учащихся обусловлена и новыми Федеральными стандартами в обучении, она выполняет важные функции в обучении.
Современный мир характеризуется быстрым развитием информационных технологий, которые активно помогают формировать мотивацию у учащихся, поэтому ведение современных уроков не может обходиться без них.
(Слайд 9)
В своей работе совместно с традиционными формами и методами ведения урока я регулярно использую материалы МЭШ, пользуюсь своими разработками уроков и интерактивных заданий, а также материалами других московских учителей.
(Слайд 10)
Затем те же уроки и интерактивные задания прикрепляю в рекомендации по домашним занятиям для тех детей, которые отсутствовали на уроке в этот день. Остальные дети могут использовать эти задания для повторения.
Для закрепления различного материала использую интерактивные задания и других интернет- платформ и сайтов. Например…
(Слайд 11)
С 2014 года использую в работе учебную платформу «Учи.ру». Каждые 4 года обязательно регистрирую туда всех учеников своего очередного 1-го класса. В этот раз мы зарегистрировались уже весной, после первого родительского собрания в мае и дети в течении лета уже могли готовиться к школе на базе этой платформы.
На ее базе есть возможность разрабатывать индивидуальный маршрут работы для каждого ребенка, составлять собственные уроки.
(Слайды 12) Каждый участник платформы может участвовать в олимпиадах и конкурсах и получать награды за свою работу, которые сохраняются в портфолио.
Работа в данной платформе – это отличный способ сделать свои уроки еще более яркими, используя их вместе с планшетами, компьютерами и интерактивной доской в классе, она поможет любому учителю не дать детям потерять мотивацию к обучению.
Данную платформу использую в основном на занятиях внеурочной деятельностью, рекомендую родителям для занятий с детьми дома как дополнительный материал. А также включаю здания в свои электронные уроки.
(Слайды 13) В этом году, на этапе повторения пройденного материала за год, мы с ребятами решили поучаствовать в школьном марафоне и вышли на 2 место среди всех классов начальной школы №1748,
(Слайды 14) а также в результате систематической коррекционной работы по результатам контрольных ВСОКО мои дети показали 100-процентный уровень достижения знаний.
А теперь ответьте для себя на следующие вопросы
- Что мудрее: планировать или действовать
- Что приоритетнее: созерцать или созидать
- Что полезнее: лежать или шагать
- Что приятнее вдыхать аромат блюда или пробовать его на вкус
- Что интереснее: обсуждая общаться или наблюдая молчать
- Что результативнее: действие или бездействие.
Конечно, мы выбираем действие, деятельность.
Алексей Николаевич Толстой сказал когда то: «Не ошибается тот, кто ничего не делает, хотя это и есть его основная ошибка»
Поэтому в своей работе я тоже выбираю действие.
Надеюсь, что мой опыт будет для кого-то полезной информацией.