Идея создания анимированного этимологического словаря русского и осетинского языков

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Введение

Всему название дано - и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов
Купаться ежечасно!
А.Шибаев

Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука. Очень интересная и серьезная, и имя ей - этимология, что в переводе с греческого означает «наука об истинном значении слов».

Данная работа направлена на привлечение детей младшего школьного возраста к изучению этимологии русских и осетинских слов.

История слов меняется в зависимости от поворотов истории. Меняется мир, меняется язык, появляется необходимость давать имена новым предметам и явлениям, и старые слова приобретают новый смысл. Например: конь и козел - гимнастические снаряды, мышка - прибор, без которого не обойтись при работе на компьютере. Так слово все дальше и дальше уходит от своего первоначального значения.

Цели и задачи

  • Создать демонстрационную версию анимированного этимологического словаря для детей младшего школьного возраста.
  • Привлечь внимание школьников к живому слову, заинтересовать русским языком.
  • Пробудить желание искать и находить исторические корни, исследовать, углубляться в историю слова, и не просто делать открытия, а делать их с радостью и удовольствием.
  • Узнать с помощью опроса, какую информацию легче воспринимать детям, текстовую или анимированную.
  • Узнать какую роль играет этимология в жизни человека.

Актуальность

  • Анимация позволит легче понять и быстрее запомнить происхождение слов.
  • Через анимированный словарь можно с легкостью заглянуть в энциклопедии, открыть географический атлас, полистать книги по истории.
  • Такой этимологический словарь будет полезен многим школьникам для обогащения словарного запаса учащихся, повышения их орфографической, морфемной, речевой и общей культуры, развития интеллекта, приобщения к истории и культуре своего народа и своей страны.

Основная часть

Причины появления идеи создания словаря.

Я решил подготовить проект на тему «Идея создания анимированного этимологического словаря русского языка», потому что на одном из уроков мы рассматривали раздел «Лексика. Этимология», где наша учительница рассказала нам о происхождении некоторых слов. Эта тема меня заинтересовала.

В этимологии прекрасно уживаются логика и фантазия. Есть этимология научная, основанная на фактах и серьезных гипотезах, а есть народная, допускающая самые невероятные с точки зрения науки предположения и ассоциации. Часто они противоречивы, а бывает, что разные пути приводят к одному результату, и это тоже здорово.

«Заговори, чтоб я тебя увидел», - эти мудрые слова принадлежат философу Сократу.

Значит, речь наша - это и одежда, по которой нас встречают, и ум, по которому обычно провожают.

Как это интересно - проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать и изучать его по кирпичикам, рассматривать в разных ракурсах и аспектах, ощущать в них тепло и таинственный блеск. Как тут не вспомнить слова Н.В.Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи».

Слово не только называет какой-либо предмет, признак, действие, явление. Оно может дать большую информацию, накопленную нашими предками.

В настоящее время появилось большое количество мультфильмов, которые предназначены для развития ребенка, например «Фиксики», «Почемучка», «Уроки тетушки совы». Во времена моей мамы транслировался познавательный киножурнал «Хочу все знать». Я заметил, что в данный момент нет ни одного мультика, в котором раскрывается этимология слов. Да и на просторах интернета информация не всегда понятна. И подумал: « Как хорошо бы было, если бы на просторах интернета был бы этимологический словарь, не в текстовом, а в мультипликационном варианте».

По-моему, графическую информацию воспринимать легче, чем текстовую. И чтобы удостоверится в моей правоте, я решил провести опрос среди учащихся 2-4-х классов. Раздал карточки, на которых были следующие вопросы:

  1. Вы когда-нибудь задумывались о происхождении тех или иных слов?
  2. Если да, то какими ресурсами вы пользовались?
  3. Какую информацию вам легче воспринимать: текстовую или графическую?

Результаты были такими:

О происхождении слов

  • задумывались 76% опрашиваемых,
  • не задумывались - 24%.

При поиске этимологии

  • 73% пользуются интернетом,
  • 27% словарем.
  • 92% легче воспринимать графическую информацию,
  • 8% - текстовую.

Я решил, почему бы мне не попробовать составить такой словарь.

Представление демоверсии.

Практическая часть

ЭТИМОЛО́ГИЯ, этимологии, жен. (от греч. etymos - истинный и logos - учение) (линг.) - Отдел языкознания, изучающий происхождение слов.

Сейчас я хочу продемонстрировать небольшой кусочек будущего словаря.

Горе (смотреть презентацию)

Для начала заходим в главное меню, где расположен алфавит. Выбираем нужную букву, к примеру, буква - Г. Нажимаем на нее, нас перебрасывает на страницу со словами, начинающимися на эту букву. Давайте выберем слово-горе. Нажимаем на него и начинаем смотреть.

Вначале нам показывают самые популярные синонимы, в нашем случае это слова: горюет, горевать, горюющий. Далее мы начинаем просматривать анимацию, в которой мы можем узнать саму этимологию слова.

Представьте такую картину, русская деревня, деревянные дома, кругом зеленая трава, все тихо и спокойно. Но вдруг надвигаются тучи, и начинается дождь, бьет молния и, один из домов загорается. Видя это, его жители начинают ГОРЕВАТЬ из-за того, что дом СГОРЕЛ. Ведь строился этот дом тяжким трудом. Следовательно, слово горе произошло от слова - гореть. Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка. В четырех томах. Издательство:С-П. «АЗБУКА», 1996 г.

Потом мы переходим на слайд с синонимами, при этом добавляя еще один - Гореть.

Гнусный

Странное словечко, не правда ли? Образовано от того же слова «гнусь» - «мелкие насекомые-вредители». Гнус буквально означает грызун, и действительно, нет ничего страшнее и противнее, когда тучи мошки (как говорят в таежных местах) буквально вгрызаются в кожу. Отсюда и значение- «скверный», «гадкий». . Валентина Волина. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. Издательство: М. «Аст-Пресс», 1996 г.

Копейка (смотреть презентацию)

Переходим обратно к главному меню. Сейчас уже выбираем букву К, возьму слово - копейка. Нам снова показывают синонимы : копить, копилка, накопленный. Далее переходим к самой этимологии.

В Древней Руси, в эпоху христианства люди почитали Святого Георгия Победоносца, начали чеканить на монетах, в образе всадника, пронзающего копьем злого змея. Люди заметили это копье и дали название монете - копейка. Валентина Волина. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. Издательство: М. «Аст-Пресс», 1996 г.

Торжество (смотреть презентацию)

Теперь уже выбираю букву Т, беру слово - торжество.

Синонимы: торжественный, торжествующий, торжествуя

Какой же у него корень?

Вот некоторые синонимы - торжествующий, торжествуя, торжественный. Выделим предполагаемый корень - торжеств. Но тут появляется слово - восторг. Сразу видно, что вос - приставка, следовательно, торг - корень. Выделим же правильный корень - торж. Здесь происходит чередование согласных (Г//Ж). А раз корень - торг, торжеством были торги. Валентина Волина. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. Издательство: М. «Аст-Пресс», 1996 г.

Опять переходим на слайд с синонимами и добавляем синоним - Торг.

Осетинская этимология

Авдᴭн - люлька, колыбелька. По традиции молодой семье в Осетии всегда желали семерых сыновей и дарили колыбельку. Если рассмотреть слово «авдᴭн», можно увидеть корень авд и суффикс ᴭн, таким образом, слово авдᴭн исходит из этимологии «люлька для семерых». В. И. Абаев. Историко-этимологический словарь осетинского языка IV, Л. Издательство «Наука», 1689 г.

Уаллон (wallon)- дождевой червь. Из этимологического словаря В. И. Абаева узнаем, что «уаллон» произошло от «уарын» - дождь. Т.е. изначально слово «червь» произносилось «уаррон». Но впоследствии произошло изменение, удвоенное «р» перешло в удвоенное «л». Уаллон - червь, который выползает во время дождя. В.И.Абаев. Историко-этимологический словарь осетинского языка IV, Л. Издательство «Наука», 1689 г.

Сывᴭллон - ребенок. Так же, как и в предыдущем слове, «сывᴭллон» образовалось от слова «сывᴭрын», т.е. «положить», ребенка всегда держат на руках. Впоследствии звук «р» перешел в «л» и получилось «сывᴭллон». В. И. Абаев. Историко-этимологический словарь осетинского языка IV, Л. Издательство «Наука», 1689 г.

Выводы

Я сделал вывод, что этимология играет наиважнейшую роль в жизни человека.

Через этимологию мы можем:

  • Узнать историю народа;
  • Узнать правописание слов.

Такой этимологический словарь будет удобен и полезен многим школьникам.

ПЕРВОРОДСТВО

К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
- Извини меня! -
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое первородство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня! -
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня!-
Это значит:
- Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.
С.Островой

Источники информации

  1. В.И.Абаев. Историко-этимологический словарь осетинского языка IV, Л. Издательство «Наука», 1689 г.
  2. Валентина Волина. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. Издательство: М. «Аст-Пресс», 1996 г.
  3. Светлана Лаврова. Приключения фразеологических оборотов.
  4. Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка. В четырех томах. Издательство:С-П. «АЗБУКА», 1996 г.
  5. http://yandex.ru/images/
  6. http://enc-dic.com/fasmer
  7. http://enc-dic.com/fasmer
  8. http://www.youtube.com/watch?v=aqpkILu4u4A