Игры на уроках русского языка в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  1. Систематизировать ранее полученные знания о морфемах с помощью игры;
  2. Развивать умение делить слова на морфемы и образовывать новые слова.

Оборудование: карточки со словами, распечатанные тексты сказок, чистые листы бумаги, фломастеры, фишки или кубики с цифрами 1, 2, 3 для жеребьевки.

Ход урока

1. Орфографическая минутка. (В неё включены слова, в которых было сделано наибольшее количество ошибок в 1 полугодии):

Учитель:

- Я диктую слова (один из вариантов ниже), а каждый из вас произносит их по слогам, проговаривая “трудности”.

Например:

1 вариант или 2 вариант
паркет потому что вокзал как будто
костюм нянчить кабинет поздно
велосипед помощник состязание страстный
гитара грустный гимнастика печка
бинокль чествовать апельсин плеснуть
балкон мощный пианино ужасный
свитер запасливый ателье участник
маршрут голландский корзина ночка
фиолетовый властный гербарий помощник

2. “Исправь ошибку, дай совет”.

Учитель:

- Давайте вспомним, что такое морфемы? Назовите их.

- Знание морфемы поможет вам выполнить задание.

В записанных на доске предложениях найдите орфографические ошибки. Укажите, в каких морфемах они допущены. Запишите предложения в исправленном виде в тетради.

Из-за озера покозались птицы, они выделяются грозными фигуроми на фоне заката. (Ошибка в корне) (ошибка в окончании),

Все пернатые перипугались и смотрят на них. (Ошибка в приставке)

А наблюдатильные селезни не дерутся, а разглядывают странных гостей. (Ошибка в суффиксе)

- Что вы посоветуете ученику, который сделал эти ошибки?

3. Эстафета “ Найди сорняк и вырви с корнем”.

Учитель:

- Давайте поиграем! Для этого вспомните, что такое корень слова? (Главная значимая часть родственных слов).

- Объясните, как вы понимаете слово сорняк?

- Вам предстоит вырвать сорняки, для этого разделим класс на 3 команды и выберем капитанов.

Капитан каждой команды получит карточку. Он должен выполнить задание, затем передать карточку следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно “вырвала с корнем сорняки”.

- Итак, внимание! Задание: в каждой группе слов – “родственников” есть одно “чужое” слово, это и есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и “вырвать сорняк с корнем”, т.е. выделить корень и подчеркнуть о, затем передать лист следующему участнику.

(Учитель раздает капитанам карточки и фломастеры. Капитан и начинает эстафету).

Карточка №1

Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот;

Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился;

Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;

Левый, слева, лев, налево, левая;

Гусыня, гусиный, гусеница, гусята, гуськом;

Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.

Карточка№2

Седло, седловина, седина, оседлать. расседлать;

Ветер, безветрие, ответил, подветренный обветриться;

Головной, головка, уголовник, изголовье, подголовник;

Разлиновать, линейка, полинял, линеечка, линия;

Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок;

Склон, поклониться, клонировать, наклон.

Карточка№3

Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный;

Прелестный, лестно, льстивый, лестничный;

Стол, столик, столетие, настольный;

Полный, пополнение, половина, располнел;

Кривой, окриветь, скривиться, креветка;

Помешал, мешать, помехи, помещение.

4. Конкурс капитанов.

Учитель:

На доске записаны и разобраны по составу слова. Докажите, что слова разобраны по составу верно:

1)стекло (стекл – корень, о – окончание)

стекло (с-приставка, тек – корень, л- суффикс, о – окончание)

2)осиной (осин – корень, ой – окончание)

осиной (ос – корень, ин – суффикс, ой – окончание)

3) допили (до- приставка, пил – корень, и – окончание)

Допили (до- приставка, пи - корень, л- суффикс, и – окончание)

5. “Допиши сказку”.

Учитель:

-В эстафете каждый работал сам, а теперь объедините силы для создания сказки о морфемах. Жеребьевка определит, кому “достанется” суффикс, приставка или корень. Команды получают соответствующие тексты. (В качестве жребия предлагаю обычно бросить кубик из домино. Например, какая команда “выкинет” кубик с наибольшим числом, та “работает” с корнем, меньшее число на кубике- команда “работает” с приставкой).

1) Корень

Жил-был корень ХВАТ. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень вдруг чудесным образом заговорил: “А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево”. Посадили корень ХВАТ, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на корень похожи, но все разные. (Допиши сказку, расскажи, какие слова “выросли” из корня ХВАТ).

2) Приставка

Бродили по свету приставки ДО- и ЗА-. У мели они дела завершать. А у глаголов неопределенной формы работы по строительству дома полно, но закончить её никак не удается . Что делать? Звать приставки ДО- и ЗА. Пришли приставки помочь закончить и доделать работу. Глаголы варить, пилить, сверлить, шпатлевать, красить взялись за дело.(Допиши, как достроили дом выделенные глаголы и приставки).

3) Суффикс

Жили да были друзья- суффиксы – ЩИК, -ИСТ, -НИК и -ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс -ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: пианист, гитарист и баянист. А суффиксы -ТЕЛЬ, -НИК и –ЩИК пошли к глаголам строить, воспитать, охранять, подобрали по дороге даже камень. (Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним подходящие суффиксы и допиши сказку).

Литература

  1. Угроватова Т. Подсказки на каждый день. 5 класс М., изд-во “Владос”, 1998
  2. Павлова М. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП М., Изд-во Института Психотерапии, 2000
  3. ТихоновА.Н. и др. Словарь-справочник по русскому языку. М., “Цитадель”,1999