Цели.
1. Умение определять последовательность частей в тексте.
2. Учить определять главную мысль текста и отражать ее в заголовке.
3. Учить видеть и понимать красоту природы через эмоциональное восприятие.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, к родному краю.
Оборудованиею
1. Презентация зарисовок иллюстраций осени.
2. Музыкальное сопровождение. Приложение 1
3. Презентация работы над текстом. Приложение 2
Ход урока
I. Организационный момент
Посмотрели. Улыбнулись. Сели мальчики. Сели девочки.
Я рада встрече с вами.
II. Актуализация опорных знаний
Ребята, послушайте и скажите какое время года.
Презентация иллюстраций и музыкального сопровождения.
Какие чувства у вас возникли?
А как еще можно изобразить осень? (Музыка, картины, стихи, рассказы). Слайд № 1
III. Постановка учебной проблемы
1. Ознакомление с текстом.
1. Ребята, прочитайте. (Cлайд №2)
И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и полетели. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики
2. Что вы заметили? Вы все поняли? А почему? (Трудно понять текст)
- Какому требованию должен отвечать текст, чтобы его легко было его понять?
3. Какое задание будете выполнять?
- Как будете определять последовательность частей?
4. Деление текста на части.
Представим как происходили события.
Работа по алгоритму:
- С чего началось?
- Как развивались события?
- Как закончились? (Слайд №3)
IV. Анализ содержания текста и языковых особенностей
1. Работа над текстом
- Прочитайте рассказ выразительно.
- О чем этот текст? А что именно описал автор? (Листья осенью)
- А как автор относится к листьям? (Ладошки, щечки, спинки, животики белками, куницами)
- А с кем сравнивает листья? (Человеком, птицами, животными)
- А почему вы так думаете?
- А какие действия происходили с листьями? (Подставляли, налились, пропитали, отяжелели, полетели, запрыгали, понеслись.зашумел) (Слайд №4)
- Ребята, а вы сами наблюдали такую картинку?
- А какие краски надо взять, чтобы нарисовать листья?
-А какое предложение в тексте выражает главную мысль?
- А какой заголовок вы бы взяли?
“Золотой дождь”. (Слайд №5)
- Что значит “золотой дождь”?
- Как называется это явление природы? (листопад)
Сегодня на уроке вы самостоятельно передадите этот текст, будете писателями.
Что сделали при подготовке к изложению.
- Определили тему, нашли слова, передающие отношение автора, озаглавили текст.
V. Орфографическая подготовка
- Что нужно сделать при подготовке к изложению, чтобы грамотно написать? (Выделить трудные для написания слова)
- Найдите слова с приставками, назовите. (Подставляли, налились, полетели, пропитались, отяжелели, запрыгали, понеслись, зашумел). (Слайд №4)
- Найдите в тексте слова, объясните написание и вставьте пропущенные буквы. (Слайд №6)
Лист_ я, до__ __ ь, щё_ _ и, ж_ вотики, _ т _ желели, (п_)земле, со_ _ це, з_ л_ той, б_ гряные, (п-) з-мле, (п-) ветру, (п-) сучкам.
Проверьте. (Слайд №7)
VI. Перечитывание текста. (Слайд №8)
- Что листья подставляли солнцу? (Ладошки,щечки,спинки, животики)
- Какими стали листочки – солнышки? (Налились, пропитались багряными, золотыми)
- Что делали листочки? (Налились, отяжелели, полетели,запрыгали)
Сколько частей в тексте? Как покажем при записи?
VII. Запись текста. (Слайд № 9)
VIII. Проверка