Из опыта работы "Таблицы признаков сложных предложений. Изучение сложных предложений в школе"

Разделы: Русский язык


В основу классификации сложных предложений положены средства синтаксической связи частей предложения, образующих сложное предложение. Они являются дифференцирующим признаком, по которому четко отграничиваются друг от друга все виды сложных предложений.

Сложные предложения разнообразны по своему строению, по количеству предложений, которые в них входят.

Сложносочиненные предложения. Главный структурный признак сложносочиненных предложений – связь предложений, которые в них входят, одним из сочинительных союзов. Сочинительные союзы являются семантическими, поэтому они служат для выражения смысловых отношений между предложениями в составе сложносочиненных. Эти отношения в общем виде характеризуются как соединительные, противительные, разделительные. Однако для более точного понимания смысловых отношений внутри предложения, а также для обучения строить предложения указанной семантики такой квалификации недостаточно. Нужно, чтобы учащиеся знали и такие значения, как одновременность, последовательность и т.д.

Сложноподчиненные предложения. Богатство и синтаксическое разнообразие сложноподчиненных предложений объясняется большим количеством грамматических средств, участвующих в образовании того или иного вида предложений. Остановимся на них подробнее.

1. Основным средством связи между предложениями в сложноподчиненном предложении являются подчинительные союзы, союзные слова и указательные слова.

а) Придаточные предложения могут присоединяться к главным или только при помощи союзов (времени, цели, причины, следствия, условные, сравнительные), или при помощи союзных слов (определительные места, присоединительные), или при помощи союзов и союзных слов (изъяснительные, уступительные, образа действия и степени).

б) Указательное слово стоит в главном предложении и занимает место необходимого по смыслу члена предложения, значение которого поясняется придаточным предложением. В одних случаях указательные слова возможны, но не обязательны, в других они совершенно необходимы, без них нельзя построить предложения, в третьих их вообще не бывает.

Все это говорит о том, что наличие или отсутствие указательных слов – важный структурный признак. Указательные слова в определенных видах предложений участвуют в формировании семантики предложения. ср. : Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день (значение степени и сравнительное); Было тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день (значение сравнительное).

Таким образом, значение средств связи является необходимым для понимания структуры предложения и вида придаточного.

Безличные предложения. Грамматический признак этих предложений – бессоюзная связь предложений, входящих в их состав. Это главный дифференцирующий признак. Семантика бессоюзных предложений весьма разнообразна и в основном такая же, как во многих союзных предложениях.

При ознакомлении учащихся с новым учебным материалом представляется целесообразным учебную информацию, с одной стороны, сжимать, а с другой – группировать, где это возможно, в крупные блоки, объединяя рассредоточенный материал. Выдвинутое положение можно реализовать с помощью таблиц, содержащих необходимую информацию о признаках синтаксических понятий. Таблицы рассчитаны на длительное использование в учебном процессе, ими можно пользоваться при выполнении различных упражнений как в классе, так и дома, что обеспечивает успешное усвоение содержания таблиц, приучает и к самоконтролю; благодаря таблицам создаются необходимые условия для организации повторения материала, особенно в конце учебного года.

Рассмотрим образец таблицы " Виды сложных предложений".

Методика работы с таблицей такова: таблица чертится учителем на доске заранее, учащиеся перечерчивают ее в свои тетради в начале урока. Затем учащиеся под диктовку учителя записывают предложения в первую графу (для работы на доске вызываются ученики). затем выполняют такие задания:

1. Прочитайте предложение, найдите грамматические основы и скажите, из скольких предложений состоит оно состоит.

2. Определите, чем связываются в нем предложения, и поставьте в соответствующую графу плюс, а в остальные графы минус.

Так анализируется каждое предложение. По окончании работы учитель вместе с учащимися на основе характера связи предложений усиливает, какого они вида; термины записываются в таблице. Далее таблица анализируется с целью выяснения. какой признак присущ каждому из этих предложений, а какой – только одному из них. Так выделяется дифференцирующий признак каждого предложения в таблицу как главный. После этого учащиеся объясняют знаки препинания в предложениях.

Виды сложных предложений.

Примеры предложений

Средства связи

Виды сложного предложения
интонация

союзы

Союзные слова
сочин подчин
1. Наука предохраняет молодое поколение от невежества, а искусство спасает от грубости и пошлости. + + сложносочиненное
2. Слова мудрые часто вызывают простыми, потому что такие слова у многих простых людей возбуждают собственную мысль. + +

Главный признак

сложноподчиненные
3. У каждого в жизни есть высота, которую он должен взять когда-то. + +

Главный признак

сложноподчиненное
4. Хорошее слово в огне не погубишь, оно не имеет цены. +

Главный признак

бессоюзное

Очень важно, чтобы учащиеся четко знали признаки предложений и по ним могли определить, о каком предложении идет речь, Информация о признаках может быть недостаточной (если среди признаков нет дифференцирующих), и тогда нельзя определить вид предложения, может быть достаточной (назван дифференцирующий признак) – вид предложения определяется – и может быть избыточной (вместе дифференцирующими указываются несущественные признаки или признаки, свойственные и другим видам предложений).

Работа проводится в форме игры и заключается в том, что учитель называет признаки, а учащиеся оценивают информацию и на основе этого указывают (или не указывают) вид предложений. На первых порах учащиеся должны пользоваться таблицей – это оградит их от ошибочных ответов. Несколько примеров на определение вида сложного предложения по указанным признакам.

1. Части сложного предложения связываются сочинительным союзом (информация достаточная – сложносочиненное предложение).

2. Части связываются интонацией и союзным словом (информация избыточная: достаточно было указать на союзное слово,– сложноподчиненное предложение).

3. Части связываются интонацией (информация недостаточная: его признак присущ каждому виду сложного предложения ).

4. Части связываются только интонацией (информация достаточная – бессоюзное предложение).

Как показал опыт, работа на оценке информации хорошо помогает учащимся усвоить признаки, присущие каждому виду сложного предложения, а дифференцирующие в особенности, поэтому ее следует проводить систематически при изучении всех сложных предложений. К тому же эта работа вызывает у детей большой интерес.