Цели и задачи, которые преследуются при работе с изложениями с продолжением:
- повысить эффективность работы над изложением;
- дать возможность учащимся проявить творческую инициативу;
- повысить интерес к русскому языку и литературе;
- воспитать настоящего Читателя;
- способствовать повышению духовности учащихся, их общего культурного уровня;
- способствовать самообучению и самообразованию;
- содействовать выбору учащимися правильной ориентации в жизни.
Методика проведения обычных изложений известна и доведена учителями русского языка до автоматизма, и главное, что ученики должны, это - удержать в памяти текст и по возможности грамотно и верно передать его в письменной форме. Повысить эффективность работы над изложением может изложение с продолжением. В классе текст изложения читается не до конца. Школьники должны “досочинить” конец сами - придумать развязку описываемого события или растолковать его смысл.
Для этого подбираются тексты, о которых можно с большой степенью вероятности предположить, что они неизвестны школьникам, чтобы они могли создавать свои продолжения, не зная оригинала. Обрывается текст там, где повествование достигает наивысшего напряжения. Для завершения текста школьнику надо самому найти решение сложного конфликта, придумать выход из трудной ситуации, дать оценку действующим лицам, описать развязку, исходя из логики текста, или понять жизненную мудрость, заложенную в произведении, сформировать понятую мысль. Иногда просто проявить фантазию.
Школьникам ничего не предлагается, не подсказывается и тем более не навязывается. Авторское завершение текста сообщается только на этапе анализа работ.
От учащихся совсем не требуется, чтобы ответы их совпадали с текстом оригинала. Иногда молодые авторы раскрывают новые по сравнению с авторской концовкой интересные и своеобразные повороты ситуации, делают другие, но не менее важные выводы и даже в отдельных случаях более содержательные обобщения, не говоря уж о разнообразной, нередко очень удачной форме повествования.
Сопоставление разных ответов школьников друг с другом и с текстом оригинала - это этап работы, имеющий огромный развивающий потенциал. Конечно, мастерство и опыт учителя играют здесь огромную роль. Учитель ведь тут в выигрышном положении: он заранее знает авторский ответ, которого не знали дети. Школьник же ищет сам и может найти совсем не то, что известно учителю, а то, что соответствует его собственному пониманию жизни и небольшому жизненному опыту. И создание собственных концовок, которое ставит школьников перед необходимостью самостоятельного решения остро поставленных интеллектуальных и нравственных задач, гораздо больше способствует их духовному росту, чем обычные работы, основанные на воспроизведении готового содержания. Такие “досочинения” дают яркую картину интеллектуального, нравственного и речевого развития каждого из учеников.
Обсуждение этих работ становится настоящей школой культуры речевого общения. Ответ школьника в обычных условиях - это воспроизведение заученного, то есть речь, лишённая основной функции естественной речи - общения, обмена информацией, стремления убедить в чём-то собеседников. Речь детей при обсуждении их собственных мыслей - это настоящая естественная речь. Они могут учиться ясности формулировок, умению убедительно аргументировать, внимательно слушать друг друга, быть открытым для принятия новых доводов и пересмотра своих позиций.
Опыт показывает, что такие задания вызывают большой интерес школьников и к самой работе, и к ответам друг друга.
За время работы в основной общеобразовательной школе №8 было предложено учащимся продолжить такие рассказы: Ю. Нагибин “Зелёная птица с красной головой”, Ю. Яковлев “Тяжёлая кровь”, А.Чехов “Мельник”.
О` Генри “Последний лист”, В. Титов “Раненый чибис”. В. Астафьев “Товарищ Гонцова”, К. Паустовский “Кот - ворюга”, Ю. Яковлев “Рыцарь Вася”. Нужно особенно отметить, что ребята после написания изложения с продолжением с нетерпением ждали результатов, анализ ученических работ превращался в творческую мастерскую, где учащиеся учились слушать, слышать, высказываться. На таких уроках многому учится у своих подопечных и сам учитель.
Как выяснилось, для учащихся пятых классов изложения с продолжением явились новым видом работы на уроках русского языка. Для начала им был предложен рассказ В. Астафьева “Товарищ Гонцова”. После чтения текста до кульминационного момента, обсуждения его с привлечением иллюстраций и материала из книги “Азбука природы” о суровом климате в Сибири, где происходит действие, учащимся было предложено продолжить рассказ. Посыпались вопросы: “А как? А что должно случиться? А если у нас не получится как у писателя?”. Я ответила, что не нужно думать о том, совпадёт или нет ваше продолжение с авторским, нужно предложить свой конец рассказа. Ребята успокоились и стали думать. Открытий не было, многие учащиеся долго и подробно перечисляли, в какие деревни ходил главный герой, как расспрашивал председателя колхоза, но все учащиеся были единодушны в одном: всё закончилось хорошо и для мальчика, и для Марии Гонцовой. Вот какие продолжения предлагают ребята:
- Мария Гонцова усыновила сироту;
- мальчик нашёл эту добрую женщину в одной из деревень после долгих скитаний и стал её другом и помощником;
- главный герой искал свою спасительницу в деревнях, а потом выяснилось, что она работает в столовой детского дома.
После проведённого изложения выяснилось, что ребята хорошо усвоили из уроков литературы понятия о добре, милосердии, но плохо представляют себе условия жизни людей во время Великой Отечественной войны. Я предложила пятиклассникам на дополнительных занятиях по литературе прочитать повесть В. Катаева “Сын полка” и предложила целый список других книг на военную тему, чтобы больше узнать об этом. К счастью для них, наши дети получают бесплатное питание в столовой школы, неплохо питаются дома и не знают, что маленькая чёрствая корочка хлеба может не просто спасти жизнь человеку, но и не дать угаснуть вере в милосердие и добро.
Продолжение следующего рассказа Ю. Яковлева “Рыцарь Вася” ребята принялись писать уже более уверенно. Все ребята осудили поступок Димы Ковалёва, присвоившего чужие лавры, но их поразило отношение к этому самого Васи, когда они узнали конец рассказа. Это и понятно, жизненный опыт мал, а с коварством, злом многие, слава Богу, встречались лишь в сказках.. Ребята уверенно говорили в своих изложениях о том, что Васе нужно изменить свой характер, стать более активным и не позволять использовать себя.
Ещё больше “раскрыли себя” ребята в изложении с продолжением по рассказу К.Паустовского “Кот - ворюга”. Чтение текста я оборвала на самом интересном месте: кота, воровавшего всё подряд, наконец-то поймали. А что же было дальше? Ребята продолжили по-разному:
- кота накормили, и он остался жить у автора (4);
- кота накормили и отпустили на волю (так написали 14 из 26);
- кота накормили, а потом его взял к себе сын сапожника Лёнька(3).
Пятеро учащихся имели своё особое мнение о методах воспитания провинившегося кота: один ученик написал, что кота повесили вверх ногами на дерево, и он там провисел до тех пор, пока не умер. Четверо пойманного кота посадили в машину, увезли далеко в лес и оставили его там. Ребята в 5 классе обычно обсуждают проблему вслух, чтобы удостовериться в правильности своего решения и выяснить, насколько его мнение правильно.
Один мальчик рассказал о том, что похожий случай был у них в деревне, и тогда бабушка кота-ворюгу несколько раз ударила об забор и выкинула. По классу прошёл гул неодобрения, тем более слово “бабушка” у многих ассоциируется не с жестокостью, мягкостью, добросердечием. В результате я не обнаружила такой версии в текстах изложений, хотя никоим образом не показала своего отношения к тому, о чём было рассказано. На следующем уроке я прочитала конец рассказа Паустовского. Ребята поняли, что самое лучшее воспитание - воспитание любовью и добротой. Один мальчик написал, что кота - ворюгу в конце рассказа стали называть Милиционером. Он перестал воровать, стал охранять “свою” территорию от посягательств непрошеных гостей.
Воспитывать любовью и добротой… Да, да, только любовь и дброта, а еще – методом убеждения. Это в пятом классе дети будут согласно кивать головами, слушая учителя на обсуждении рассказа Паустовского. А что мы видим в повести Булгакова “Собачье сердце” при изучении его в десятом классе? Какие методы воспитания имели больший эффект воздействия на Шарикова: прекраснодушие профессора Преображенсого или рукоприкладство его помощника Борменталя? Ох, непростой вопрос, много копий сломано писателями, критиками по этому поводу, а только воз и ныне там. А почему бы нашим десятиклассникам, будущим папам и мамам, воспитателям последующих поколений не поразмышлять над этим вопросом, используя все имеющиеся знания и по литературе, и по истории, и по обществознанию, естественно, по русскому языку? Таким образом, от изложения с продолжением в младших классах мы вышли к сочинению публицистического характера на животрепещущую тему воспитания в старших классах.
Интересным моментом в исследовании “душ человеческих” стало проведение изложений с продолжением по рассказу В. Титова “Раненый чибис”. Некоторые ребята не знали, что собою представляет эта птица. Теперь, опытом наученная, знаю, что перед изложением нужно провести небольшой экскурс в биологию, географию и даже спеть песню “У дороги чибис...”. Лучше, если это будет домашним заданием. Рассказ заканчиваю читать на том месте, когда автор медленно идёт по перрону в надежде встретить своего маленького друга, которого невольно предал. Удивительно, но лишь у половины учащихся я встретила версию о том, что эта встреча состоялась. Да, учащимся восьмых классов не откажешь в “оптимизме”. Дети не прощают ошибок, они бескомпромиссны, но продолжают верить в добро и справедливость.
Читая произведение, мы видим, как мучается автор, ведь он раскаивается в содеянном, ищет и не находит своего маленького друга и понимает, что и мальчику тяжко. Вижу, лица моих маленьких “судей” посветлели, они со мной соглашаются и говорят, что глухонемой малыш простил этого взрослого человека, который по глупости совершил ошибку, но осознал это и готов её исправить. В двух изложениях я встретила такую красивую фразу: “Автор понял, что ранил в самое сердце не только чибиса, на и малыша, который ему полностью доверился”. Пятеро учащихся написали, что глухонемой мальчик заговорил. Им этого очень хотелось. На обсуждении выяснилось, что трое из них не обратили внимания на то, что один из мальчишек, обижавших малыша, крикнул: “Он глухой и немой! И завсегда был таким”. То есть он глухонемой от рождения, заговорить уже никогда не сможет. Именно бессловесность и безответность мальчика, необычность, как всякое непонятное и таинственное влечёт к себе людей.
Прошу восьмиклассников вспомнить, какого другого литературного героя напоминает этот мальчик из рассказа Воробьёва? Ребята без труда называют платоновского Юшку. И на его голову сыпался песок, слышались обидные слова, но он только прикрывал руками голову и улыбался. Я спрашиваю ребят: “Прав ли Юшка, когда говорит, что его люди любят, только не умеют показать это”. Большинство недоумевают: как можно любить и так обижать человека? Да, так бывает, непросто любить, но любовь показать - ещё труднее. В рассказе В. Титова мы увидели, как появилась взаимная симпатия взрослого человека и мальчика, как радостно им было проводить время, гуляя по степи, как доверчиво заглядывал он в глаза своему новому другу, словно всё ещё не верил счастью, ведь до этого он был отдалён от всех своим неизлечимым недугом. И в этом случае “показать свою любовь” - значит, простить того, кто тебя предал или обидел, тем более что В.Титов осознал свою ошибку и хочет объяснить малышу, что у него и в мыслях не было обидеть его. Ребята задумались. Значит, урок обсуждения их творческих работ прошёл не зря.
Восьмиклассники писали изложение с продолжением по рассказу О` Генри “Последний лист”. Этот последний лист стал символом жизни для молодой художницы, которая тяжело заболела. Она смотрела через окно на кирпичную стену соседнего дома, обросшую плющом, и говорила всем: “Вот упадёт с плюща последний лист, и я умру”. Двое из тридцати учащихся написали, что Джонси умерла. К сожалению, “досочинения” были тусклыми и не отличались оригинальностью. Все согласились с тем, что Берман - художник-неудачник, потому что ему уже 64 года, а он не прославился. Да, художник нарисовал на стене лист плюща, и Джонси не заметила этого, она думала, что он “живой”, он сопротивляется холоду и сильному ветру. Только один ученик написал, что Берман всё-таки нарисовал свой шедевр, о котором мечтал всю свою жизнь, и благодаря которому Джонси выздоровела: последний лист плюща на кирпичной стене. Я прочитала конец рассказа О` Генри. Берман простудился в ту ночь, когда рисовал свой шедевр и умер. Да, у писателя рассказ заканчивается более трагично - за мечту своей жизни художник заплатил своей жизнью. “Мы же не писатели”,-приуныли мои ребятки. “Это верно, ребята, но мы должны учиться у писателей ясности мышления и глубине мысли”.
Проблемы “отцов и детей” были затронуты в следующем изложении с продолжением по рассказу Ю. Нагибина “Зелёная птица с красной головой”. К сожалению, третья часть учащихся воспитывается в неполных семьях, поэтому дети очень близко к сердцу восприняли тему, затронутую писателем. Они восприняли зелёную птицу с красной головой как некий символ надежды на лучшее будущее, как птицу счастья. Все изложения имели оптимистический конец, даже если птица погибала. Никто из писавших раньше не читал этого рассказа, но 20 из 24 писавших угадали “нагибинский” конец: отец мальчиков в лесу увидел не саму птицу, а лишь груду ярко-красных перьев, на которых алели, словно капельки крови красные перышки. Птицу успел съесть какой-то хищник, но Павел понял, что его дети не фантазировали, что эта птица, из-за которой он потерял души своих детей, существует. Он принёс домой два зелёных пера и сказал, что видел эту чудесную птицу, она улетела в тёплые края. Так он снова обрёл души своих детей.
Ребята ещё не забыли уроков литературы в начальной школе и закончили изложения совершенно сказочно: вся семья ехала по лесной дороге, вышла на отдых, и один из мальчиков увидел зелёную птицу с красной головой, сидящую в гнезде. Были даже такие, которые написали, что отец увидел груду зелёных перьев, а рядом, в гнезде, пищали птенцы погибшей в пасти хищника птицы. Конечно же, рассказчик взял их домой и вырастил , что противоречит естественному течении: жизни, ведь оставшиеся без матери-кормилицы птенцы обычно погибают. Но живёт в наших детях неистребимая вера в добро и справедливость. Это особенно видно в работах восьмиклассников, которые писали изложение с продолжением по рассказу Ю. Яковлева “Тяжёлая кровь. Мать вот уже несколько лет подряд вспоминает один и тот же день, день расстрела сына и его одноклассников, когда город был занят фашистами. Ослеплённая любовью к сыну, она пошла просить коменданта, чтобы он пощадил сына. Не думала она, что рядом с сыном увидит троих своих бывших учеников.
Некоторые учащиеся вопреки сюжетному замыслу “спасли” всех четверых молодых людей, которые были приговорены к расстрелу. Одна ученица, насмотревшаяся по телевизору фантастических и приключенческих боевиков, написала, что в тот момент, когда должны были раздаться автоматные очереди, в небе появился русский самолёт, а с высоких стен монастыря вдруг выскочили партизаны и спасли наших ребят. А ведь это не соответствует реальной расстановке противоборствующих сил, потому что из рассказа ясно, что регулярные советские войска далеко в тылу, город оккупирован фашистами. Эти ребята, вчерашние школьники, ещё не успели связаться ни с партизанами, ни с другими какими-либо противоборствующими фашистскому режиму силами. Они действовали спонтанно, убив немецкого часового. Мать могла спасти только одного - своего сына. Могла, но не сделала этого, увидев рядом с сыном своих бывших учеников. А шестеро учащихся предположили, что мать забрала своего сына, словно из детского сада, и они пошли домой. Да, школьники просто ещё не выросли из коротких штанишек, они не поняли всей психологической глубины рассказа. Из 29 учащихся трое написали, что мать спасла не своего сына, а одного из бывших учеников. Одна из учениц даже объяснила, почему эта женщина так поступила: “Её сын стоял, отвернувшись, не смотрел на свою мать, и она обиделась на него”. В результате, она ушла с чужим ребёнком, а трое остальных ребят смотрели им вслед. Картина, конечно, невозможная, поэтому даже те ребята, которые в продолжениях “спасли” сына, затем предположили, что мать всю оставшуюся жизнь чувствовала свою вину перед теми, кого она оставила на расстрел и покончила жизнь самоубийством. Двое написали, что мать бросилась к ногам прибывшего коменданта и умоляла не убивать детей. Большинство учащихся всё-таки поняли, что в данной ситуации для этой интеллигентной женщины все четверо мальчишек, стоявших у монастырской стены, родные: одного она выносила, вырастила, а остальных в течение нескольких лет учила в школе. Или всех, или никого! Вот тут ребята и вспомнили название рассказа: “Тяжёлая кровь”. Некоторые вспомнили и разговор матери с сыном, когда он однажды, придя с работы на лесопилке, сказал, что больше не может продолжать так жить, не может спокойно смотреть на зверства фашистов, убивающих невинных людей. Мать, умная интеллигентная женщина, попыталась объяснить сыну, что в данной ситуации лучший выход - терпеть. В ней, как и во всякой матери, говорил инстинкт самосохранения: больше всего на свете она любила сына и боялась его потерять. Она сказала, что фашисты проливают “лёгкую” кровь, они, как тигры-людоеды пьянеют от запаха человеческой крови и жаждут её всё больше и больше. Сын ответил, скорее себе, чем ей: “Значит, это не люди, а тигры, поэтому их надо убивать”. Он принял решение. И вот стоит под дулами автоматов вместе со своими одноклассниками. Некоторые ребята отмечали, что сын не смотрел на мать, потому что стал презирать её за то, что она просила коменданта спасти ему жизнь. Но при анализе рассказа и изложений они сказали, что нельзя презирать мать за то, что она любит сына. Они предположили, что он боялся увидеть её глаза, ведь в них столько боли и страдания. Но и мать поняла, что спасти сына, оставив других погибать, равносильно предательству. Рассказ этот хорош тем, что здесь, чтобы логично закончить изложение, нужно уметь поставить себя на место другого человека. Учащиеся справились с этой задачей, большая часть их была близка к яковлевскому завершению рассказа, хотя ни один не предположил, что мать уйдёт в партизанский отряд, будет вести борьбу против фашистских захватчиков. Опять мы сталкиваемся с проблемой, незнакомой старшему поколению: плохое знание истории Великой Отечественной войны. Но рассказ вызвал очень большой интерес, ребята долго спорили и пришли к выводу, что этот молодой человек сделал правильный выбор, он не стал предателем. И один мальчик сказал, что это ведь мать его вырастила хорошим, порядочным человеком.
Тема материнства и воспитания в семье была затронута и в изложении с продолжением по рассказу А. П. Чехова “Мельник”. Известно, что Чехов - мастер изображения деталей. Я заканчиваю читать рассказ на тот момент, когда мельник вытаскивает из кармана большой кошелёк. Неужели он пожалел мать? Ведь из самого рассказа мы узнаём, что это очень жадный человек, о котором никто в округе не скажет доброго слова. Может, ему стало совестно своего поступка с матерью, ведь он оттолкнул её локтем, когда она пыталась положить ему на руку мятный пряник - гостинец, заботливо припрятанный для великовозрастного дитяти. Все, как один, ребята осудили то, как поступил со своей матерью этот чёрствый человек. Конечно, все предположили, что мельник вытащил из кошелька деньги и дал матери. При анализе работ они сказали: “Мельник пожалел свою мать, ведь она его вырастила, воспитала”. Милые дети! В них так много веры в добро и справедливость, что чеховский конец рассказа был для них полной неожиданностью, хотя именно к такому завершению и должна была подвести сюжетная линия этого короткого произведения. Некоторые говорили, что под влиянием слов самой матери, монахов, мельнику стало совестно, и он раздобрился. Но ведь мать только пересказала то, что говорят о её сыне люди в округе. На протяжении всего рассказа мельника мы видим лишь “изрыгающим” ругательства, ни о ком он не сказал доброго слова, даже о матери. Можно ли ожидать от такого человека добрых поступков? Полной неожиданностью было для ребят завершение чеховского рассказа. Никто не предполагал, что сын так поступит с матерью: спрячет денежную “кучу” обратно в кошелёк, оставив лишь двугривенный. Почему зачерствело сердце у этого человека? Почему у доброй, жалостливой матери жестокосердный сын? На эти вопросы предлагалось поразмышлять выпускникам на уроке, когда анализировались их работы. Надо сказать, что рассказ никого не оставил равнодушным, ответить пытались все. Одни говорили, что мать сама виновата, неправильно воспитала; другие предположили, что сын не всегда был таким, он изменился после того, как стал богатым. А как воспитывать, чтобы собственный сын не стал чужим для матери? Боюсь, что я задала ребятам слишком трудный вопрос... Вопрос, на который и не всякий взрослый найдёт ответ. Но они задумались, зашуршали страницами томика Чехова в надежде найти ответы на волнующие ответы. А разве это не главная задача учителя-словесника - пригласить ученика к “чтению с размышлением”.
Использованная литература:
- Г. Г. Граник, С.А.Шаповал .Как научиться понимать художественный текст.
- Е. Н. Ильин .Шаги навстречу.
- С. М. Бондаренко.Изложения с продолжением.