Введение
Изложение – один из традиционных видов работы по развитию связной речи учащихся, оно учит их целенаправленно воспринимать речь на слух и запоминать не только содержание высказывания, но и его языковую форму. Грамотное восприятие текста помогает репродуктивному письму, т.е. воспроизведение его в форме изложения.
Однако не секрет, что писать изложение школьникам скучно и неинтересно. Как же превратить этот вид работы в увлекательное занятие? Добиться такого эффекта поможет стратегия “Чтение с остановками”, созданная авторами технологии развития критического мышления. Данная стратегия предусматривает такой способ работы с текстом, при котором в процессе чтения делаются остановки для осмысления прочитанного и установления связей с уже известным, а также прогнозирования содержания последующих частей.
Рассмотрим алгоритм работы по данной стратегии.
На Стадии Вызова учитель знакомит учеников с названием текста и просит их предположить, о чём пойдёт в нём речь. При работе с текстом можно задать следующие вопросы: “Кто будет главным героем? Какие события будут лежать в основе сюжета? Почему вы так думаете? К какому жанру мы отнесём это произведение?” Фиксировать предположения учащихся можно на доске в виде кластера.
На Стадии Содержания читаем текст небольшими отрывками, обсуждая содержание каждого из них. Остановки делаются в наиболее важных с точки их значимости для сюжетной линии местах. Во время остановок учитель задаёт ученикам вопросы, которые должны помочь им установить взаимосвязь между отдельными фрагментами и элементами текста.
Возможно на Стадии Содержания и использование приёма
“Прогнозирование по ключевым словам”. Предлагаем детям по ключевым словам (написаны на доске в столбик) составить текст, который им предстоит писать.
Обсуждение каждого из отрывков необходимо завершать вопросом на прогноз развития сюжета: “Что произойдёт дальше?” и объясняющим вопросом: “Почему вы так думаете?” Также во время остановок возможно озаглавливание прочитанных частей, составление плана текста,
Задания, предлагаемые на Стадии Рефлексии (после того как текст прочитан до конца), требуют обращения к тексту как единому целому. Это могут быть различные виды творческого письма: эссе, резюме.
Таким образом, стратегия “Чтение с остановками” может быть с успехом использована при подготовке учащихся к написанию изложений. Во-первых, остановки во время чтения – это прекрасный способ привлечь внимание к тексту. Во-вторых, возможность проиллюстрировать свою эрудицию и творческие способности. Кроме того, остановки помогают разделить текст на смысловые части, увидеть его структуру, проследить логику развития событий, а значит, обеспечивают его запоминание и, как следствие, качественное изложение.
Цели: формирование умения рефлексивного чтения (анализировать и оценивать информацию, аргументировать свою точку зрения).
Стратегия: чтение с остановками.
Приёмы:
- прогнозирование по названию;
- прогнозирование по ключевым словам;
- резюме.
Стадия Вызов
Задачи:
- актуализация имеющихся у учащихся знаний и опыта;
- определение учащимися направления в работе.
Ход урока
1. Работа с названием текста
(Приём прогнозирование по названию.)
Детям предлагается поразмышлять над названием текста (про царя и его сына) и
определить его жанр.
– Сегодня на уроке мы будем писать изложение, которое называется “Про царя и
его сына”.
– Как вы думаете, о чём будет идти речь в тексте?
– Какие события будут лежать в основе сюжета? Почему вы так думаете?
– Каков жанр текста? Почему?
Возможные ответы детей:
– Это сказка, где царь передаёт наследство сыну (Галиева Алиса).
– Это сказка, где царь отправляет сына в путешествие (Ломаев Виталий).
– Это сказка, так как сейчас царей нет (Кабанов Женя).
– Это текст про царя Петра и его сына Алексея (Филатов Костя).
– Спасибо, ребята, за ваши идеи. Их правильность мы проверим в течение урока.
Однако уже можно сказать, что текст изложения – это сказка. А, как известно:
“Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок”.
Как вы думаете, какой урок у нашей сказки?
– Предположите, восстановив недостающие слова в последнем предложении текста.
2. Работа с деформированным предложением (приём прогнозирования)
Детям предлагается восстановить недостающие слова в предложении, которое является последним в тексте.
Знай: где есть у человека … , | там и … | и … для него найдутся. |
отчий дом родные люди разум понимание |
понимание любовь доблесть друзья |
защита приют честь дом |
(Фиксировать предположения учащихся можно на доске. Предполагается, что по ходу чтения мы будем возвращаться к этим записям).
Стадия Содержания
Задачи:
- организация работы с текстом;
- формирование отношения к нему.
1. Работа с 1 частью текста (приём прогнозирование по ключевым словам; чтение с остановками)
– Текст можно поделить на три части. Попытайтесь по ключевым словам определить содержание 1 части.
(Дети устно восстанавливают текст. Можно спросить 2–3 учащихся).
Великий царь
Состарился
Время умирать
Позвал
Единственный сын
Наследникостанешься
всё царство
в твоих руках
поставь
надёжный дом
вездев горе
в нужде
приют
Примечание: одновременно ведется лексическая и орфографическая работа.
– Проверим ваши предположения
– Чтение первой части сказки учителем
Жил один великий царь. Как состарился он и пришло ему время умирать, позвал он своего единственного сына и наследника и сказал: “Сын мой, сам видишь – одной ногой я уже в могиле, не сегодня–завтра умру, и ты один останешься, всё царство в твоих руках будет. Иди поставь себе везде, где найдёшь нужным, по надёжному дому, чтобы в горе или нужде мог найти себе приют".
– Какие из ваших предположений подтвердились?
– Что произойдёт дальше? Почему вы так думаете?
2. Работа со 2частью текста (приём прогнозирование по ключевым словам; чтение с остановками)
– Восстановите по ключевым словам 2 часть текста
Послушался
Отправился
Наказ
Побольше денег
Всё царство
Понравится местогора
долина
деревня
дикий лес
прекрасные дворцы
домойдовольный
спрашивает
Примечание: одновременно ведется лексическая и орфографическая работа.
– Прочитаем следующую часть сказки и проверим свои предположения.
– Чтение учителем 2части текста.
Послушался сын отца и тотчас отправился исполнять его наказ. Взял с собой побольше денег, ходит по всему царству и, где только понравится ему место–гора ли то, долина, деревня или дикий лес, строит себе прекрасные дворцы.
Поставил он много дворцов и довольный вернулся домой. Призвал его отец и спрашивает: “Что, сынок, поставил ли себе дома по моему слову, будет ли у тебя, где укрыться в тяжёлую минуту?” “Да, отец! – говорит сын. – Везде, где только понравилось мне место, – в горах или долине,– поставил я прекрасные дворцы”.
– Подтвердились ли ваши предположения?
– Как вы думаете, был ли доволен отец делами сына? Почему вы так думаете?
– Продолжим чтение.
3. Работа с 3 частью текста (приём чтение с остановками)
– Чтение 3 части сказки до последнего предложения.
“Горе тебе, сын мой! – говорит отец. – Ты не те дома строил, о каких я тебе
говорил.
Пустые дворцы, сынок, не укроют от беды. Я тебя просил: найди честных и верных
людей, полюби их, подружись с ними. Они-то и дадут тебе надёжное пристанище в
тяжёлую минуту”.
– Подтвердились ли предположения?
– Почему был недоволен царь делами сына?
– Давайте вернемся к вариантам восстановленного нами в начале урока последнего
предложения текста. (Знай: где есть у человека …, там и… и… найдутся) и,
учитывая содержание 3 части текста, подумаем, какой из них наиболее точно
выражает основную мысль сказки?
– Проверим наши предположения о пропущенных словах.
– Чтение последнего предложения текста
Знай: где есть у человека у человека верный друг, там и дом и кров для него найдутся.
– Подтвердились ли наши предположения? Почему – да? Почему – нет?
– Согласны ли вы с царём, что верный друг – это надёжное пристанище в трудную
минуту?
4. Написание изложения.
– Чтение сказки учителем.
– Устный пересказ сказки учащимися по частям.
Стадия Рефлексия
Задачи: соотнесение представлений учащихся со сравнением, использованным в тексте (дружба–пристанище).
1. Резюме – детям предлагается закончить изложение небольшим письменным рассуждением.
Продолжите фразу: Царь сравнил дружбу с надёжным пристанищем, а я бы сравнил (а) истинную дружбу с …...
фундаментом дома (Кабанов Женя)
тёплой печью (Шмырина Настя)
крепкой рукой (Шибаев Саша)
путеводной нитью (Загумённова Полина)
солнцем (Дрягалова Анна)
Домашнее задание
– Есть ли в вашей жизни человек, с которым вы чувствуете себя как в тёплом, уютном доме? Расскажите о таком человеке.
Литература
- Ковальчукова А.