Изложение с творческим заданием "Ввести в повествовательный текст описание животного"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи урока:

 научиться писать изложение с элементами сочинения, развивать творческие способности детей, приобщить детей к алтайской культуре, воспитывать любовь к родному краю, нравственные качества; развивать речь, пополнять словарный запас, тренировать орфографическую зоркость.

Метод: репродуктивный. Исследовательский.

Форма урока: развитие речи.

Оборудование: модульно- инструктивные карты, иллюстрации и репродукции картин с изображением марала, художественные и поэтические тексты с произведениями о марале, труба(амырга), записи на доске, выставка книг о природе Алтая, музыкальная композиция «Мелодии гор», охотничий журнал.

(Музыка играет на протяжении всего урока)

Мотивация темы урока.

1. Дети, посмотрите на тему нашего урока. Подумайте, что мы должны сегодня сделать на уроке.

(Дети сами пытаются поставить цели.)
- изложение- пересказать текст;
- ввести описание животного- сочинение-миниатюра;
-урок развития речи – развивать речь;
- развивать речь – пополнять лексику, что такое лексика?
- работа над трудными словами- формирование орфографической зоркости;

Вывод о целях, перечисленных детьми.
Учитель. Молодцы, ребята, вы верно поставили цели, сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение и вводить в него элементы сочинения, будем пополнять свой словарный запас и орфографическую зоркость, сделаем вывод о том, что надо любить и охранять нашу природу.

2 .Учитель. Посмотрите, ребята на доску. К  нашему уроку я подобрала слова Эзопа: «Велико ли, мало ли зло, его не надо делать», а почему я выбрала такой эпиграф, вы мне ответите после того, как мы познакомимся с текстом изложения. А кто ребята такой Эзоп?
( ответы детей – древнегреческий баснописец 4-5 века до н.э., Крылов переводил басни Эзопа. Книга на выставке- почему рядом Крылов и Эзоп?)

3. Учитель. А вот о каком животном мы поговорим, вы должны отгадать, прочитав справку о нём.
(Уч-ся читают справку на модульно-инструктивной карте и отгадывают, что животное – марал.)
Учитель. Ребята, вы совершенно правы- это марал, посмотрите на доску, я подобрала вам иллюстрации и фотографии этого прекрасного и величественного животного.

4. Чтец. Отрывок из поэмы Э.Палкина «Амыр».

5. Знакомство с изложением. Учитель читает текст. (Текст на инструктивной карте.)

6. Ребята, вернёмся ко второму пункту и ответим на вопрос.
( Дети отвечают, что зло , оно всё равно зло. Какое бы оно маленько не было, что мы должны всегда помнить о наших поступках и беречь нашу родную природу Алтая.

7. Чтец. Стихотворение Б.Укачина «Разорённый Алтай».

8. Работа по тексту. Учитель. Ребята, давайте попробуем ответить на вопросы.

Дети читают вопросы на карточке и отвечают на них.
- Почему нельзя охотиться весной? ( потому что маралы худые после зимы, им не хватает корму, если особенно зима снежная, охотники во время покоса оставляют копны сена специально для маралов. Чтобы им было не так голодно.)
- Видели ли вы марала в лесу, в заповеднике? Какой он?( он очень красивый и величественный, у него большие рога и очень грустные глаза.)
- Удалось ли вам хоть один раз услышать как кричит марал?
( марал поёт, слышали ёще как козёл кричит)
- Как охотники зовут марала? ( трубой)

Ребята, я вам хочу показать такую трубу- это амырга, чтобы она запела, нужно потянуть воздух в себя. Я хочу показать вам охотничий журнал, в котором есть фотография нашего бывшего учителя физкультуры Филиппова Олега Анатольевича, который запечатлён на снимке как раз в тот момент, когда он зовёт марала трубой. Сейчас он живёт в Барнауле и занимается охотой.( Показываю, как амырга «поёт»).

9.Читаем второй раз текст. Работа в парах. Уч-ся пересказывают друг другу текст.

10. Творческая работа. Описание марала.

Ребята, давайте рассмотрим рисунки и фотографии маралов и попробуем их описать. Перед вами фотографии , выставка книг. Опишите марала, используя опорные слова на инструктивной карте и справку в третьем пункте.
(дети описывают марала.. У него красивые длинные ноги и величественная стать; он высоко держит голову со своими большими рогами, он очень сильный, до первой линьки марал пятнистый, а потом он стаёт буро-коричневый. У него красивые большие чёрные глаза, они очень грустные. Мы должны беречь наше богатство, охранять этих красивых животных.)

11. План.. Записываем на доску с обратной стороны.
(Ребята, вам предложен план , как мы по нему будем писать?)

План.

  1. Холодная весна.
  2. Раненый марал.
  3. Помощь отца.
  4. Отростки на рогах. Описание марала.
  5. Выздоровление.

( работаем по плану, по каждому пункту.)

      12. Орфографическая работа. См. инструкционную карту.

      13. Третий раз читаем текст.

      14 Выразительное чтение стихов о родной природе. (Стихи собственного сочинения учителя информатики – Усова А.Г., собственные стихи детей.)

       15. На втором уроке пишем изложение.

Приложение 1
Приложение 2

Использованная литература.

  1. Алтайский язык в картинках. Г-А.1992.
  2. Алтайский заповедник. Фотоальбом. М., 1987.
  3. Горный Алтай. Фотоальбом. Г-А., 2007.
  4. Встреча с Алтаем. Фотоальбом. М., 1997.
  5. Охота и рыбалка. №4, 2004, М.
  6. Мир басен. Крылов. Эзоп. М., 2007.
  7. Иллюстрированный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.М., 2005.
  8. А.П.Кучин. «Флора и фауна Алтая». Г-А., 2001.