ЗАДАЧА: создать обстановку, в которой учащиеся могли бы расширить диапазон знаний и представлений о родном крае; вызвать устойчивый интерес к изучению истории своей малой Родины.
ЦЕЛИ:
- знакомство учащихся с историей покровских церквей;
- развитие навыков владения связной устной речью;
- воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, нравственности,
уважения к историческому прошлому и настоящему Покровска.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация (Приложение 1), тесты, таблица «Церкви Хангаласского улуса»
Ход урока
Слово учителя: История родного края всегда будет самой актуальной и важной частью истории в целом. Ещё больший интерес вызывает историческое прошлое малой родины – места, где ты родился, вырос, где прошли твои юные годы.
Сколько есть городов на Лене,
Сколько сложено песен о них,
Но один городок при долине Эркэни
Мне дороже и краше других.Покровск, Покровск – город юности нашей,
Покровск, Покровск – город наших детей,
Покровск, Покровск – ты всё краше и краше,
Покровск, Покровск – город жизни моей.
- Как вы понимаете тему нашего урока?
- Запишите ключевое слово темы (церковь).
- Какие ассоциации возникли у вас в связи с этим словом? Запишите их.
Словарная работа с терминами, записанными учащимися.
Учитель: Сколько и каких церквей было в нашем улусе? Какую роль сыграла церковь в жизни хангалассцев? На эти вопросы мы должны будем ответить в конце урока.
Урок наш не совсем обычный. Класс станет телестудией, куда приглашены гости, откуда мы «переместимся» в наслега нашего улуса благодаря журналистам, из их репортажей узнаем много нового и интересного.
Я же предоставляю слово ведущим нашей программы.
Ведущий 1: Город Покровск расположен на высоком берегу реки Лена, в семидесяти километрах выше города Якутска. Раньше на этом месте был караульный пост Тыгын-Дархан. По преданиям, на берегу озера, окруженного лесом, впоследствии названным Монастырским, проживал Омогой-бай.
Осенью 1682 года в местности Хоруол - ТумуЬа произошло последнее крупное восстание якутов-хангалассцев под предводительством немигюнского князца Дженника против казацкого воеводы Ивана Приклонского. После подавления восстания в знак победы на месте сражения был воздвигнут огромный деревянный крест. Поскольку дело было под Покров день, крест прозвали Покровским, затем и село стало называться Покровское.
Ведущий 2: А сейчас мы предоставим слово нашему корреспонденту, который находится в Покровске, в районе бывшего Монастырского озера (слайды 1-3).
Корреспондент:
Кангаласская Покровская церковь
«Вблизи Якутска, в 85 верстах к югу от него, Якутский Спасский монастырь, основанный в 1664 году, имел приписную Покровскую пустынь – небольшой монастырь». Так начинаются первые сведения о происхождении церквей в Покровске.
Якутский Спасский монастырь. Конец 17 века. Картина Попова П. (слайд 1)
В 1703 году часть отшельников Спасского монастыря из Якутска переехала на новое место и основала около Покровского тракта своеобразное отделение монастыря, названного Покровской пустынью. Монахи разводили скот, сеяли хлеб, занимались рыбной ловлей.
В 1720 году здесь была построена церковь, которая простояла 14 лет и в 1734 году сгорела.
У самого озера в 1787 году была построена новая церковь во имя чудотворцев Зосимы и Савватия. В 1793 году старанием священника Дьячковского на собранные средства были куплены украшения и установлен иконостас. Освящён храм 1 октября 1793 года. В 1814 году на втором этаже был установлен резной иконостас и выставлены иконы. В 1815 году при объезде Якутии иркутский архиепископ Михаил освятил его. Когда Покровск стал районным центром, в этой церкви помещалась столовая.
В 1821 году построили двухэтажное здание церкви уникальной архитектуры. Лес, прибывший сплавом по Лене специально для строительства церкви, был отборный. Люди его доставляли с берега до места строительства (на этом месте сейчас 36-квартирный дом по улице Орджоникидзе) на быках и лошадях.
Высокая звонница и золоченый крест были видны даже с устья Буотамы. Сложенное умельцами из толстых сосновых бревен, сплавленных с верховьев Лены, здание церкви простояло 139 лет, пока его не разобрали в 1960 году.
Построенная на самой высокой точке поселения, церковь с восьмигранным куполом была видна издалека.
В 1870 году на средства купца Шестакова из Якутска было построено кирпичное здание церкви Преображения. В 1914 году произведён её ремонт. Выкрашены стены, пол и потолок. Алтарный иконостас заново обшит листовым золотом. Расходы составили 570 рублей, в том числе от прихожан-якутов – 500 рублей. По описанию Шунина, побывавшего в Покровске в 1829-1830 годах, кроме церкви стояли 6 крестьянских домов и высокий терем боярского сына Данилова.
Слайд 2. Церкви Покровска. 19 век
Прихожанами были якуты Немюгюнского и Эргисского наслегов, которые в дни церковных праздников и богослужений не отказывались приходить пешком и на лошадях к церкви, где наиболее греховные выстаивали и по ночам. В дни архиерейских служб приходило от 800 до 1000 человек в любое время года. В 1914 году было 2998 прихожан. Наиболее известные последние священники – это отец Гавриил и с 1908 года – его сын Иннокентий.
В этом здании в начале 30-х годов помещался клуб, затем райком КПСС и, наконец, районная электростанция.
Таким образом, Покровск с самого основания отличался наличием церкви, в отдельные периоды даже двух – церкви Преображения и церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что давало ему статус села.
B 1887 году в Покровске, в здании церкви, была открыта церковно-приходская школа. Первым учителем стал священник Неверов. Уже в 1903 году посещало 14 детей, среди них были братья Петр и Онуфрий Дуглас, Николай Власьев, Христина Черых, Зинаида Павлуцкая, Андрей Припузов и другие.
Слайд 3. Церковь Преображения в Покровске
Ведущий 1: До 20-х годов XX века в Хангаласском улусе было 7 церквей. Годы их строительства известны из письменных источников, а разобраны и разрушены они были в 50-е годы. Это сами здания, а кресты, колокола, у некоторых – купола, были сброшены ещё в 20-х годах.
Ведущий 2: А сейчас мы передаём слово нашему корреспонденту из Синского наслега (слайд 4).
Корреспондент:
Синская Воскресенская церковь
Построена в 1815 году тщанием родовича 5-го Мальжегарского наслега Ильи Михайловича Шадрина при помощи прихожан-якутов, а также ямщиков Ленского тракта. Здание деревянное. Ограда деревянная, трёхсторонняя и четвёртой стороной упирается в речку синяя. Престолов было три: главный летний – в память воскресения Христова, зимний придел – во имя святого пророка Большия Илии, левый придел во имя Николая Мирликийского (с празднованием 9 мая и 6 декабря).
Церковь имела свой архив, своё хозяйство и земли до 30-ти десятин. В них хранились приходно-расходные книги за шнуром и печатью, копии с метрических книг, исповедальные книги, клировые ведомости, обыскные книги, богослужебные журналы. Все эти документы представляются очень ценными для установления дней рождения, родословных таблиц. При церкви имелись библиотека, не очень богатая, но с 159 названиями книг, Библии, в том числе и на якутском языке, 1858 года издания.
С 1902 года начала работу церковно-приходская школа. Дом для школы был пожертвован Н.И.Шадриным. Дети учились не принудительно, а добровольно и с усердием. Выпускники таких школ имели хороший почерк, знали русский язык и выполняли сложную работу писаря родовой управы в Покровске.
Наиболее отличившиеся ученики поступали в Якутскую духовную семинарию. Последним священником был уроженец г. Якутска Михаил Васильевич Никитин, окончивший четыре класса ЯДС. В 1897 году он был назначен псаломщиком Покровской церкви, а в 1900 году – священником Усть-Майской церкви.
Слайд 4. Духовная семинария в г.Якутске
Ведущий 1: У нас на связи наш корреспондент из Булгунняхтаха.
Корреспондент:
Сатинская Мелетиевская церковь
Построена в 1896 году и освящена якутским епископом Никодимом 26 мая 1898 года. Она была однопрестольная. Церковь имела 55 десятин земли.
Данная церковь сразу открыла церковно-приходскую школу. В 1899 году в ней обучались 24 мальчика и 3 девочки. Здесь работал Илья Попов, который 19 сентября 1903 года училищным советом был назначен учителем.
Сатинская церковь простояла долго и сгорела не так давно.
Ведущий 2: А сейчас слово нашему корреспонденту из Тит-Арынского наслега (слайд 5).
Корреспондент:
Тит-Арынская церковь
Построена в 1899 году и освящена епископом Никанором 29 июня 1902 года. С 1898 года при ней открыта церковно-приходская школа. В 1914 году обучалось 9 мальчиков и 4 девочки. Священником с 17 февраля 1909 года работал Георгий Афанасьевич Черных, сын дьякона и выпускник Иркутской духовной семинарии. До этого он служил в градо-якутской Предтеченской Даллырской церкви (1885). Красноярской (1887), градо-якутской Николаевской (1896), Ой-Бэской (1900), и Качикатской (1908) церквях. Дочь его Екатерина была замужем за священником Иннокентием Павлуцким. Сыновья Г.Черных Александр и Иннокентий были псаломщиками.
Слайд 5. Иоанно-Предтеченская церковь (1820) Ныне на этом месте гостиница "Полярная звезда"
Ведущий 1: У нас на связи наш корреспондент из Октёмского наслега.
Корреспондент:Октёмская Свято-Троицкая церковь
Построена в 1876 году и освящена епископом Мелентием 27 июня 1890 года. Церковно-приходская школа находилась в 10 верстах в Техтюре. В 1914 году в ней обучались 11 детей, а в министерской школе в самом Октеме обучались с пансионом 25 мальчиков.
Священником был сын священника якутской епархии Николай Васильевич Верещагин, окончивший три класса Якутского духовного училища. Свою работу в духовном сане он начал в 1894 года в Якутском соборе и летом 1895 года был переведён в Синскую церковь, в 1899 году – в Холумгинскую, в 1904 году – в Уулаах-анскую церковь, и, наконец, 23 декабря 1905 года был переведён в Октемскую церковь, где и прослужил более десяти лет. Дьяконом в этой церкви был К.А.Бережнов, женившийся в своё время на дочери священника двадцатилетней Параскеве.
Ведущий 1: У нас на связи наш корреспондент из 5 Мальджагарского наслега (слайд 6).
Корреспондент:
Улахан-Анская Никаноровская церковь
Последняя, седьмая церковь в улусе была построена в 1901 года и освящена 12 декабря 1904 года благочинным, а 2 июня 1910 года – епископом Иннокентием. Церковь имела престол во имя святого апостола Никанора. Священником в этой церкви был Василий Георгиевич Сучковский, родившийся в 1858 году в Усть-Илгэ Киренского округа Иркутской губернии, по окончании Якутского духовного училища назначенный в 1875 году псаломщиком Олекминского Спасского собора, работавший затем в Чурапче, а после служивший в Якутском областном управлении. В 1884 году В.Г.Сучковский был принят дьяконом в Якутский кафедральный собор, а через два года благодаря своему голосу протодьяконом этого собора Иаковом был расположен в священники Верхне-Колымской церкви. В Улахан -Анскую церковь был переведён в 1909 году. Эта церковь была памятником служению в Якутской епархии Никанора, ибо была воздвигнута по его инициативе.
Слайд 6. Троицкий Собор (1708) и Колокольня (1864)
Ведущий 2: И наконец, слово нашему корреспонденту из села Кердэм (слайд 7).
Корреспондент:
Качикатская Николаевская церковь
Строительство Качикатской Николаевской церкви началось в 1892 году в селе Кердэм. Благочинный якутских церквей священник Василий Бережнев дал рапорт Его Первосвященству Милентию-епископу Якутскому и Вилюйскому: «Честь имею благопокорнейше донести, что благословению Вашего Первосвященства, закладка фундамента Качикатского николаевского храма на реке Лютэнгэ совершено мною 24 апреля 1892 года».
По сооружению Качикатской церкви, согласно контракту, подрядчиком был некий Чагин, вероятно, из якутских купцов или предпринимателей. Из местных жителей мастерами работали Пётр Тихонов по прозвищу Чемчок из Качикатского наслега и Николай Алексеевич Борисов, по прозвищу Бэриэскин из II Жемконского наслега – знатоки строительства русских домов. В 1906-1909 гг. старостой церкви был избран Гавриил Константинович Павлов – богач II Жемконского наслега, а с 1910 г. – Семён Петрович Барашков – известный богач Качикатского наслега.
Из архивных документов известно, что Г.К.Павлов в пользу церкви пожертвовал 500 рублей от себя и 2500 рублей, собранных с населения. А С.Барашков от себя пожертвовал 700 рублей, от населения своего наслега – 300 рублей. За эту меценатскую деятельность в 1912 году оба были награждены серебряными медалями на Станиславской ленте для ношения на груди. В представлении к награде С.П.Барашкова стоят подписи старшины Качикатского наслега Афанасия Киприянова, старшины Афанасия Кириллина и писаря Алексея Елисеевича Кулаковского.
Церковь была построена в 1892 году. Освящена 19 сентября 1910 года. В 1906 году священником был А.Попов, псаломщиком Иоанн Попов. В 1914 году священником был Иоанн Иннокентьевич Шипицын, окончивший курс Якутского духовного училища. Многие священники были участниками первой Всероссийской переписи населения 1897 года и за это имели чёрно-бронзовые медали с соответствующей надписью. Такую медаль носил и священник И.И.Шипицын.
Слайд 7. Качикатская Николаевская церковь
При церкви с 1 сентября 1898 года существовала церковно-приходская школа. Приход составляли якуты Качикатского и двух Жемконских наслегов, при этом численность прихожан в 1914 году составляла 4157 человек.
Эта церковь – единственная дошедшая до наших дней – стала за свой долгий век свидетельницей многих событий. Например, в 1929 году активистами Советской власти были собраны кресты и колокола. Старожилы говорят, что главный колокол на этой церкви весил 25 пудов (407,3 кг).
Сегодня Николаевская церковь усилиями жителей наслега восстанавливается, её несколько раз посещал епископ Якутский и Ленский Герман, который высказал желание сделать её действующей. Ведь действующая церковь – это, в конечном счёте, связь времён, обеспечение на деле свободы совести и вероисповедания граждан. Нельзя умалять её роль в духовном воспитании населения, в появлении среди якутов первых грамотных людей. Большинство первых образованных людей из якутов, среди которых видные общественные деятели, именами которых гордится якутский народ, сначала получили церковно-приходское образование.
Ведущий 1: Итак, в Хангаласском улусе было построено 7 церквей, все они имели значительные земельные наделы. Все священнослужители владели якутским языком и слово Божие передавали местному населению на его родном языке.
Ведущий 2: Каждую весну к церквям собирались якуты из разных наслегов и устраивали праздник, посвященный началу лета – ысыах. Тогда же проводилась ярмарка, на которой прибывшие с верховьев Лены купцы торговали с местным населением. И праздник продолжался несколько дней. Праздники организовывались возле церквей. Около церкви во время ледохода всю ночь звучал осуохай, около церкви же проводили ысыах, провожали земляков на войну. Церкви, таким образом, были центрами всех общественно значимых мероприятий на селе.
Ведущий 1: А сейчас мы перенесёмся из прошлого нашего улуса в день сегодняшний и вызываем на связь нашего корреспондента, который находится в Покровске, на улице Орджоникидзе (слайды 8-20).
Корреспондент: Верующие Покровска и близлежащих наслегов в 1998-1999 годах собирались в доме Галины Спиридоновой, первой старосты Покровского прихода.
В 2000 году Церковь Покрова открыли в здании старого военкомата. Силами прихожан соорудили простенький иконостас, отремонтировали здание.
Символично то, что после длительного перерыва к 325-летнему юбилею Покровск обрел новое, прекрасное здание церкви, построенное на самом берегу реки Лены на средства Комдрагмета при поддержке народного депутата Ил Тумэна Васильева Карла Иннокентьевича. Посильную лепту в строительство и обустройство новой церкви внесли и прихожане во главе со старостой Ольгой Сергеевной Заусаевой.
Слайд 8. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 2007 год
Слайд 9. Отец Сергий, батюшка Покровского прихода
Слайды 10, 11. Строительство новой церкви
Слайды 12, 13
Слайд 14
Сегодня в храме города Покровска есть иконы всех святых. Традиционно на правой стороне висит икона Покрова дня.
Слайды 15, 16. Икона Покрова дня
Слайд 17. Иконостас
Слайд 18. Редкая икона
Особенно редкая икона – это распятие Христа с двенадцатью апостолами. Икона в не очень хорошем состоянии, немного обгорела. Есть и иконы, подаренные прихожанами. Многие из них рукописные.
Церковная утварь вся привезена из Подмосковья, с завода по изготовлению церковной утвари.
Слайды 19, слайд 20
В праздничные и воскресные дни в Храме проводятся службы. Несколько раз для проведения служб приезжал Зосима, епископ Якутский и Ленский. Всё больше людей обращаются к вере, каждый раз через обряд крещения проходят десятки человек.
Ведущий 2: Сегодня все очарованы колокольным звоном, который всегда считался символом очищения и благовеста. Это вселяет в нас уверенность в том, что город Покровск ожидает прекрасное будущее, и мы, нынешнее поколение покровчан, гордимся тем, что причастны к строительству этого будущего.
Ведущий 1: Мы снова возвращаемся в нашу условную телестудию. Благодарим наших репортеров. А сейчас среди гостей нашей студии мы проведём конкурсы и выявим знатоков истории церквей Хангаласского улуса.
Ведущий 2: Предлагаем вам заполнить пробелы в таблице «Церкви Хангаласского улуса» (слайд 21)
Церкви Хангаласского улуса
Название церкви |
Год постройки |
Первые священнослужители |
Кангалассакая Покровская церковь |
|
Дьячковский |
|
1815 год |
И.М. Шадрин |
Качикатская Николаевская церковь |
|
А.Попов |
|
1896 год |
И.Попов |
Тит – Арынская церковь |
1899 год |
|
Октемская Свято-Троицкая церковь |
|
Н.В.Верещагин |
|
1901 год |
В.Г.Сучковский |
Ведущий 2: Приведите в соответствие название и местоположение церквей Хангаласского улуса (слайд 22)
Воскресенская церковь |
Покровск |
Ответы к заданию представлены в Приложении 2.
Ведущий 1: А сейчас вам, уважаемые гости, предлагается письменно ответить на вопрос: «Какова роль церкви в жизни сегодняшних покровчан?» (Слайд 23)
Учащиеся в течение 5 минут дают письменные ответы.
Слово учителя: Церковь присущими ей методами боролась с пороками людей, учила порядочности, нравственной чистоте. Церкви, будучи шедеврами тогдашней архитектурной мысли и деревянного зодчества, своим видом, чистотой и нарядностью, мелодичным колокольным звоном и церковным хором способствовали эстетическому воспитанию людей.
Во всём цивилизованном мире церкви и сегодня являются гордостью народа, священным местом, охраняемым государством.
Прав архиепископ Якутский и Ленский Герман, написавший в журнале «Чолбон»: «Самое главное, мы все здесь, на нашей суровой, северной, но доброй земле, должны жить дружно, мирно, уважая человеческое достоинство друг друга. Да и заповеди, которые принёс на землю Иисус Христос, можно выразить в нескольких словах: любить бога и любить ближних, то есть всех людей, как самих себя. Насколько меньше было бы зла и греха в нашей непростой жизни, если бы мы помнили эти заповеди».