Русский язык
-
Изменение местоимений 1 и 2 лица по падежам. Правописание местоимений. 4-й класс. ФГОС 2021
Цель урока: учиться изменять местоимения I и II лица по падежам, учиться определять падеж местоимения.
-
Изменение названий предметов по падежам 2010
Урок помогает убедиться в возможности проверки орфограмм слабой позиции по сильной позиции в изменениях слова по падежу. На уроке у детей развивается наблюдательность, орфографическая зоркость, умение анализировать и делать выводы.
-
Изменение родовых окончаний имен прилагательных. 4-й класс 2013
Повторение и обобщение изученного материала – очень важный этап в закреплении знаний учащихся. Личностно-ориентированный подход на уроке развивает каждого ученика. Урок носит проблемный и развивающий характер. Нестандартные задания выявляют уровень знаний учеников, определяют недостатки и пробелы, ликвидируют их.
-
Изменения в оценочной деятельности учителя для формирования позитивного отношения 2024
Для формирования позитивного отношения необходимы изменения в оценочной деятельности учителя. При использовании балльно-рейтинговой системы ученик, для которого разработан индивидуальный образовательный маршрут, будет понимать, какие его действия могут способствовать повышению итогового балла, а соответственно и отметки. При систематическом использовании такого подхода сформируется мотивация к учебной деятельности и позитивное отношение к процессу обучения в целом.
-
Изобразительно-выразительные возможности фразеологии (фразеологизмы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 2016
Урок русского языка на литературном материале (интеграция предметов). Тема: «Фразеология» изучается на фразеологическом материале романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Можно предположить, что лингвистический анализ текста романа на уроке русского языка будет способствовать более глубокому и компетентному анализу текста романа на уроках литературы.
-
Изобразительно-выразительные особенности наречий 2011
В статье даются рекомендации по работе над изобразительно-выразительными особенностями наречий. Большим подспорьем в решении поставленной цели является работа с текстом. На заключительном уроке по теме "Наречие" (7-й класс) автор статьи рекомендует провести работу с текстом песни Владимира Высоцкого "Песня о друге". Тем более что, согласно тематическому планированию, этот урок проводится или в день рождения поэта, или накануне этой даты.
-
Изобразительно-выразительные средства звучащей речи. 5-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с выразительными возможностями фонетического строя русской речи, учит учащихся самостоятельно выявлять роль звуков в создании поэтического образа.
-
Изобразительно-выразительные средства языка 2008
Цели: продолжить работу на примере произведений русских поэтов с изобразительно-выразительными средствами художественной речи: эпитетами, аллегорией, эзоповым языком; развивать образное мышление учащихся, обогащать их словарный запас, развивать умения определять наиболее типичные средства выразительности.
-
Изобразительно-выразительные средства языка 2012
Работа посвящена средствам художественной изобразительности.
-
Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора 2010
На уроке формируется представление о метафоре как изобразительном средстве. Ученики работают в группах, находят общее между заданными словами, придумывают связывающие их ассоциации и приходят к пониманию сути метафоры. Сопоставляя предложения, видят, чем метафора отличается от сравнения. Знакомятся с алгоритмом составления метафор и сами их составляют, выясняют роль метафоры в поэтическом тексте.
-
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы, их роль в тексте (урок русского языка в 10-м классе) 2010
Урок носит обобщительно-повторительный характер и открывает цикл уроков, посвященных углублению знаний старшеклассников по стилистике, в частности, отработке их умения видеть в тексте различные виды изобразительно-выразительных средств языка, характеризовать их функцию.
-
Изобразительно-речевые средства языка. Сравнения 2010
На уроке учащиеся знакомятся с фигурой речи – сравнением, употреблением изобразительно-выразительного средства в художественной литературе и собственных микротекстах и текстах, учатся видеть выразительные возможности языковых явлений.
-
Изобразительно-художественные средства языка 2011
Урок рекомендован для проведения в 11-м классе как подготовка к заданию В8 ЕГЭ. Углубление знаний учащихся по художественному стилю речи и изобразительно-художественным средствам языка ведется на основе художественных текстов, индивидуальных заданий в форме карточек. С помощью тестов развиваются навыки нахождения и определения тропов и стилистических фигур.
-
Изучающее чтение учебно-научного текста 2008
Как следует из программы, одной из важнейших учебных целей курса развития речи на уроках русского языка и литературы в пятом классе является формирование личностного отношения к прочитанному. Решать эту задачу максимально эффективно помогают такие приемы работы с текстом, как умение задавать вопросы автору и искать ответы в самом тексте; обращать внимание на те слова, которые выделены шрифтом, так как они являются ключевыми; подумать, на какой вопрос отвечает каждый абзац; решить, какая информация главная, какая - второстепенная. Если последовательно записать вопросы, на которые отвечает каждый абзац, получится план текста. План поможет запомнить и пересказать содержание.
-
Изучение безличных глаголов на уроках русского языка. 5-й класс 2010
Применение методики обучения русскому языку средствами субъективизации повышает активность и осознанность действий школьников, улучшает качество знаний, способствует интеллектуальному и речевому развитию учащихся. Данная методика показана в конспекте урока по русскому языку, применяется при изучении безличных глаголов.
-
Изучение безударной гласной в средней школе 2009
В работе дана поэтапная система формирования и совершенствования навыка правописания безударной гласной в корне слова; разработана классификация слов в зависимости от морфемного состава; приведены примеры упражнений, цель которых – научить детей дифференцировать языковой материал, привить интерес к этимологическому анализу.
-
Изучение вариантов пунктограммы "Запятая при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами" 2013
Для освоения темы предлагается презентация, состоящая из справочника, тренировочных упражнений, контрольного задания. Презентация может использоваться частями в зависимости от целей и типа занятия. Основана на обновленном дидактическом материале с учетом вариантов пунктограммы, вызывающих типичные ошибки и затруднения у учащихся. Формирует и совершенствует пунктуационные умения и навыки.
-
Изучение жанров речевого этикета на уроках риторики 2010
Речевое мастерство, способность пользоваться родным языком свободно, легко находить общий язык с аудиториями разного типа — всё это стало общепризнанной проблемой. Цель курса — обучение школьников 5–11-х классов любого профиля незатруднённому и целесообразному владению языком в разнообразных ситуациях, предлагаемых жизнью. Данный курс предполагает поэтапное постижение тайн речевого мастерства и строится от элементарной риторики, понимаемой как культура устной и письменной речи, к риторике высокой — ораторскому искусству.
-
Изучение лексики, орфографии и пунктуации на материале пословиц и поговорок (дидактический материал) 2013
Языковое пространство пословиц и поговорок обширно. Народные изречения ‒ превосходный материал для разных видов работы на уроках по изучению лексики, орфографии, пунктуации. Расширяя сведения школьного учебника об историзмах, учитель сообщает, что эти слова выходят из активного употребления, но сохранились в устойчивых сочетаниях – фразеологизмах, пословицах и поговорках. При изучении темы учитель может предложить детям задания.
-
Изучение местоимений в национальной (чувашской) школе 2010
Данный теоретический и практический материал предназначен для работы по теме «Местоимение» в 6-м классе образовательных национальных школ. Автором-составителем учтены и представлены направления в работе по изучению местоимений в национальной (чувашской) школе.
-
Изучение народных традиций на уроках развития речи в 7-м классе 2009
Фольклор – это художественная педагогика! Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства – слова, музыки, танца, которую ещё только пытаются осуществить некоторые экспериментальные студии и школы искусств. Этой системе воспитания и посвящается данный урок, на котором в игровой форме дети знакомятся с сокровищами народной мудрости, учатся видеть нерасторжимую связь пользы и красоты, развивают навыки и умения составления частушек, небольших стихотворных строчек.
-
"Изучение односоставных предложений на уроках русского языка в школе с родным (нерусским) языком обучения". 8-й класс 2013
На уроке применяется коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку. При этом подходе текст – средство эстетического развития учащихся, развивает речь.
-
Изучение повести «Чертово колесо» башкирского народного писателя Нугумана Мусина. 11-й класс 2013
На уроке анализируется повесть башкирского народного писателя Нугумана Мусина «Чертово колесо». В начале урока проводится лингвистический диктант с последующей взаимопроверкой. Анализ повести начинается с повторения биографии и творческого пути писателя, которые показаны в схематической форме – системе Штейнберга, очень эффективного приема. Анализ текста приврдит к пониманию внутреннего мира героя произведения, развивает аналитическое мышление учащихся.
-
Изучение поэмы “Ребенок” известного башкирского поэта Галимова Саляма. 10-й класс 2013
Урок-презентация с системой Штейнберга для изучения поэмы «Бала» («Ребенок») известного башкирского поэта Галимова Саляма знакомит с содержанием поэмы, разбирает сложные нравственные понятия "семья", "семейные отношения", роль ребенка в семье. Урок воспитывает правильное отношение к семейным ценностям, ответственность за свои поступки. Составление кластеров разнообразит урок.
-
Изучение простого и сложного предложения на основе проблемной технологии с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо 2012
Цели урока: показать учащимся структурные различия между простым и сложным предложением, способы связи простых предложений в составе сложных, отличие предложений с однородными членами и сложных предложений; развитие умений составлять простые и сложные предложения.
-
Изучение регионального компонента на уроках русского языка 2006
В данной работе выделены лишь некоторые виды лингвокраеведческой работы: лингвистический анализ художественных произведений местных поэтов и писателей, воспитание произносительной культуры речи в условиях местных говоров, изучение топонимов Новокузнецка и Кемеровской области.
-
Изучение слова как способ познания мира 2021
Изучение слова как единицы языка в широком понимании дает возможность познания не только семантики слова, но и истории его происхождения, а значит позволяет расширить представления о истории, культуре. Родное слово – это не просто средство коммуникации, это своеобразный маркер эпохи, это опыт, накопленный поколениями. Философы утверждают, что мы мыслим словами, значит мыслим теми мировоззренческими трафаретами, которые были сформулированы нашими предками. Значит, работая со словом на уроках русского языка и литературы, современные дети не только получают новые лингвистические или литературоведческие знания, но и расширяют свой кругозор, что способствует формированию всесторонне развитой и гармоничной личности.
-
Изучение словарных слов в 3-м классе (2-е полугодие) 2023
Школьная программа по русскому языку предусматривает обязательное усвоение слов с непроверяемыми орфограммами. Не секрет, что запоминание словарных слов достаточно часто вызывает затруднение у ребят. Перед учителем всегда стоит задача отобрать такие методы и приемы, которые позволят привлечь внимание учащихся, добиться их активного участия в процессе изучения материала. На мой взгляд, важно заинтересовать ребят уже на первом этапе – этапе знакомства с новым словом. Думаю, что презентация «Изучение словарных слов в 3-м классе (2 полугодие) будет полезна учителям. В работе использованы интересные приёмы введения нового словарного слова, некоторые из них достаточно подробно описаны в книге Галины Александровны Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».
-
Изучение словообразования на уроках русского языка 2010
Урок проводится с целью дать понятие о форме слова; изучить однокоренные слова и формы одного и того же слова; дать общее представление об образовании слов при помощи суффиксов и приставок; прививать умение отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.
-
Изучение сложноподчинённого предложения на пропедевтической основе 2008
Освоение учащимися курса синтаксиса в основной школе сегодня приобретает особое значение, т.к. выполняя коммуникативную функцию, он занимает одно из первых мест в формировании речевой компетенции школьников. В статье представлена система опережающего обучения, в которой заложен деятельностный принцип, способствующий формированию лингвистической, языковой и речевой компетенции учащихся в соответствии с уровнем современных требований.