Из опыта проведения учебных занятий русского языка и литературы в 5-м классе по обновлённым ФГОС

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии

Класс: 5

Ключевые слова: ФГОС


Методическая наука развивается не обособленно, не изолированно, а в совокупности с философией, психологией, педагогикой, лингвистикой и другими смежными науками. Именно поэтому изучением важнейших для образования вопросов развития мышления, речи и коммуникативных способностей личности занимаются и современные учёные-философы, и психологи, и лингвисты, и педагоги, и методисты. Исследования в смежных с методикой преподавания русского языка областях служат ориентиром для обогащения методики новыми подходами к обучению, технологиями, методами, средствами.

Так, например, философские исследования последних лет выявили как чрезвычайно важную для изучения в России и мире проблему клиповой культуры, которая, по мнению учёных, ведёт к языковому минимализму и уменьшению объёма долговременной памяти, и клипового сознания, возникшего в условиях преобладания экранной культуры и информационных технологий. [3, с. 8]

Для изменения указанной тенденции, во ФГОС рассматривается необходимость развития поисковой деятельности школьников - это познавательные действия, которые осуществляются в процессе самостоятельного поиска способов открытия нового знания в ходе выполнения заданий поискового характера, требующих от школьников поисковых умений: умения выявлять проблему, логически правильно мыслить, доказательно и убедительно объяснять ход своих рассуждений; грамотно отбирать и уместно использовать языковые средства для речевого оформления высказывания-ответа на вопрос или задачу, выстраивая своё сообщение-монолог с помощью тезиса, аргументов, вывода; принимать участие в дискуссии в связи с обсуждением выявленной проблемы; переносить приобретённые знания в новую ситуацию. [7, с. 414]

Отвечая на проблемный вопрос, выполняя проблемное задание или решая поисковую задачу (ПЗ), школьники осуществляют действия-операции логико-лингвистического характера в ходе самостоятельного анализа языковых явлений с целью раскрытия сущности нового для себя понятия.

Анализ единиц языка осуществляется на примере слова, словосочетания, предложения и в условиях их функционирования в тексте, в условиях коммуникации, т.е. связан со всеми видами речевой деятельности. Активизация мыслительных процессов школьников происходит в деятельности по разрешению конфликта, противоречия между знанием и незнанием. Отыскивая путь решения возникшей проблемы, открывая новые знания в процессе анализа явлений языка, находя ответ на возникший вопрос, школьники устно или письменно объясняют ход своих рассуждений, продуцируя высказывание на лингвистическую тему, участвуют в публичном обсуждении вариантов решения проблемного вопроса или задачи в классе, т.е. в процессе общения. [8, с. 163]

Принцип общения - коммуникации - лежит в основе большинства современных методических исследований в области преподавания русского языка.

Эти и другие проблемы школьного образования в предметной области «Русский язык» обозначены в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта.

Школа должна подготовить для общества креативно мыслящего, мотивированного на творчество, образование и самообразование гражданина России, способного осуществлять исследовательскую и инновационную деятельность на основе научных методов, в результате чего в процессе обучения школьники должны достичь личностных, метапредметных и предметных результатов.

К личностным результатам освоения образовательной программы Стандарт относит готовность и способность обучающихся к самостоятельной, познавательной, творческой, деятельности, что на практике реализуется в исследовательской и поисковой активности обучающихся.

Среди метапредметных результатов выделяются важные для решения учебных и социально значимых проблем учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), которые осваиваются на занятиях разных учебных дисциплин и предполагают приобретение школьниками навыков познавательной рефлексии и грамотное владение языковыми средствами.

В достижении школьниками метапредметных результатов существенную роль играет самостоятельная исследовательская деятельность, по своей структуре сходная с научной и направленная на овладение «методами науки», как об этом пишут сторонники проблемного обучения и поисковых методов в обучении. В этом смысле поисковая деятельность выступает как метапредметная категория.

Достижение метапредметных результатов связано со способами овладения обучающимися метапредметами «Задача», «Проблема» и др. на основе «промысливания», «первооткрывания». К метапредметным категориям относятся рисунок и схема (несплошной текст), цель и задача, модель и способ. Например, метапредмет «Задача» вводит обучающихся в культуру работы с задачами. Метапредмет «Проблема» направлен на развитие способности к выявлению учебных проблем, на обучение анализу, на формирование умения вести диалог. [2, с. 41]

Среди метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы выделяется смысловое чтение как один из значимых результатов обучения, способность свободно владеть словарным запасом русского языка в целях коммуникации, умение анализировать и продуцировать тексты с соблюдением норм языка. Среди предметных (в области «Филология») - совершенствования видов речевой деятельности, в том числе - чтения (русский язык), осознание значимости чтения и воспитание квалифицированного читателя (литература).

На уроках русского языка, например, в 5-м классе знакомство с метапредметами может быть связано с обучением школьников умениям: использовать методы рационального чтения и стратегии чтения; самостоятельно отыскивать информацию в школьных учебниках, в СМИ; извлекать фактуальную информацию из текста в процессе чтения или аудирования текста, в том числе, из информационных текстов СМИ; читать и понимать информацию, представленную схематично, преобразовывать текстовую информацию в форму схемы; строить рассуждение в ситуации монологической и диалогической речи; работать в группах и др. Эти умения формируются в процессе поисковой деятельности, поскольку необходимы для решения поисковых коммуникативно-языковых задач, целевой установкой которых является речевое развитие обучающихся. [5, с. 61]

Достижение предметных результатов обучения русскому языку, например, в 5 классе, применительно к развитию речи связано с овладением обучающимися основными текстоведческими и речеведческими понятиями, умениями осуществлять аналитическую работу с текстом, пересказывать его, продуцировать собственное высказывание, редактировать и др.

Что касается читательской способности и чтения, в книге Г.А.Балла, где проводится аналогия между понятиями «познавательная задача - коммуникативная задача - творческая задача», (поисковая, по определению Т.В.Напольновой), представлена цитата о том, что обучение школьников решению коммуникативных задач нужно осуществлять параллельно с обучением выразительному чтению, например, сказки. Выразительное чтение и пересказ сказки с использованием изучаемого грамматического материала входит в планируемые результаты обучения пятиклассников русскому языку. [6, с. 196]

Результаты проведённых психологами исследований легли в основу проблемного подхода к обучению школьников, который реализуется с помощью поисковых методов в процессе самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в условиях проблемной ситуации.

В структуру учебной деятельности школьника наряду с действиями контроля и оценки входят учебные задачи и учебные действия, обеспечивающие решение этих задач. Выполняя систему учебных действий в процессе решения определённого класса задач, школьник овладевает общим способом решения и умением пользоваться им для решения других задач. В этом процессе важнейшую роль играет развитие познавательных способностей школьников. [9, с. 112]

Деятельностный подход к обучению, связанный с развитием познавательной, мыслительной и речевой деятельности школьников, их самостоятельностью в овладении знаниями и умениями, обоснован теоретически и реализован практически в современных педагогических технологиях или, по В.П.Беспалько, в содержательных техниках реализации учебного процесса, с помощью которых научно конструируется и практически воспроизводится весь процесс педагогических действий.

Безусловно, любая из известных педагогических технологий, в том числе и традиционная, имеет в своём арсенале средства, направленные на развитие мышления и речи школьников, на активизацию и интенсификацию их деятельности, однако только в некоторых из них методы и средства обеспечивают эффективность результатов обучения, как скажем, проблемный подход к обучению.

Основы теории проблемного обучения широко используются в современных научных исследованиях: например, ведущие идеи теории решения исследовательских задач (ТРИЗ); теория ОТСМ (Общая теория сильного мышления); ТРИЗ-педагогика; креативность в обучении; методика изобретательства Г.С.Альтшуллера, по определению которого, творческий процесс - это рациональная система задач и др.

В основе каждой из современных педагогических технологий лежат методы проблемно-поисковый; объяснительно-иллюстративный с элементами проблемно-поискового; проблемно-поисковый и диалогический; творческий; «игра+диалог+творчество» и т.д. Ключевыми словами здесь являются проблема, поиск, диалог, творчество, что свидетельствует об актуальности обучения школьников на основе поисковой деятельности.

Так, например, в главе 5 учебника по образовательным технологиям под редакцией А.П.Чернявской и Л.В.Байбородовой поисковые и исследовательские технологии, проблемное обучение объединены в общий раздел, а в энциклопедии Г.К.Селевко в раздел 5 «Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности включены игровые технологии, проблемное обучение, технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И.Пассова. Здесь же представлены характеристики частично-поискового метода, технологии учебного исследования, эвристического обучения.

В настоящее время идеи проблемного обучения всё чаще привлекают внимание специалистов-практиков в разных областях образования.

Обучение, построенное на использовании проблемной ситуации, максимально обеспечивает развитие мыслительных и речевых способностей школьников. Речь идёт не об обычной умственной активности, когда мыслительные операции выполняются в ходе решения стандартных, типовых задач или репродуктивных упражнений. С помощью проблемных ситуаций моделируются мыслительные процессы, адекватные креативным: в ходе решения поисковых задач, различных по направленности и уровню сложности, школьники приобретают навыки продуктивного и креативного мышления в условиях речевого общения. [10, с. 12]

Таким образом, создавая на уроке «ситуацию затруднения» в условиях, приближенных к реальным, учитель не только обеспечивает развитие интереса к процессу поиска ответа на поставленный теоретический вопрос и стимулирует активную мыслительную деятельность обучающихся, но и посредством вовлечения школьников в диалог, неизбежно возникающий в ходе рассуждения, побуждает их к активной речевой деятельности.

Деятельность школьников, характеризующаяся самостоятельным поиском способов раскрытия сущности нового понятия или явления в условиях проблемной ситуации, и называется поисковой. Суть поиска заключается в самостоятельном (или с незначительной подсказкой учителя) поиске ответа на возникший вопрос или в нахождении способа решения возникшего затруднения с помощью определённых логико-мыслительных операций.

В методике обучения русскому языку решение проблемы развития мышления и речи обучающегося в процессе самостоятельного приобретения знаний лежит в личностно-деятельностном подходе к обучению, где основное внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, в том числе - познавательных. Реализация личностно-деятельностного подхода, как мы убеждены, связана с развитием поискового стиля мышления школьников, их способности доказательно мыслить и самостоятельно решать возникшие в процессе овладения строем языка проблемы, в совершенствовании навыков диалогической и монологической речи, что предполагает организацию обучения школьников русскому языку на основе поисковой деятельности, начиная уже с начальной школы. [4, с. 18]

Результаты исследований требуют расширения и обновления содержания школьного предмета «Русский язык» в рамках разделов, касающихся изучения языка и речи, и разработки методики, обеспечивающей их изучение. Резервы мы видим в организации обучения школьников самостоятельному анализу языковых явлений при изучении всех разделов русского языка и разработке технологии такого обучения на основе действующих учебников русского языка.

Мы считаем, что в 5-9-х классах при изучении частей речи, словосочетания и предложения необходимо использовать дидактический материал, иллюстрирующий морфологические (например, правильность образования форм частей речи), синтаксические (правильное построение единиц синтаксиса), стилистические нормы языка (выбор языковых средств в зависимости от ситуации общения), а также предлагать школьникам поисковые задачи со стилистическим компонентом.

Отдельного внимания заслуживает стилистический разбор (образца в школьных учебниках нет) как упражнение. В основной школе речь, безусловно, идёт о частичном (фрагментарном) разборе. С помощью анализа языковых явлений текста школьники овладеют навыком использования стилистических средств в речи. [1, с. 30]

Реализация идей грамматики текста при изучении грамматики и стилистики русского языка в школе, начиная уже с 5-го класса, позволит, как мы полагаем, расширить знания школьников в области употребления языковых средств, если обучение будет строиться на основе поисковой деятельности, т.е. в процессе решения поисковых задач, в том числе и речевого характера.

Обучая школьников грамматике на основе поисковой деятельности, учитель обязательно занимается и развитием речи, поскольку решение задачи - это текст (устный и письменный) на лингвистическую тему, учебно-научная разновидность научного стиля.

В этой работе необходимо показать обучающимся все возможные пути организации речевого высказывания как на этапе его подготовки (обсуждение, дискуссия), так и на завершающем этапе (продуцирование текста - доказательная формулировка решения в виде монологического высказывания). Роль слов и выражений в контексте и в речевой ситуации должна быть известна школьникам, чтобы грамотно построить своё высказывание. В этом смысле уроки грамматики располагают огромным потенциалом для речевого и коммуникативного развития школьников, для организации их самостоятельной поисковой деятельности.

Список использованной литературы

  1. Бабонова, С.С. Использование ИКТ в процессе реализации ФГОС НОО на уроках русского языка / С.С.Бабонова // Вопросы педагогики. - 2020. - № 10-2. - С. 29-32.
  2. Белова, Т.В. Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС / Т.В.Белова, О.Н.Саламаха // Вестник научных конференций. - 2020. - № 3-2(55). - С. 40-41.
  3. Белоножко, А.В. Организация деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС / А.В.Белоножко // Вестник научных конференций. - 2021. - № 12-4(76). - С. 8-9.
  4. Ковальчук, О.А. Проблемные вопросы реализации требований ФГОС на уроках русского языка и литературы / О.А.Ковальчук // Вестник педагогического опыта. - 2021. - № 48. - С. 11-21.
  5. Муленко, Е.А. Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС / Е.А.Муленко, Ю.Ю.Фаустова // Вестник научных конференций. - 2021. - № 8-1(72). - С. 60-62.
  6. Репина, И.Г. Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС / И.Г.Репина // Молодой ученый. - 2022. - № 7(402). - С. 195-197.
  7. Соколова, О.В. ФГОС. Русский язык в основной школе / О.В.Соколова // Деятельностный подход в образовании: Монография / Составитель В.А.Львовский. - Москва: Некоммерческое партнерство "Авторский Клуб", 2021. - С. 410-424.
  8. Телкова, В.А. Эффективные формы и приемы на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС / В.А.Телкова // Вопросы педагогики. - 2020. - № 2-2. - С. 161-165.
  9. Чернова, О.Е. Инновационные технологии на уроках русского языка как средство реализации ФГОС ООО / О.Е.Чернова, О.И.Кунакбаева // Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. - С. 109-113.
  10. Шалхакова, Н.П. Системно-деятельностный подход в рамках реализации ФГОС в обучении русскому языку и литературе / Н.П.Шалхакова // Мастер-класс. - 2020. - № 4. - С. 8-16.