Русский язык
-
Изучение повести «Чертово колесо» башкирского народного писателя Нугумана Мусина. 11-й класс 2013
На уроке анализируется повесть башкирского народного писателя Нугумана Мусина «Чертово колесо». В начале урока проводится лингвистический диктант с последующей взаимопроверкой. Анализ повести начинается с повторения биографии и творческого пути писателя, которые показаны в схематической форме – системе Штейнберга, очень эффективного приема. Анализ текста приврдит к пониманию внутреннего мира героя произведения, развивает аналитическое мышление учащихся.
-
Изучение поэмы “Ребенок” известного башкирского поэта Галимова Саляма. 10-й класс 2013
Урок-презентация с системой Штейнберга для изучения поэмы «Бала» («Ребенок») известного башкирского поэта Галимова Саляма знакомит с содержанием поэмы, разбирает сложные нравственные понятия "семья", "семейные отношения", роль ребенка в семье. Урок воспитывает правильное отношение к семейным ценностям, ответственность за свои поступки. Составление кластеров разнообразит урок.
-
Изучение простого и сложного предложения на основе проблемной технологии с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо 2012
Цели урока: показать учащимся структурные различия между простым и сложным предложением, способы связи простых предложений в составе сложных, отличие предложений с однородными членами и сложных предложений; развитие умений составлять простые и сложные предложения.
-
Изучение регионального компонента на уроках русского языка 2006
В данной работе выделены лишь некоторые виды лингвокраеведческой работы: лингвистический анализ художественных произведений местных поэтов и писателей, воспитание произносительной культуры речи в условиях местных говоров, изучение топонимов Новокузнецка и Кемеровской области.
-
Изучение слова как способ познания мира 2021
Изучение слова как единицы языка в широком понимании дает возможность познания не только семантики слова, но и истории его происхождения, а значит позволяет расширить представления о истории, культуре. Родное слово – это не просто средство коммуникации, это своеобразный маркер эпохи, это опыт, накопленный поколениями. Философы утверждают, что мы мыслим словами, значит мыслим теми мировоззренческими трафаретами, которые были сформулированы нашими предками. Значит, работая со словом на уроках русского языка и литературы, современные дети не только получают новые лингвистические или литературоведческие знания, но и расширяют свой кругозор, что способствует формированию всесторонне развитой и гармоничной личности.
-
Изучение словарных слов в 3-м классе (2-е полугодие) 2023
Школьная программа по русскому языку предусматривает обязательное усвоение слов с непроверяемыми орфограммами. Не секрет, что запоминание словарных слов достаточно часто вызывает затруднение у ребят. Перед учителем всегда стоит задача отобрать такие методы и приемы, которые позволят привлечь внимание учащихся, добиться их активного участия в процессе изучения материала. На мой взгляд, важно заинтересовать ребят уже на первом этапе – этапе знакомства с новым словом. Думаю, что презентация «Изучение словарных слов в 3-м классе (2 полугодие) будет полезна учителям. В работе использованы интересные приёмы введения нового словарного слова, некоторые из них достаточно подробно описаны в книге Галины Александровны Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».
-
Изучение словообразования на уроках русского языка 2010
Урок проводится с целью дать понятие о форме слова; изучить однокоренные слова и формы одного и того же слова; дать общее представление об образовании слов при помощи суффиксов и приставок; прививать умение отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.
-
Изучение сложноподчинённого предложения на пропедевтической основе 2008
Освоение учащимися курса синтаксиса в основной школе сегодня приобретает особое значение, т.к. выполняя коммуникативную функцию, он занимает одно из первых мест в формировании речевой компетенции школьников. В статье представлена система опережающего обучения, в которой заложен деятельностный принцип, способствующий формированию лингвистической, языковой и речевой компетенции учащихся в соответствии с уровнем современных требований.
-
Изучение темы "Глагол" с учетом межпредметных связей 2007
В статье предпринята попытка обобщить опыт проведения школьных уроков и представить систему заданий, апробированную на практике, по теме "Виды глагола", изучаемой по учебнику М.Т. Баранова в 5-м классе. Предлагаемые задания составлены исходя из трудностей и направлены на их преодоление.
-
Изучение темы "Деепричастие" в 7-м классе 2010
Вашему вниманию предлагается планирование уроков русского языка по данной теме. Дана разбивка по урокам, с указанием целей каждого урока. А также разработка итогового урока с компьютерной презентацией.
-
Изучение темы "Определительные местоимения". 6-й класс 2012
В ходе урока использованы игровые моменты. Цель: изучить этот разряд местоимений, развить связную речь учащихся. Ученики пишут и анализируют тексты на лингвистическую и свободную тему.
-
Изучение темы "Причастие". 7-й класс 2013
Методическая разработка адресована учителю-словеснику, работающему в классах компенсирующего обучения, и ставит целью оказание практической помощи учителю, особенно молодому, в поисках и выборе путей решения проблемы орфографической и пунктуационной грамотности. Материал является примерным, и учитель может по своему усмотрению использовать его для работы.
-
Изучение темы: "Синонимы и антонимы" в 5-м классе 2005
В основе изучения лежит текст, т.к. целью изучения любого языкового понятия является дальнейшее использование его в собственных тестах. Структура изучения материала основывается на принципе «к тексту через текст» и состоит из 3 этапов: 1. Вычленение синонимов и антонимов в тексте или группе текстовых фрагментов. 2. Анализ использования синонимов и антонимов, их сопоставление в разных текстах. 3. Возвращение синонимов и антонимов в прежний текст и/или создание собственного текста.
-
Изучение фразеологии как один из способов развития образной речи учащихся 2009
Статья посвящена вопросу формирования образной речи учащихся при изучении фразеологии. В практике преподавания русского языка именно фразелогия как один из важных источников выразительности языка может служить основой повышения уровня культуры речи и обогащения словарного запаса учащихся.
-
Изучение эмоционально-экспрессивной лексики в школе 2008
В своей коммуникативной функции язык служит не только для выражения мыслей людей, но и для выражения их чувств, переживаний, воли, то есть слова нашего языка могут не только называть какие-либо явления действительности, но и выражать субъективное (положительное или отрицательное) отношение говорящего к данным явлениям. Слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окрашенность (типа бабуся, миленький, духотища), бранные слова (мерзавец, негодяй) и междометия (Браво! Чёрт побери!) обладают яркой эмоциональной окраской. Словарь-справочник лингвистических терминов Д.И. Розенталя и М.А. Теленковой классифицирует их как эмоциональную лексику.
-
Изучение этимологии фразеологического оборота на уроках русского языка в средней школе 2009
Необходимо ввести изучение этимологии фразеологического оборота с 5-м по 11-м класс во внеклассной деятельности, как элемент домашней работы, как фрагмент урока и т.д. Проводя данную исследовательскую работу, учащиеся смогут обогатить свою речь, узнать много нового об истории своей страны и ответить на вопросы, что стоит за привычными выражениями типа собаку съел, какие явления породили языковой образ, насколько нерасторжима связь «просто» слова и слова – компонента устойчивого сочетания.
-
Изучение языка на материале поэтического текста 2012
Статья привлекает внимание к такому приему преподавания русского языка в школе, как использование поэтического текста в качестве дидактического материала.
-
ИК-технологии на уроках русского языка в начальной школе. Урок по теме "Приставки" 2008
Один из сложных разделов русского языка может стать интересным и хорошо усвоенным при организации обучения с использованием ИК-технологий разноуровневого обучения. Теоретические знания по теме формируются и сразу закрепляются. Полезно в дальнейшем накапливать в справочнике всю информацию по теме, отведя (с запасом) некоторое число страниц. Упражняя учащихся в классификации приставок по написанию в них гласных букв, решаем тем самым важную задачу организации запоминания на основе зрительного образа, а затем применение сформировавшихся умений в практических действиях, которые со временем становятся навыками. Если приставки с гласными "а" и "о" заучиваются, то другие приставки даются для ознакомления. Здесь важно лишь отметить, что они (приставки) пишутся слитно с корнем. Особенности написания будут изучаться в следующих классах.
-
ИКТ в образовательном процессе 2009
Интегрированные уроки русского языка развивают эстетический вкус учащихся, способность оценивать эстетическую ценность высказывания, объяснить истоки его образности, формируют потребность совершенствовать свою собственную речь, приближая ее к эстетическим нормам общества. Донести материал до ученика помогает презентация.
-
ИКТ на уроке русского языка в 7-м классе. Обобщение и закрепление пройденного по теме "Причастие" 2010
Урок обобщения и закрепления пройденного по теме "Причастие" можно провести в сопровождении презентации, что позволит разнообразить методы закрепления материала и воздействовать на различные ведущие каналы восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.).
-
Имена существительные общего рода 2010
Урок знакомит учащихся с особой категорией имен существительных — существительными общего рода. Цель занятия: сформировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте, а также употреблять имена существительные общего рода в речи. Форма проведения — урок-презентация.
-
Имена существительные одушевленные и неодушевленные 2021
Цели урока: способствовать совершенствованию умений учащихся классифицировать имена существительные на одушевленные и неодушевленные; развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?; развивать орфографическую зоркость, память, внимание, образное мышление, связную речь, творчество, углублять словарный запас.
-
Имена существительные одушевленные и неодушевленные 2011
Урок объяснения нового материала с использованием проблемно-сообщающих, частично-поисковых, исследовательских, словесно-дедуктивных, наглядно-дедуктивных, практически-индивидуальных методов обучения с целью продолжить изучение морфологических категорий имени существительного; узнать, на чем основываются различия между одушевленными и неодушевленными именами существительными; научить находить олицетворения и определять их роль в тексте.
-
Имена существительные собственные и нарицательные 2010
Урок по программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой в 4-м классе проводится в форме заочного путешествия по планете Земля с использованием интерактивного наглядного пособия "География материков и океанов". Все виды работ направлены на развитие умения различать имена собственные и нарицательные, формирование речевой компетенции обучающихся.
-
Имена существительные собственные и нарицательные 2011
Урок знакомит учащихся с делением существительных на собственные и нарицательные с помощью карточек, самостоятельной работы, интерактивной доски и т.д. При объяснении нового материала используется поисковый метод.
-
Имена существительные собственные и нарицательные 2011
На уроке дается понятие нарицательных и собственных имен существительных. Повторяется ранее изученный материал об имени существительном; формируется умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках).
-
Имена существительные собственные и нарицательные. 5-й класс 2011
Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5-м классе. Учащиеся владеют знаниями об именах существительных собственных и нарицательных, умеют выделять отличия. Целью этого урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных, случаи перехода имен нарицательных в имена собственные и наоборот. В уроке комбинированного типа присутствуют все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности.
-
Имена существительные только множественного числа. 5-й класс 2012
Во время урока учащиеся должны прийти к выводу, что в русском языке есть существительные множественного числа, проследить исторические изменения, в результате которых в языке образовалась форма множественного числа.
-
Имена существительные, имеющие форму только единственного числа 2013
Урок «открытия» новых знаний по новому ФГОС ООО формирует у учащихся новый способ деятельности, связанный с поиском и выделением информации, а также умением включать в систему знаний новый материал на базе пройденного. Специфика урока состоит в том, что он проведен с игровой и компьютерной технологией.
-
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. 5-й класс 2011
Методическая разработка урока по русскому языку для 5-го класса, в которую включены все необходимые этапы урока, логично связанные между собой, способствующие повышению мотивации обучающихся к изучению предмета. Большую ценность представляет электронное пособие, созданное самим участником конкурса, позволяющее учащимся самостоятельно работать на компьютере с целью закрепления изученного материала и сразу увидеть результат выполнения предложенных заданий.