Изложение с ТРКМ

Разделы: Русский язык


Введение

Изложение – один из традиционных видов работы по развитию связной речи учащихся, оно учит их целенаправленно воспринимать речь на слух и запоминать не только содержание высказывания, но и его языковую форму. Грамотное восприятие текста помогает репродуктивному письму, т.е. воспроизведение его в форме изложения.

Однако не секрет, что писать изложение школьникам скучно и неинтересно. Как же превратить этот вид работы в увлекательное занятие? Добиться такого эффекта поможет стратегия “Чтение с остановками”, созданная авторами технологии развития критического мышления. Данная стратегия предусматривает такой способ работы с текстом, при котором в процессе чтения делаются остановки для осмысления прочитанного и установления связей с уже известным, а также прогнозирования содержания последующих частей.

Рассмотрим алгоритм работы по данной стратегии.

На Стадии Вызова учитель знакомит учеников с названием текста и просит их предположить, о чём пойдёт в нём речь. При работе с текстом можно задать следующие вопросы: “Кто будет главным героем? Какие события будут лежать в основе сюжета? Почему вы так думаете? К какому жанру мы отнесём это произведение?” Фиксировать предположения учащихся можно на доске в виде кластера.

На Стадии Содержания читаем текст небольшими отрывками, обсуждая содержание каждого из них. Остановки делаются в наиболее важных с точки их значимости для сюжетной линии местах. Во время остановок учитель задаёт ученикам вопросы, которые должны помочь им установить взаимосвязь между отдельными фрагментами и элементами текста.

Возможно на Стадии Содержания и использование приёма

“Прогнозирование по ключевым словам”. Предлагаем детям по ключевым словам (написаны на доске в столбик) составить текст, который им предстоит писать.

Обсуждение каждого из отрывков необходимо завершать вопросом на прогноз развития сюжета: “Что произойдёт дальше?” и объясняющим вопросом: “Почему вы так думаете?” Также во время остановок возможно озаглавливание прочитанных частей, составление плана текста,

Задания, предлагаемые на Стадии Рефлексии (после того как текст прочитан до конца), требуют обращения к тексту как единому целому. Это могут быть различные виды творческого письма: эссе, резюме.

Таким образом, стратегия “Чтение с остановками” может быть с успехом использована при подготовке учащихся к написанию изложений. Во-первых, остановки во время чтения – это прекрасный способ привлечь внимание к тексту. Во-вторых, возможность проиллюстрировать свою эрудицию и творческие способности. Кроме того, остановки помогают разделить текст на смысловые части, увидеть его структуру, проследить логику развития событий, а значит, обеспечивают его запоминание и, как следствие, качественное изложение.

Цели: формирование умения рефлексивного чтения (анализировать и оценивать информацию, аргументировать свою точку зрения).

Стратегия: чтение с остановками.

Приёмы:

  • прогнозирование по названию;
  • прогнозирование по ключевым словам;
  • резюме.

Стадия Вызов

Задачи:

  • актуализация имеющихся у учащихся знаний и опыта;
  • определение учащимися направления в работе.

Ход урока

1. Работа с названием текста

(Приём прогнозирование по названию.)
Детям предлагается поразмышлять над названием текста (про царя и его сына) и определить его жанр.

– Сегодня на уроке мы будем писать изложение, которое называется “Про царя и его сына”.
– Как вы думаете, о чём будет идти речь в тексте?
– Какие события будут лежать в основе сюжета? Почему вы так думаете?
– Каков жанр текста? Почему?

Возможные ответы детей:

– Это сказка, где царь передаёт наследство сыну (Галиева Алиса).
– Это сказка, где царь отправляет сына в путешествие (Ломаев Виталий).
– Это сказка, так как сейчас царей нет (Кабанов Женя).
Это текст про царя Петра и его сына Алексея (Филатов Костя).

– Спасибо, ребята, за ваши идеи. Их правильность мы проверим в течение урока. Однако уже можно сказать, что текст изложения – это сказка. А, как известно: “Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок”.
Как вы думаете, какой урок у нашей сказки?
– Предположите, восстановив недостающие слова в последнем предложении текста.

2. Работа с деформированным предложением (приём прогнозирования)

Детям предлагается восстановить недостающие слова в предложении, которое является последним в тексте.

Знай: где есть у человека … , там и … и … для него найдутся.
отчий дом
родные люди
разум
понимание
понимание
любовь
доблесть
друзья
защита
приют
честь
дом

(Фиксировать предположения учащихся можно на доске. Предполагается, что по ходу чтения мы будем возвращаться к этим записям).

Стадия Содержания

Задачи:

  • организация работы с текстом;
  • формирование отношения к нему.

1. Работа с 1 частью текста (приём прогнозирование по ключевым словам; чтение с остановками)

– Текст можно поделить на три части. Попытайтесь по ключевым словам определить содержание 1 части.

(Дети устно восстанавливают текст. Можно спросить 2–3 учащихся).

Великий царь
Состарился
Время умирать
Позвал
Единственный сын

Наследник
останешься
всё царство
в твоих руках
поставь
надёжный дом
везде
в горе
в нужде
приют

Примечание: одновременно ведется лексическая и орфографическая работа.

– Проверим ваши предположения
– Чтение первой части сказки учителем

Жил один великий царь. Как состарился он и пришло ему время умирать, позвал он своего единственного сына и наследника и сказал: “Сын мой, сам видишь – одной ногой я уже в могиле, не сегодня–завтра умру, и ты один останешься, всё царство в твоих руках будет. Иди поставь себе везде, где найдёшь нужным, по надёжному дому, чтобы в горе или нужде мог найти себе приют".

– Какие из ваших предположений подтвердились?
– Что произойдёт дальше? Почему вы так думаете?

2. Работа со 2частью текста (приём прогнозирование по ключевым словам; чтение с остановками)

– Восстановите по ключевым словам 2 часть текста

Послушался
Отправился
Наказ
Побольше денег
Всё царство
Понравится место
гора
долина
деревня
дикий лес
прекрасные дворцы
домой
довольный
спрашивает

Примечание: одновременно ведется лексическая и орфографическая работа.

– Прочитаем следующую часть сказки и проверим свои предположения.

– Чтение учителем 2части текста.

Послушался сын отца и тотчас отправился исполнять его наказ. Взял с собой побольше денег, ходит по всему царству и, где только понравится ему место–гора ли то, долина, деревня или дикий лес, строит себе прекрасные дворцы.

Поставил он много дворцов и довольный вернулся домой. Призвал его отец и спрашивает: “Что, сынок, поставил ли себе дома по моему слову, будет ли у тебя, где укрыться в тяжёлую минуту?” “Да, отец! – говорит сын. – Везде, где только понравилось мне место, – в горах или долине,– поставил я прекрасные дворцы”.

– Подтвердились ли ваши предположения?
– Как вы думаете, был ли доволен отец делами сына? Почему вы так думаете?
– Продолжим чтение.

3. Работа с 3 частью текста (приём чтение с остановками)

– Чтение 3 части сказки до последнего предложения.

“Горе тебе, сын мой! – говорит отец. – Ты не те дома строил, о каких я тебе говорил.
Пустые дворцы, сынок, не укроют от беды. Я тебя просил: найди честных и верных людей, полюби их, подружись с ними. Они-то и дадут тебе надёжное пристанище в тяжёлую минуту”.

– Подтвердились ли предположения?
– Почему был недоволен царь делами сына?
– Давайте вернемся к вариантам восстановленного нами в начале урока последнего предложения текста. (Знай: где есть у человека …, там и… и… найдутся) и, учитывая содержание 3 части текста, подумаем, какой из них наиболее точно выражает основную мысль сказки?
– Проверим наши предположения о пропущенных словах.
– Чтение последнего предложения текста

Знай: где есть у человека у человека верный друг, там и дом и кров для него найдутся.

– Подтвердились ли наши предположения? Почему – да? Почему – нет?
– Согласны ли вы с царём, что верный друг – это надёжное пристанище в трудную минуту?

4. Написание изложения.

– Чтение сказки учителем.
– Устный пересказ сказки учащимися по частям.

Стадия Рефлексия

Задачи: соотнесение представлений учащихся со сравнением, использованным в тексте (дружба–пристанище).

1. Резюме – детям предлагается закончить изложение небольшим письменным рассуждением.

Продолжите фразу: Царь сравнил дружбу с надёжным пристанищем, а я бы сравнил (а) истинную дружбу с …...

фундаментом дома (Кабанов Женя)
тёплой печью (Шмырина Настя)
крепкой рукой (Шибаев Саша)
путеводной нитью (Загумённова Полина)
солнцем (Дрягалова Анна)

Домашнее задание

– Есть ли в вашей жизни человек, с которым вы чувствуете себя как в тёплом, уютном доме? Расскажите о таком человеке.

Литература

  1. Ковальчукова А. “Чтение с остановками”. Новое образование. – 2008. – № 2. – С. 14.
  2. Блинова Е. “Читаем учебник как детектив”. Новое образование. – 2008. – № 3. – С.13