Цели и задачи:
- познакомить с историей русской игрушки, благодатнейшим материалом в познавательном плане, нравственном и эстетическом;
- показать на примере урока, что дети уже сейчас несут ответственность за происходящее вокруг них;
- воспитать нравственные и эстетические чувства ребенка, воспитать ответственное отношение к окружающему миру и своим игрушкам.
Музыкальное оформление:
- русская музыка,
- "Музыкальная табакерка" А.Лядова ( поющие игрушки ), "
- Табакерочный вальс" А. Даргомыжского,
- пьеса Г. Свиридова "Музыкальный ящик ".
Оформление:
- плакат с нарисованной игрушкой,
- выставка современных игрушек,
- образцы народных игрушек.
Раздаточный материал: на столах карточки с изображением нераскрашенных игрушек.
Ход урока
Звучит русская музыка.
На доске записана тема, рисунки игрушек, о которых идет речь, дано лексическое значение слова "игрушка", на столах у детей карточки с нерас-крашенной игрушкой. Урок сопровождается показом МММ.
УЧИТЕЛЬ.
Сегодня мы с вами будем говорить на такую тему, которая не оставит вас равно-душными. Потому что будем говорить об игрушках.
Один из древних мудрецов сказал, что человечество, смеясь, расстается со своим прошлым. Можно добавить - и играя. Что, по-вашему, обозначает это слово - ИГРАТЬ? Слайд № 1-3
В словаре С.И.Ожегова мы читаем:"Играть - развлекаться, забавляться чем-то", значит, ИГРУШКА - это вещь, с которой можно поиграть. У кого из нас не было в детстве игрушек? У кого-то они есть и сейчас. А уж играть мы любим до глубокой старости. Ведь у этого слова много значений: можно играть на сцене, можно - на музыкальных инструментах, в футбол, а можно даже играть чьей-то судьбой. Видите, как по-разному раскрывается это слово в сочетании с другими. Но мы сузим значение этого слова, нас интересуют сегодня лишь игрушки. О них и поговорим. Ведь что интересно: в куклах отразилась история России.
Ребенок всегда найдет, чем ему поиграть. Первобытные дети играли с камеш-ками, косточками животных, забавными корешками. Как появилась кукла и ког-да, спросить не у кого. И какие они были, первые куклы? Как, по-вашему?
- Да, первые куклы были и из хлебного мякиша, из глины, дерева, пучка соло-мы - кто во что горазд. Но дети любили своих первых кукол. Вот послушайте стихотворение Слайд №4
"ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА".
Свернута из тряпок кукла у Маняши.
Ее Маняша любит - не отыщешь краше:
Руки - словно лапки, глазки - пара точек,
Ноги из тряпицы, а лицо комочек.
Смотрит кукла косо, взгляд ее уныл.
Кто-то вместо носа пуговку пришил.
Но Маняша любит, нежит и голубит,
И целует в щечку маленькую дочку.
Мы же мысленно перенесемся в то время и место, где изготовляли игрушки из глины и дерева.
Я хочу рассказать вам, дети, о музее игрушки, который был создан в 1920г. и находится в городе СЕРГИЕВ ПОСАД. Основателем музея и его директором стал Николай Дмитриевич Бартрам, знаток народного искусства. И вот в суровой зимней Москве первые посетители Музея, полуголодные ребятишки, укутанные в платки, стоят завороженные перед музейными витринами. В 1931г. Музей перевели в Загорск ( теперь Сергиев Посад ). Посетители, любуясь игрушками, наверное, думают: " Разве не пора снова научиться петь колыбельные песни, рассказывать сказки, мастерить самим?"
Давайте посмотрим сцену, что разыграют нам ребята. Представьте, что вы - те самые посетители загорского Музея игрушек.
СЦЕНКА. Затем беседа:
- Сколько же лет игрушке?
- Игрушки появились давным - давно и имели особое значение: женская фигурка олицетворяет плодородие; конь считался слугой Солнца; птицы предвещали весну и лето (до сих пор бабушки пекут из теста жаворонков, лебедей). Игрушка так же, как и сказки, песни, передавала ребенку понятие об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Издавна развивалось это рукотворное ремесло.
- Как вы понимаете слово "рукотворный"?
- Да, сделанный руками, но корень взят не от слова "сделать", а от слова "творить".
Ученик: В игрушки играли и крестьянские дети, и дети царей. Для каждого возраста были свои забавы. И сейчас в коляске малыш любуется погремушкой.
- Какие вы знаете игрушки?
- Расписные кони, каталки на палочках, свистульки, волчки, кораблики, бумажные змеи. Из прутьев сооружали шалаши, гнули луки, в ход шли камешки, листья, стебли трав срезали для дудок. И сейчас дети делают луки, бумажных змеев, строят шалаши.
Учитель: В народе считалось, ребята, что если дети плохо обращаются с игрушками, небрежно - быть беде. Верили, что игрушки охраняют жизнь тех, кто играет в них. Может быть, кто-нибудь из вас вспомнит сейчас сказку, в которой куколка спасает жизнь юной девушке? ("Василиса Прекрасная").
Слайд № 4-6
Сейчас символический смысл игрушек забылся, а зря, ведь как больно видеть куклу без руки или глаза, мишку с оторванным ухом. Такие дети без-жалостны, наверно, не только к игрушкам, но будут жестоки, скорее всего, и к своим сверстникам, а потом и к родителям.
ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ РАССКАЗА НОСОВА " КУКЛА" ( Д\З )
Учитель: Символический смысл игрушек забылся, но остались радость труда, красоты. Где только не делали игрушек?! И в Подмосковье, и в Нижегородской области, Тульской, Костромской, в Орле, Рязани, Курске.
- Знаете ли вы, ребята, какие игрушки дарил своему сыну царь Петр1?
- Кузнецов, птиц на колёсах: (идет показ рисунков, на которых изображены игрушки, сделанные в Богородском в 19в.).
Слайд № 7-10
- Ребята, если бы вы были мастерами, как бы вы усовершенствовали игрушку?
- Правильно, раскрасили бы ее ярко, сделали бы ее двигающейся.
Ученик: Игрушки делали не только из дерева, но и из глины. Такие игрушки делали в Тульской области в деревне Филимоново. Старожилы говорят:
"Места наши - одна глина: Вот и делали из нее все, что только можно."
Расписные коровки, коньки, и называли их филимоновской игрушкой.
Глиняную игрушку делали и в Кирове. Называли ее Дымковской, потому что бывшая деревня (теперь город находится на ее территории) звалась Дымковской слободой. Игрушки раскрашивались в яркие цвета. И вот эту красоту возили на ярмарку, а зазывали покупателей шутками да прибаутками.
Слайды №11-13
Слайд № 14-15
ВЫХОДЯТ ЛОТОШНИКИ, ИНСЦЕНИРОВКА ЯРМАРКИ:
- А вот игрушки славные, занятные, забавные!
- Есть прехитрые штуки, позабавиться от скуки!
- Дешево продам, на совесть отдам!
- Полюбуйся, да только не торгуйся!
- Хоть игрушка и детская забава, а вам придется по нраву!
Учитель: Ребята, перед вами карточка с нераскрашенной игрушкой, давайте раскрасим ее, сделаем яркой, красивой, похожей на эту игрушку (показ образца). Вы можете раскрасить ее в желтый цвет, а потом нарисовать зеленые веточки, круги: (Идет работа с раскраской).
Слайды № 16-18
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Яркая, веселая, смешной петушок, удивительная, жизнерадостная, с узорчатыми боками, причудливые, красочные, старинная:
Учитель: А теперь опишите свои игрушки, пофантазируйте, используйте полученные знания о ней и слова, написанные на доске.
Зачитывается образец описания:
На рисунке забавная птичка, ее сделали умелые мастера или мастерицы. Игрушка очень выразительная, яркая. Кажется, что птичка сейчас оживет, тряхнет алым гребнем и вырвется из рук. Мне представляется сказочный лес, в который я попала и где много сказочных птиц и зверей:
Учитель: Ребята, перед вами небольшая выставка современных игрушек. Долгий путь проделала игрушка к вам, пока стала вот такой, красивой, яркой. Сделана она не из глины и дерева, а из современного материала, но от этого она не стала менее любимой, ведь мастер вкладывал в каждое свое творение душу, умение. Надеюсь, что каждая из игрушек не будет забыта вами и пылиться в углу. Надеюсь, что музей, созданный в 1920г., не дал прерваться связи от старинной игрушки к современной. Мы специально не затронули сего-дня историю матрешки, одной из любимейших игрушек детей. Может, кто са-мостоятельно найдет материал о матрешках и напишет в сочинении о них.
Слайды № 19-22
А теперь приступаем к его написанию (Включается пьеса Г.Свиридова "Музыкальный ящик".) Идет работа, ребята пишут сочинение.
Слайд № 23
Д\З:
По желанию: подобрать материал о матрешках , подготовить устное сообщение, проиллюстрировав свой рассказ, или написать о них сочинение.
Написать сочинение на темы:
- "Моя любимая игрушка";
- "Долгий путь игрушки";
- "История русской игрушки".