Цели и задачи:
- развитие творческих способностей, логического мышления детей;
- повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
- повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, стимула;
- воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
- формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
- формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
- формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.
Организация и проведение:
систематически
- тренировочные бои – 2 раза в месяц;
- бои сборных команд – 1 раз в четверть.
Участники и условия проведения:
В игре участвуют две и более команд по 6 человек (включая капитана); у каждой команды – свой игровой стол, название, специальная “сигнальная” карточка.
Ход игры
1. Представление команд. Ведущий называет команды, вызывает участников (по одному), приглашая за игровой стол. Последним вызывается капитан. Когда игроки представлены и заняли свои места за столом, начинается сама игра.
2. Разминочный тур. (или “блиц”-игра) – 3-4 вопроса по 15 секунд обсуждения. Отвечает та команда, которая раньше других “просигналила” карточкой о готовности. “Сигналит” капитан, он же называет того, кто будет отвечать. Присуждается по одному баллу за каждый верный ответ.
3. Основная часть. Ведущий задаёт вопросы, которые оцениваются по 3-балльной шкале, в зависимости от уровня сложности. Максимальное время обсуждения – 1 минута.
(Обсуждение начинается – время “включается”) по сигналу ведущего.
Команда, у которой готов ответ, может прервать время для дачи ответа. (По команде ведущего “время” останавливается). Если ответ непавильный, а время - 1 минута - ещё не вышло, то соперники продолжают обсуждение в поисках правильного ответа.
4. Полное время игры – 50 минут (включая тайм-аут – 1 мин., если захотят команды, музыкальную паузу, представление команд).
Если игра проводится на уроке – 35 минут.
5. По истечен ии времени раздаётся сигнальная сирена, подводятся итоги (оглашается счёт), называются победители.
Оборудование:
- магнитофон + аудиокассета или CD с записью музыки (для вступления и тайм-аута) и звука метронома;
- карточка с заданиями;
- “сигнальные” карточки капитанов;
- доска для записи счёта.
Примечание:
1. Музыкальная пауза, по желанию ребят, может готовиться ими самими.
2. Подобные игры могут проводиться как внеклассное мероприятие или форма интегрированного урока, а также на уроке (если игра тематическая
Игра “Интеллектуальный ринг”
Добрый день, дорогие, зрители; (уважаемые гости)! Мы рады приветствовать Вас на нашей игре.
Сегодня на нашем ринге встречаются две интересные команды. Это лучшие представители пятых классов.
Бои умнейших начинаются!
Мы встречаем команду “Крепкий орешек”: (отдельно вызывается каждый игрок. Пока игроки выходят и рассаживаются на свои места, можно дать характеристику каждому игроку, например: “… эти обаятельные девочки уже опытные игроки. Они прекрасно проявили себя на двух играх…”. Далее приглашаются мальчики: “А теперь, представители сильного пола…”. Последним за игровым столом занимает место капитан команды.
А теперь приветствуем соперников. Встречайте команду “IQ”! (также, как и в первом случае, каждый игрок вызывается в отдельности.)
I раунд.
Итак, начинаем. Разминка.
Первой отвечает на вопрос та команда, которая первой поднимет карточку. Капитаны команд – будьте внимательны! Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. Кто, согласно известной пословице, “платит дважды?” (скупой).
2. На какой срок, согласно конституции, избирается президент? (4).
3. Как написать слово мышеловка всего пятью буквами (кошка).
4. Основное и любимое занятие Дуремара? (ловля пиявок).
5. Кто написал сказки?:
- “Гадкий утёнок” (Г. Х.Андерсен)
- “Карлик Нос” (Вильгельм Гауф)
- “Сказка о рыбаке и рыбке” (А. С. Пушкин).
6. Семь карандашей дороже восьми тетрадей. Что дороже – 8 карандашей или 9 тетрадей? (8 карандашей).
“А теперь давайте посмотрим результаты по итогам первого раунда” (оглашаются результаты первого раунда. Называется команда – победитель в первом раунде).
II раунд.
А теперь настоящая игра.
У Вас на столах лежат карточки. Ваша задача собрать за 1 минуту и получить 2 пословицы. Это задание оценивается в 2 балла. Время пошло.
Пословицы: “Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
“Без труда не выловишь и рыбку из пруда”.
(Карточки с пословицами разрезаны на фрагменты и перемешаны.)
III раунд.
Отгадайте загадку:
Сжуёт железо,
Сталь сожрёт
И скалы в порошок сотрёт,
Мощь городов,
Власть королей
Его могущества слабей. (время)
На это задание Вам даётся 1 минута.
IV раунд
А теперь проверим Ваше чувство юмора.
Однажды Дж. Свифт спросил своего слугу:
- Том, что это значит? Мои сапоги не вычищены?
- Нет, сэр – ответил Том – Вы же собираетесь идти гулять, так я подумал: они всё равно станут грязными.
- Хорошо, собирайся, Том, пойдёшь со мной.
- Но, сэр, я ещё не завтракал…
Вопрос: Что же ответил Дж. Свифт?!
1. (“Не беда, всё равно опять проголодаешься”)
На это задание Вам даётся 1 минута.
V раунд
1. Хокку Хайку
Вот выплыла луна,
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашён.
Подберите к этому хокку название из предложенных вариантов:
а) ночная красота
б) равенство
в) весна пришла
г) одиночество
(правильный ответ: “равенство”)
На это задание Вам даётся 1 минута. Это задание оценивается в 3 балла.
2. Ещё один японский вопрос. Сейчас Вам будут прочитаны четыре стихотворения:
В ниже приведенных стихотворениях есть нечто общее. Найдите это общее и через минуту дайте название, которое объединяет все эти четыре стихотворения.
Цена этого вопроса – 3 балла
Вкруг деревни сошлись,
По склонам гор прилепившись,
Яблони в вешнем цвету…
Заглядевшись на солнце,
Незаметно забрёл я в сад –
А там пионы в цвету!
Смотрю без конца,
На картинку с видом осенним
Раскрытый веер…
Неспешно ступает
По заснеженной зимней бахче
Большая кошка…
(Ответ: “Времена года”)
Известно, что Филлипинские острова были названы в честь испанского короля Филлипа II. А какой штат США получил своё название в честь французского короля Людовика XVIII? (Луи XVIII)
Далее зачитывается 7-8 вариантов ответов (названия штатов США: Флорида, Луизиана, Алабама, Джорджия, Арканзас, Оклахома, Техас, Миссисипи).
(Правильный ответ – Луизиана)
На это задание Вам даётся 1 минута. Оно оценивается в 2 балла.
Чёрный ящик
В чёрном ящике лежит то, что индейцы майя называли чикле.
Они делали это из тягучего вкусного сока дерева сапподила. Одни это очень любят, а другие – терпеть не могут. А в Сингапуре продажа этого даже запрещена, и это отпускается только по рецепту врача.
В конце XIX века один американский коммерсант Вильям Ригли провёл рекламную акцию. Он давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре, это стало популярней, чем основной продукт. С тех пор коммерсант перешёл на производство только этого.
Вопрос: Что в чёрном ящике? (жевательная резинка)
На это задание Вам даётся 1 минута. Это задание оценивается в 3 балла.
VI раунд
А теперь завершающий раунд – супер-блиц.
Каждая команда выбирает игрока, и тот за одну минуту отвечает на серию вопросов. Звучит метроном и ведущий под звук метронома зачитывает вопросы.
На вопросы отвечает представитель первой команды
- Какой мультипликационный герой говорит: “Ребята, давайте жить дружно”? (кот Леопольд)
- У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (гриб)
- На сколько частей разделён отрезок, если на нём три точки? (4 части)
- Какого цвета козлик, живший у бабушки? (серенький)
- Сколько штук в дюжине? (12)
- Назовите столицу России (Москва)
- Чем кончается всё? (ё)
- Кто спит головой вниз? (летучая мышь)
- Пингвин – птица или зверь? (птица)
- Место, куда попал думающий индюк? (суп)
- Двуногое жилище Бабы Яги (избушка)
- Кто придумал Карлсона? (Астрид Лингред)
- Кто автор книги “Приключения Тома Сойера? (Марк Твен)
- На каком языке говорят в Лондоне? (английский)
- 9 x 8 (72)
- Какое зодиакальное созвездие идёт после Водолея? (Рыба)
А теперь на вопросы отвечает представитель другой команды
- Назовите столицу Англии (Лондон)
- Какое лекарство принял кот Леопольд, чтобы стать злым (Озверин)
- Чёртова дюжина – это сколько? (13)
- Как называется деревня, куда приехал дядя Фёдор с Матроскиным? (Простоквашино)
- Кто из сказочных героев летал в ступе? (Баба-Яга)
- Лучший друг крокодила Гены (Чебурашка)
- Какое зодиакальное созвездие начинает календарный год? (Козерог)
- Какое сейчас тысячелетие на дворе? (третье тысячелетие)
- Кто автор сказки про Чипполино? (Дж Родари)
- Какой рукой лучше мешать чай? (ложкой)
- 35 июля – это когда? (4 августа)
- Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (одинаковая)
- Сколько ног у паука? (восемь ног)
- На что похожа половина яблока? (на вторую половину)
- Назовите столицу Франции? (Париж)
- Кто такая Матильда в мультфильме о Малыше и Карлсоне? (кошка)