Цели:
- Подготовка к экзаменам.
- Формирование умения изложения текста, аргументировать, составление тезисов.
- Воспитание гуманизма.
Оформление доски: число, тема, цель.
Мультимедийная презентацияпреследует собственные цели и дидактическиезадачи:
- Предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения практическими навыками.
- Отработка в интерактивном режиме элементарных базовых умений.
- Усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе исследовательской деятельности учащихся.
- Возможность увеличения объема предъявляемой для изучения информации, а также собственной практической деятельности ученика.
- Увеличение доли содержательной работы ученика за счет снятия проблем технического характера.
План-конспект:
1. Организационный момент
2. Актуализация полученных знаний
а) передать сюжет рассказа;
б) объяснить понятия:
милосердие альтруизм
братоубийственная война мизантроп
гуманизм человеколюбие
в) библейская притча о Каине и Авеле;
г) историческая справка.
3. Чтение текста изложения (Приложение 1)
4. Объяснение учителем задания для ответа на вопрос
Работа по плану:
1. История названия.
2. Историческая справка.
3. Поставленная автором проблема:
ответственность человека.
Обязанность выполнить:
– приказ;
– техническая революция.
– ответственность ученых.
К теме благородства и милосердия обращается В. Гроссман в своем рассказе “Авель” (“Шестое августа”). Это истории о том, как была сброшена атомная бомба на японский город Хиросиму. В. Гроссман любил людей, верил в непобедимость человечности, желал, чтобы “человек длился вечно”. Вот почему он страстно ненавидел войну и фашизм во всех его проявлениях. “Высший дар человечества – есть дар душевной красоты, великодушия и благородства”, – говорит писатель. Все эти качества наиболее ярко проявляются при столкновении со злом, в первую очередь, на войне.
С точки зрения Гроссмана, подлинная человечность невозможна без сопричастности всему происходящему, а происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Так поставлена эта проблема в рассказе “Авель”. Перед полетом экипаж рассуждает о том, несут ли летчики ответственность за выполнение приказа. Командир утверждает, что от моральной ответственности “никто не открутится”, второй пилот и радист считают, что техника освобождает их от чувства вины. Джозеф Коннор не вмешивается в разговор экипажа. Этот юноша внутренне близок автору. Автор наделил его своей тревожной совестью. В полете он думал только об одном: сбросить бомбу точно на цель. И вот бомба сброшена. Экипаж и летящий вместе с ними пассажир-физик по-разному реагирует на взрыв, и осмысливают его последствия. Для физика важнее всего несоответствие детской мечты: осчастливить человечество дешевой энергией и картиной превращения в ничто всего живого. Второй пилот оправдывает случившееся высокими целями, у оставшихся также нет сознания ответственности. Джозеф Коннор потерял покой, он все время моет руки, как бы стремясь смыть с них кровь. Острое сознание вины потрясло юношу – он пытается покончить с собой, а когда ему мешают – сходит с ума. В Хиросиме совершилось массовое братоубийство. Поэтому рассказ и назван “Авель” как напоминание о библейском братоубийстве. Но в рассказе есть еще одно братоубийство. Убит Джозеф Коннор, вернее не он убит, а убита его душа – это еще страшнее. Это предупреждение о грядущей опасности.
Продолжи предложения.
- К теме благородства…
- Это история о том …
- В. Гроссман верил…
- Высший дар человечества есть…
- С точки зрения Гроссмана…
- Перед полетом…
- Командир утверждает…
- Джозеф Коннор…
- Автор наделил его…
- В полете он думает…
- Экипаж и пассажир-физик…
- Для физика…
- Второй пилот оправдывает…
- Джозеф потерял…
- Острое сознание вины…
- В Хиросиме…
- Поэтому…
- Но в рассказе есть…
- Убит Джозеф…
- Это – предупреждение…
Гуманизм – готовность бескорыстно
действовать на пользу другим, не считаясь со
своими личными интересами.
Мизантропия – нелюбовь, ненависть к людям.
Милосердие – готовность помочь кому-либо,
простить кого-либо из сострадания.
5. Домашнее задание: закончить работу.