Из истории русской пунктуации

Разделы: Русский язык


Основная роль пунктуации – обозначение тех смысловых отношений, которые … не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами.
А.Б.Шапиро.

Цель: Создать условия для усвоения знаний об истории русской пунктуации, для отработки навыка постановки знаков препинания.

Задачи:

  1. Познакомиться с историей появления знаков препинания.
  2. Узнать, какие знаки появились раньше, какие – позже.
  3. Узнать, отличаются ли современные названия знаков от старинных.
  4. Отработать навыки постановки знаков препинания на практике.
  5. Сделать вывод о роли знаков препинания, о значении постановки знака.

Оборудование: компьютер, проектор (мероприятие сопровождается презентацией по теме).

Ход мероприятия

1. Рассказ учителя о появлении знаков препинания в русском языке:

Исторически пунктуация сложилась позднее, чем алфавитное письмо. Ее появление связывают с именами итальянских гуманистов братьев Мануциев, развивших широкую издательскую деятельность в конце 14-го в.

В середине 15-го века они изобрели пунктуацию для европейской письменности, она была принята в основных своих чертах большинством народов Европы и существует до настоящего времени.

Известно, что до конца 15-го века текст писался либо совсем без промежутков между словами, либо делился на нерасчлененные отрезки. Между нерасчлененными отрезками текста делался интервал, в котором на уровне середины или нижней линии буквы ставили точки. Вот пример из рукописи I половины 15-го века:

тоеосеникнязьсеменъдмитриевнъсуздальский
приндератьюкновъгородунижнему
аснимъцаревичентякстысячьютатаръ людитезатворилисьявъгороде .

“В ту осень князь Семен Дмитриевич Суздальский пришел с войском к Новгороду Нижнему. А с ним царевич Ентяк с тысячью татар. Люди же затворились в городе”.

Далее отмечается, что первые знаки препинания показывали паузы. Раньше всех была введена точка (конец I четверти 15-го века), затем запятая (16 век). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой. Появление и упорядочение знаков препинания связывают с развитием книгопечатания. Так, в книгах I пол. 16 века уже использовались такие знаки: запятая, точка, точка с запятой, вопросительный знак. Несколько позднее появился восклицательный знак. В “Грамматике словенской” Мелетия Смотрицкого был использован новый знак – скобки, который в ту пору называли “вместным” знаком.

– Как вы думаете, почему этот знак имел такое название? (Так как внутри скобок было что-то написано, он как бы вмещал в себе какую-то
информацию.)

Тире первоначально называли “молчанкой”.

– Как вы думаете, почему?

Вот, что говорит об этом М.В.Ломоносов: “Молчанка начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время, либо для приготовления читателя к какому-либо важному слову или действию”.

И другие знаки препинания раньше имели иные наименования. Так, точку с запятой в 16 веке называли “подстолия”, а в 17 веке – “полуточие”. Восклицательный знак именовался удивным (удивительным).

– Кто сможет объяснить такое название восклицательного знака?

Знак переноса вначале относили к пунктуационным знакам и называли “единитным”

– Почему? (Так как он соединяет части слова воедино.)

Отсутствие знаков препинания в тексте не только затрудняет чтение и понимание его, но и ведет к ошибочному или двоякому толкованию. Так, если бессоюзное сложное предложение: Кричат ребята громко вторит эхо им – лишить запятой, расчленяющей его части, то читающему трудно установить, к какой части предложения относится слово “громко”

– Давайте прочитаем это предложение в двух вариантах.

Знак, поставленный не на свое место, иногда делает предложение противоположным по смыслу. Известен такой исторический факт: один преступник, осужденный на смертную казнь, подал своему королю прошение о помиловании. Великодушный король положил на прошение резолюцию: “Помиловать, не следует казнить!” Но секретарь по ошибке переставил запятую и резолюция получилась в таком виде: “Помиловать не следует, казнить!” Шутка это, или факт, взятый из жизни, трудно установить. Важно то, что автор обращает внимание на пунктуационную небрежность и показывает, как маленькая запятая, поставленная не на свое место, может даже лишить человека жизни.

– Ребята, а в каком художественном произведении описывается подобный случай. (В сказке С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев”.)

2. Веселая викторина, посвященная вопросам пунктуации.

Задание № 1.

Учащимся предлагается указать, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания.

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах, всего двадцать.
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
Ольга сидела на скамейке и ждала подругу, которая находилась в сквере.

– Все ли здесь?
– Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Дима, Настя еще не пришли.

Задание № 2.

Расставить в предложении запятые как можно большим количеством способов (6 способов).

  1. Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.
  2. Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
  3. Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.
  4. Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
  5. Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
  6. Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
  7. Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Предлагается задание понаблюдать, как всякий раз с изменением пунктуации предложения изменяются его интонация, грамматическая структура, смысл высказывания.

Ребята проверяют, читают свои предложения, анализируют их. Подводится итог: тот, кто составил больше всех предложений – победитель.

Задание № 3.

В современном русском языке 10 знаков препинания. В “Грамматике” М.Смотрицкого тоже 10. Вот они: черта |, запятая, двоеточие :, точка ., удивная !, разъятная V , единитная –, вопросная ;, вместная [ ], отложная ().

– Какие из них дошли до нас без изменения, а какие изменили свое название.
Задание № 4.

Учитель читает отрывок из “Российской грамматики” М.В.Ломоносова.

(1775)
Кроме букв, в российском языке употребительных, ставят при них разные знаки, в строках и над строками: и для того первые называются строчными, другие надстрочными знаками. Строчные – запятая, точка, две точки :, точка с запятой, вопросительный знак, удивительный знак, единительный знак =, вместительный ().
Надстрочных знаков 2: черта для показания разной силы на подобных речениях: потом и потом, полон и полон: скобка над й кратким для различения от и простого: мой, мои (сюда же относятся и две точки над ё)

– Каких знаков препинания, употребленных в настоящее время, нет в “Рос. грамматике” М.В.Ломоносова? (Тире, многоточие, кавычки, скобки.)

Как понять деление знаков на строчные и надстрочные?

Употребляются ли сейчас надстрочные знаки, как они называются?

Что это за знак “единительный”? (Это знак переноса – соединяет части слова воедино.)

Задание № 5.

Установите, в каких случаях ставят многоточие в начале предложения:

.. .Чиста душа моя и честь,
А человек – не в этом ли он весь?
(М.Джамиль)

(Цитата приводится не полностью, пропущенная часть обозначается многоточием.)

3. В мире интересного (рассказ учителя об интересных фактах из знаний о пунктуации).

Знаете ли вы:

– что знаки препинания по начертанию делятся на 2 группы: основные и составные. К I группе относятся точка, запятая, тире. Ко II группе – точка с запятой, двоеточие, восклицательный и вопросительные знаки, многоточие, скобки и кавычки;
– что греки в конце вопросительных предложений ставят не вопросительный знак, как мы, а точку с запятой;
– что испанцы вопросительный и восклицательный знаки ставят не только в конце предложения, но и в начале их в перевернутом виде ;
– что армяне повествовательное предложение начинают двоеточием.

4. Рефлексия. Подведение итогов мероприятия.

– Ребята, давайте сделаем вывод, для чего же нужны нам знаки препинания?
(Их отсутствие затрудняет чтение и понимание текста, допускает двоякое, ошибочное толкование.)

Закончить наше занятие мне хотелось бы словами известного А.Б.Шапиро: “... писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной работе, недопустимо не только для филолога, но в равной мере для врача, инженера, агронома. Нарушение общепринятых норм употребления знаков препинания в большинстве случаев опаснее, нежели орфографически неправильное написание слова.