Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: увеличить скорость подачи материала в рамках одного урока, заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.
В наши дни огромный выбор ЦОР по русскому языку и литературе.
Но не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя. Владение ИКТ позволяет мне самостоятельно создавать учебно-методические материалы. Хочу поделиться опытом использования презентации насвоих уроках.
Хочу привлечь внимание коллег к изучению причастия, так как считаю, что эта тема в программе 6 класса является одной из самых трудных. Трудности в изучении причастий определяются рядом причин. Одна из них заключается в том, что эта часть речи употребляется в основном в книжной речи. Кроме того, учащиеся далеко не всегда умеют правильно квалифицировать причастия, смешивая их с прилагательными, деепричастиями, а краткую форму – с глаголами. Отсюда целый ряд весьма устойчивых ошибок. Предупредить их можно, если в работу на уроке вводить элемент сопоставления, систематически подчёркивать специфику причастия по сравнению с другими частями речи, похожими на него и предоставлять материал наглядно. Это определяет практическую направленность изучения темы «Причастие» в данном классе.
Мне хотелось бы поделиться некоторыми приемами работы с причастием.
При первом знакомстве учащиеся должны усвоить, что причастие образуется от глагола, а в предложении является определением и обозначает признак предмета по его действию. На предваряющем уроке рассказываю легенду о некой семье, где папа – Глагол, мама – Имя Прилагательное, а их ребенок – Причастие. Ребенок внешне похож на родителей, характер, привычки и вкусы – тоже. И еще сын собирается стать, как и мама, врачом. Это намек на то, что прилагательное и причастие в предложении – определения. Дальше дети в группах создают «портрет» каждого члена семьи. При этом они записывают грамматические категории глагола и имени прилагательного и указывают признаки причастия, которыми с ним «поделился» каждый из «родителей». (Приложение 1)
Не менее важным является раскрытие понятия «признак
по действию».
Наглядно убедит в этом детей презентация
«Причастие» с использованием картин с анимацией.
Живой, совершающий действие предмет помогает
учащимся быстро сориентироваться и оперировать
и другими понятиями: «определяемое слово»,
«причастие», «причастный оборот». Дети
практически усваивают, что причастие образуется
от глагола, но в отличие от него обозначает
признак предмета, возникающий в момент действия.
(Презентация 1, слайды11-27).
Использование данной презентации возможно как
на первом уроке знакомства с причастиями, так и
на уроке систематизации и обобщения изученного.
Потом по этим же слайдам можно продолжить работу по отработке орфографических и пунктуационных навыков правописания причастий. Задаем вопрос: Мальчик какой? (Играющий на компьютере мальчик; мальчик, играющий на компьютере). Здесь еще активизируется зрительная память. Успеха можно добиться только с помощью многократных тренировок, поэтому таких картин в презентации достаточно много.
Усвоение понятия действительные и страдательные причастия должно опираться на умение выделять в предложении субъект и объект действия. Для анализа сначала даю изображение двух предметов. (Презентация 1, слайды 40-50)
Затем, используя причастия, учащиеся указывают признак «предмета, который сам производит действие» и признак «предмета, который подвергается действию другого предмета». Это умение отрабатывается при усвоении способов образования причастий и служит основой для построения и употребления конструкций с действительными и страдательными причастиями. Учащиеся должны знать суффиксы, с помощью которых образуются действительные и страдательные причастия настоящего, прошедшего времени, первого и второго спряжений. На слайдах даю суффиксы, которые будут главным опознавательным признаком причастий. (Презентация 1, слайды 3-10). Задача учащихся – указать разряд, время и спряжение причастия, образующегося с помощью того или иного суффикса.
А такие виды слайдов помогут повторить время причастий.(Презентация 1, слайды 52-54)
Умение опознавать причастный оборот в контексте формируется путем анализа конструкции предложений. Такой анализ требует последовательной и систематической тренировки. Можно предложить следующий алгоритм действия при выделении причастного оборота: 1. Найди в предложении причастие. 2. Найди слова, которые относятся к причастию. 3. Найди слово, определяемое причастным оборотом. Для выработки навыков обособления причастного оборота алгоритм дополняется следующими пунктами: 4. Убедись, что причастный оборот стоит после определяемого слова. 5. Выдели причастный оборот запятыми (или запятой).
Эффективным в опознавании причастного оборота является использование практических методов. Даются предложения с причастным оборотом, в которых знаки препинания не расставлены. Учащиеся должны найти определяемое слово, одиночное причастие, причастный оборот. Определяемое слово обозначают ?«крестиком», одиночное причастие и причастный оборот – «огурчиком» и раскрашивают, в зависимости от их местоположения ставят запятые. (Приложение 2).
Изучение теоретического материала по теме завершает правописание НЕ с причастиями. Предлагаю конспект урока-игры (расследование детективной истории). (Папка «НЕ с причастиями». (Приложение 3)
Следующим моим самостоятельным шагом в ИКТ-пространстве является создание презентаций с анимацией при изучении темы «Глагол». Многие авторы ИКТ-продуктов не советуют использовать картинки с анимацией, так как это рассеивает детское внимание. Но я думаю, что при изучении глагола (части речи, обозначающей действие предмета) и причастия – его особой формы, функция анимации как раз востребована. Это связано и с учётом этнопсихологических особенностей якутских детей, который предусматривает предпочтение наглядной, сюжетно-воспроизводящей деятельности. На уроке «Глаголы движения» понятия «однократность действия – в одном направлении», многократность действия – в разных направлениях» можно объяснить с помощью следующей презентации. (Презентация 2)
Затруднения могут быть в изучении «Виды глагола». Глаголы несовершенного и совершенного вида имеют разные формальные признаки, от глагола одного вида можно образовать глагол другого вида. Вид глагола легче определять в сопоставлении с его видовой парой (Презентация 3, слайд 2). Данную презентацию можно использовать при повторении темы «Образование видов глагола». Презентация наглядно покажет способы образования видов глагола, научит быстро определить вид глагола с помощью слов-сигналов. Орфограмму «ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах» можно изучить по следующей презентации. (Презентация 4. Слайды 6, 7) помогут закрепить материал.
Если умело использовать, то можно презентацию превратить в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, основой тренировок для повторения изученной и закрепления новой информации на уроке. Наглядным примером моего утверждения может стать презентация на тему «Имя числительное». (Презентация 5) Имя числительное – одна из сложных и «пёстрых частей речи, вызывающая затруднения не только в правописании, но и в определении его грамматических признаков.
План презентационного материала примерно таков:
слайда | Тема | Цель |
Слайды 3, 4 | Разряды числительных по значению и по составу | Повторить разряды имен числительных |
Слайд 5 | Склонение числительных | Научить правильному склонению |
Слайды 6, 7 | Дробные числительные | Объяснить понятия полтора-полтораста – «целое + половина второго» |
Слайды 8, 9 | Собирательные числительные | Объясняется особенность употребления собирательных числительных; закрепить умения употреблять сочетания «числительное + существительное» |
Слайд 10 | Порядковые числительные | Объяснить их сходство с прилагательными в склонении |
Слайд 12 | Творительный падеж предупреждает об опасности | Объяснить правописание при склонении, обратить внимание учащихся на творительный падеж |
Слайд 13 | Склонение сложных и составных числительных | Научить правильному склонению. Обратить внимание на окончания |
Слайд 14 | Числительные только с двумя формами склонения | Научить правилам склонения |
Слайд 15 | Склонение дробных числительных | Научить правильному называнию (в родном языке первым называют знаменатель, потом – числитель, а в русском языке – наоборот. Числитель – количественное числительное, а знаменатель – порядковое. |
Слайды 16, 17 | Числительные ОДИН, ДВА, ОБА | Объяснить наличие грамматического признака рода. Числительное управляет существительным. |
Слайды 19, 20 | Мягкий знак (Ь) в числительных | Повторить правописание |
Слайд 21 | Числительные 9, 12, 19, 90 и 900 | Устранить проблемы в различении данных числительных. Объяснить значение и правописание числительных с опорой на родной язык |
Слайд 23 | «Проверь себя» | Закрепление информации об имени числительном, актуализация ЗУН |
Слайд 24 | «Помогите Винни Пуху» | Правописание |
Слайд 25 | Дробные числительные | Правильное произношение |
Слайд 26 | Математические термины | Повторить термины |
Слайды 27, 28 | Числительные ДВОЕ, ДВА, ДВЕ | Научить правильному употреблению форм этих числительных в сочетании с существительными |
Слайд 29 | Тест | Познакомить с тестовой технологией, аналогичной к заданиям ЕГЭ |
Слайд 30 | «Исправьте ошибки» | Правописание, склонение |
Слайд 31 | Перевод с родного языка на русский | Узнавание числительных, их склонение, согласование с существительными |
Слайды 32, 34 | Цифровые изображения числительных | Отработать умение преобразовать. Склонение числительных |
Слайд 33 | Однокоренные слова, принадлежащие к разным частям речи | Научить правильной постановке вопроса , и определить часть речи |
Слайд 35 | Работа с текстом | Морфологический разбор имен числительных |
Данная презентация является универсальной, можно использовать как в начале изучения темы, так и в её повторении. Можно продемонстрировать полностью или только часть её. Всё зависит от той цели, которую преследует учитель на уроке. На слайдах представлены задания, подводящие к повторению темы; план или схема для систематизации материала по пройденной теме, практические упражнения на отработку алгоритма выбора правильного написания орфограммы, основные понятия, схемы, рисунки-подсказки, иллюстрирующие особенности этой части речи, практические упражнения, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного ответа при возникновении затруднений, алгоритмы для отработки навыков, нестандартные ситуации в применении проверяемых знаний.
А теперь хотелось бы представить план урока на тему: «Морфологическая омонимия». Тема актуальна, так как на ЕГЭ (задание В2) задание по морфологии входит в разряд заданий повышенной сложности.
Цель урока: расширить представление учащихся об омонимии с позиции морфологии и отработать навык определения части речи внешне сходных слов;
Необходимый материал:
– презентация к уроку (Презентация 6);
– карточки с заданиями;
ХОД УРОКА
1. Актуализация имеющихся знаний об омонимии
Что означает термин «морфологические омонимы»? (Слайд 2). Это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но в зависимости от контекста могут являться разными частями речи.
Рассмотрим следующие предложения:
- Решение этой задачи достаточно просто.
- Мы решили эту задачу очень просто.
- Просто он не мог решить эту задачу.
Примеры предложений на слайде показывают, что одно и то же слово может быть разной частью речи.
2. Знакомство с типологией заданий на ЕГЭ по морфологии (слайд 3). На экзамене перед выпускниками предстанут 4 вида задания по морфологии:
1. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) Пара чулков
2) Более спелый
3) В трёхстах книгах
4) В день именин
2. Укажите правильную морфологическую характеристику слова благодаря из данного предложения «Благодаря участию ферментов происходит образование сложных веществ из простых низкомолекулярных»
1) Предлог
2) деепричастие
3) Наречие
4) частица
3. Из указанного предложения выпишите краткое причастие (прилагательное в превосходной степени, все наречия, местоимения, частицы, союзы, предлоги и т. п.)
4. Из указанного предложения выпишите прилагательное (причастие), образованное путём перехода в существительное
3. Проблемный вопрос: что нужно для того, чтобы успешно выполнить эти задания? (Слайд 4). Совместное определение цели:
- Уметь определять принадлежность слова к определённой части речи (знать общее грамматическое значение, анализировать морфологические признаки и синтаксическую функцию в предложении);
- Уметь различать морфологические омонимы.
4. Необходимо указать связь темы с заданием В3 – определить способ образования слов. (Слайд 5)
Общий вывод: омонимия частей речи образовалась в результате перехода слов из одной части речи в другую.
5. Типичные ошибки, встречающиеся в работах учащихся (слайды 6-11):
1) Неверное определение особых форм глагола.
Задание: из данного предложения выпишите страдательное причастие: «Человек, не помнящий прошлого, лишён будущего». Здесь три слова связаны с глагольной первоосновой: не помнящий – полное действительное причастие, лишён – краткое страдательное причастие, будущего – существительное, образованное путём перехода из действительного причастия будущий. Таким образом, правильный ответ: лишён.
2) Неверное определение разрядов местоимений.
Задание: Из данного предложения выпишите определительное местоимение: «Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймёт; к беде неопытность ведёт». Здесь местоимения разных разрядов: вас, я – личные местоимения; собою – возвратное; всякий – определительное. Как правило, определительные местоимения самый, каждый, всякий, любой, иной, другой ошибочно принимаются за прилагательное.
3) Неверное определение степеней сравнения прилагательного и наречия
Задание: Из данного предложения выпишите наречие в сравнительной степени: «Они тихо растворялись в темноте ночи, уходили всё дальше от нас». Здесь два наречия: тихо и дальше, в сравнительной степени используется слово дальше (от наречия далеко). Это и является правильным ответом.
4) Неверное определение прилагательных и наречия, причастий и прилагательных
Задание: Определите, какой частью речи является слово ясно в данном предложении: «Он ясно дал понять, что не собирается поддерживать нашего кандидата на выборах».
- Краткое прилагательное
- Наречие
- Краткое причастие
- Глагол
Для правильного определения принадлежности этого слова необходимо поставить вопрос к слову ясно: дал понять (как?) ясно – следовательно, данное слово является наречием и выполняет функцию обстоятельства образа действия. Правильный ответ: 2
5) Неверное определение производных предлогов, частиц и союзов.
Задание: Выпишите все частицы из данного предложения: «Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что эти нежности телячьи нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит».
Задание нужно выполнить по следующему плану:
1. Выписать все слова, относящиеся к служебным
частям речи;
2. Вспомнить синтаксические функции каждой из
служебных частей речи: а) предлоги служат для
образования падежных форм изменяемых частей
речи; б) союзы соединяют однородные члены и
простые предложения в составе сложного; в)
частицы выражают в предложении разные функции,
кроме вышеперечисленных;
3. Вспомнить морфологические и синтаксические
функции частиц: они могут быть формообразующими
(образовать условное и повелительное наклонение
глаголов), модальными (вносить определённые
оттенки значения), отрицательными или
усилительными (частицы НЕ и НИ).
Следовательно, вывод будет такой: в данном
предложении три частицы: не, уж, пусть. Это и
есть правильный ответ.
6) Неправильное определение границ производных предлогов Задание: Выпишите все предлоги из данного предложения: «Каждый из нас в течение всей жизни собирает свою золотую полку, и это дело очень непростое, но эти книги, их герои помогают нам жить и лучше понимать жизнь».Нужно найти предлоги в тексте, помня, что синтаксическая функция предлогов – это образование форм косвенных падежей склоняемых частей речи: существительных, прилагательных, числительных и местоимений. Правильный ответ: из, в течение. Так как производные предлоги состоят из двух или более слов, то выписывать их нужно, правильно определяя их границы, например: по мере, в продолжение, несмотря на.
6. Закрепление умений. Проверим, как вы справитесь с заданием. (Слайды 12, 13).
Работа в группах – осмысление («Мозговой штурм»). Даётся алгоритм работы (Слайд 14). Группы получают карточки с заданиями. (Приложение 4). Цель задания: самостоятельно выявить способы распознавания омонимичных частей речи. Запись полученных итогов в тетрадь.
Дополнительная информация о производных предлогах (слайды 15-18).
Контроль – самостоятельная работа с заданием ЕГЭ (работа по карточке). (Приложение 5) Цель: оценить полноту освоения учебного материала.
Рефлексия
7. Домашнее задание: (Приложение 6)
Литература:
- Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Рус. яз.: 7 кл.: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1999
- Егораева Г.Т., Иванова С.Ю., Белякова В.И. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. – М.: Издательство «Экзамен», 2010
- Заярная И.Ю. Весь ЕГЭ от А до С. Репетитор по русскому языку – Ростов на/Д: Феникс, 2010
- Русский язык: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений с якут. языком обучения/ [М.К. Попова и др.]; под науч. А.П. Олесовой. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 2007
- Русский язык: Учебник для 6 класса якутской школы/ Попова М.К., Бочкарёва Е.С., Кириллина С.В. – Якутск: Бичик, 2005
- Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие. – Ростов на/Д: Легион, 2011.
- г. «Русский язык» («Первое сентября») 25-26 за 2004 г., 9 за 2005 г., 7 за 2007 г., 9 за 2006 г., 5 и 7 за 2009 г.
- miranimashek.com
- animashki.ru