Я знал одной лишь думы власть
Одну – но пламенную страсть...
Начало урока:
На прошлом уроке, ребята, мы с вами говорили об особенностях композиции поэмы “Мцыри”, об отношении автора к своему герою и определили идею произведения.
- Как построена поэма? (2 главы – экспозиция, 24 главы – исповедь, герой рассказывает о своих мыслях и чувствах).
- Почему именно такую форму выбрал писатель?
- При чтении любого художественного произведения чувствуется отношение автора к своему герою. Каково отношение Лермонтова к Мцыри? (Сочувствует герою, восхищается силой его духа).
- Какова идея* поэмы? (*Идея – отношение писателя к изображаемым им событиям.Мы с вами знаем, что идею свою писатель воплощает в художественных образах (идея в них живёт и развивается, движет действие).
Лермонтов утверждает идеал свободной личности, её права на жизнь, независимость.
Задачи урока.
Итак, мы подошли к теме урока и к задачам, стоящим сегодня перед нами. Они довольно сложны и потребуют от вас сосредоточенной, целенаправленной исследовательской работы. Я подчёркиваю слово исследовательской, так нам предстоит заглянуть в мастерскую художника слова. Что же это за задачи? Их две.
- Литературоведческая: рассмотреть основные образы поэмы с точки зрения выражения в них авторской идеи.
- Лингвистическая. На уроках русского языка мы изучили тему “Однородные члены предложения”. В художественной литературе конструкции с однородными членами имеют экспрессивные возможности. Понаблюдаем, как Лермонтов использует эти возможности и как конструкции с однородными членами работают в языке художественного произведения для выражения авторской идеи.
Новая тема.
Одна из основных проблем поэмы – проблема свободы. Все, что с ней связано, стягивается к трём тесно соприкасающимся и последовательно расположенным художественным образам. Каким? (Монастырь – природа – Родина).
Работа с текстом. Монастырь. Герой и люди.
- Как воспринимает его Мцыри?(Кельи душные, сумрачные стены, плен, тюрьма).
- Почему Мцыри чувствует себя одиноким, ведь есть монахи, почему они не кажутся ему спасителями? (Разные взгляды на жизнь.Они требуют отказаться от себя, от убеждений, надежд и от свободы.)
Подведем небольшой итог и свяжем с темой: все, что связано с монастырём воспринимается как враждебное живой душе, как противоестественное, так как монастырь враждебен воле, подавляет человека. Герою это чуждо, он не принимает мир как данность.
- Что предпринимает герой? Какую цель преследует? (Текст.Узнать, прекрасна ли земля...)
- Что же узнал и увидел Мцыри, вырвавшись из монастырского плена? (Природа многогранна, она меняется, то показывая свои прелести, то поворачивается мрачной стороной к герою.)
Работа с текстом. Герой и природа.
- Проследите, как меняются картины природы. Как вы думаете, почему природа меняется? (Очень часто описание природы сравнивается с человеческой жизнью.Поэт наделяет её теми же качествами, которые присущи людям).
- Как это связано с идеей произведения? (Всё в мире природы существует свободно. В этом смысл жизни. Человек тоже рождён для воли).
- Почему здесь Мцыри не чувствует себя одиноким? (Здесь жизнь, с её напряжениями, бурями, опасностями. Всё это сродни характеру героя).
- Что является для Мцыри идеалом свободы? (Родина. Хотя герой попадает в плен ребёнком, он постоянно держит в памяти родные картины. Текст.Родина ему дороже всех благ.Текст.)
- Почему, ради чего страдает Мцыри? (Образ Родины особенный в поэме. Лермонтов нарисовал идеальное, свободное, гармоническое общество.Герой верит в этот реально существующий идеал. Вера помогает ему в жизни. У него есть цель, захватившая всё его существо. У каждого человека должна быть цель в жизни, тогда только жизнь будет иметь смысл.)
- Почему же герой умирает? О чём жалеет в последние минуты? (Работа с эпиграфом.)
Перед нами прошла короткая, трагическая, но яркая жизнь юноши – горца. Мы волновались, переживали вместе с героем.
- Какие средства выразительности помогают нам увидеть, пережить события и понять авторскую идею? Какое средство встречается чаще всего? (Сравнения. Примеры - текст.)
- На сегодняшнем уроке мы поговорим о выразительных возможностях конструкций с однородными членами. Дайте определение однородных членов предложения.
- В каких эпизодах чаще всего используются конструкции с однородными членами? (Работа в группах.Учащиеся находят эпизоды, зачитывают.)
- Рассмотрим эпизод, который является кульминационным в поэме. Что называется кульминацией? Какой эпизод, по-вашему, является кульминационным? Почему? (Коллективная исследовательская работа – анализ эпизода “Бой с барсом”. В нём – честная борьба, проявление силы, мужества, то есть лучших качеств героя. Поэт любуется отвагой, мужеством Мцыри. В этом эпизоде всё подчинено выявлению душевного состояния героя – слова, интонация, ритм стиха, система переносов, пауз. Найдите однородные члены предложения. Какие конструкции здесь преобладают? (С однородными сказуемыми.Предложения с однородными сказуемыми обладают экспрессивной возможностью передавать движение и его характерные особенности.)
- Какую же роль в выражении авторской идеи играют однородные члены предложения? (При помощи однородных членов Лермонтову удаётся выразить душевное состояние героя, нарисовать картину родины Мцыри, показать готовность вступить в борьбу, проявить отвагу, мужество, чтобы утвердить себя как личность.)
Чтение наизусть.
Итог урока.
- Как вы думаете, а сегодня проблемы, поднятые в поэме “Мцыри”, актуальны? Что это за проблемы?