Из опыта организации научно-исследовательской работы по ономастике в национальной школе

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Как сделать урок необычным? Как вызвать интерес у школьника к русскому языку, который не является для него родным? Как приучить детей добывать самостоятельно знания? Каждый учитель , преподающий русский язык и литературу в национальной школе, не раз задавался подобными вопросами. Цель данной статьи – поделиться небольшим опытом, который частично разрешает поставленные вопросы и позволяет учащимся по-новому взглянуть на изучаемый предмет. На наш взгляд, одним из наиболее интересных и занимательных процессов, действительно дающих детям компетенции, является исследование. Оно дает возможность ребенку почувствовать себя в роли исследователя, привносит в учебный процесс радость от, может быть, не всегда нового, но абсолютно своего открытия, заставляет учителя более глубоко изучать интересующий вопрос, приучает детей навыкам исследовательской работы, развивает аналитические способности.

Огромный материал для исследований дает ономастика- наука, изучающая названия и имена. Она позволяет провести параллель между русским и родным якутским языком (а в ходе исследований и с другими языками), что, несомненно, вызывает интерес детей. Представляемый ниже опыт накоплен в течение нескольких лет. Первоначально он разрабатывался отдельно для одной группы детей и не представлял целостной картины. Затем преподавался на занятиях летней школы при ВВРГ им. М.А. Алексеева «Юный исследователь», после которых пришла мысль об использовании данного опыта во внеурочной работе по предмету. Так, сравнивая, сопоставляя языковые единицы, из года в год учащиеся систематизируют собственные знания в этой области, расширяют границы изучаемого направления. При определенных обстоятельствах представленный материал может изучаться отдельной программой элективного курса.

Изучение ономастики начинается с 5-го класса. Практические задания по теме предваряются теоретическими сведениями. Составление текстов (сообщений, рефератов, докладов) дается во время каникул. Очень важным фактором является то, что исследовательские работы проходят процедуру защиты, где в качестве экспертов выступают учащиеся класса (группы).

Изучение теоретического материала выглядит следующим образом:

  • 5-й класс. Что изучает ономастика? Имена собственные и нарицательные. Как имя нарицательное становится собственным (и обратный процесс)?
  • 6-й класс. Русские имена. Христианские имена на Руси. Женские имена. Имя и культура. Якутские имена. Толкование имен (имя и образ, имя и слово).
  • 7-й класс. Русские фамилии. Из истории русских фамилий. Искусственные фамилии, двойные фамилии, фамилии литературных героев.
  • 8-й класс. Топонимика. Географические объекты. Названия объектов, созданных человеком. Названия населенных мест.
  • 9-й класс. Разделы ономастики: антропонимика, топонимика (оронимы, гидронимы, ойконимы и пр.), космонимика и астронимика; прочие имена собственные; псевдонимика.)

В 5-м классе в качестве практической работы детям предлагается микроисследование. Самое первое, естественно, изучение истории собственного имени «Что в имени тебе моем?». На данном этапе обязательным требованием является указание источника информации (календарь имен, справочник, со слов родителей и др.), т.е. закладываются начальные представления о методах исследования. Поощряется составление текста сообщения на компьютере, его распечатка. Готовые работы можно использовать на классном часе либо при оформлении класса. Целесообразно начать исследование после изучения темы «Собственные и нарицательные имена существительные».

В 6-м классе разрабатываемый материал расширяется. Темы могут быть вариативными. Чаще всего выбирают тему «Личные имена моей семьи». Носители якутских имен готовят сообщения на тему «Якутские имена». Обязательное требование к работе – оформление: наличие титульного листа, оглавление, нумерация, вывод, список использованной литературы. На заключительном этапе желательно провести публичную защиту работы. Ученица 6-го класса Филиппова Катя написала работу «Имена учащихся гимназии», закрепила работу статистическими данными по классам, по наиболее часто встречающимся именам, вывела процент якутских имен среди мальчиков и девочек, провела анкетирование с вопросами: знают ли дети значение своего имени, историю своего имени, нравится ли им собственное имя. Подобная межпредметная связь (филология, математика, психология) обогащает само исследование, расширяет границы интеграции наук. Эта тема логически вписывается в раздел «Лексика».

В 7-м классе учащиеся начинают работать с научно-популярной литературой и справочниками, формулировать самостоятельные выводы. Соответственно в качестве зачетных принимаются работы «История моей фамилии», «Фамилии литературных героев». На этом этапе ребята пишут достаточно серьезные лингвистические исследования. Удачной работой можно считать исследование «Тюркские фамилии русских писателей» ученицы 7-го класса Габышевой Лизы. Результатом ее выступлений на НИК «Тюркский мир» стала публикация работы в сборнике «Тюркский мир: Монголия и Якутия», выпущенная в г. Улан-Батор (Монголия) в 2007 году.

Часть ономастики – топонимика, изучающая географические названия, имеет не только важное научное значение, но и практическое применение. По программе 8-го класса предусматриваются часы на обучение сочинению-описанию памятника. Очень удобен для работы местный материал. Как правило, детям дается задание изучить историю и затем описать скульптуру «Хотун Булуу». Логически продолжает краеведческую тему работа «Улицы Верхневилюйска». Наиболее эффективным здесь видится групповая работа.

По учебному плану гимназии с 9-го класса начинается профильное обучение: физико-математическое, физико-химическое и гуманитарное. Это позволяет пересмотреть тематику и специфику самостоятельных исследований.

Так, в 9-м физико-математическом классе работы представлены в виде диаграмм и таблиц и практически не имеют словесно оформленных выводов, но это вполне допустимо в данном профиле. Важным моментом является использование компьютера, что, безусловно, привлекательно для учащихся этого профиля.

В физико-химическом классе гимназисты писали работу «О чем может рассказать периодическая таблица Менделеева?», основанную на анализе отыменных названий элементов таблицы. Практически все учащиеся группы выполнили работы, связанные с названиями химических элементов. В качестве исследуемых названий были выбраны самые различные названия химических элементов таблицы Менделеева. Наиболее часто упоминаемые названия – полоний, галлий, менделеевий, уран, нептуний, нобилий. Кроме этого рассматривались и названия других элементов. Работы были выполнены на различном уровне. Некоторые учащиеся рассматривали пять названий и приводили краткую историю их возникновения – собственно, таковы и были требования к зачетной работе.

В программу гуманитарного класса нами включаются часы по изучению топонимов Верхневилюйского улуса. Единственным источником по изучению дайной темы является работа П.Е. Иванова – Оросунского «Топонимика Верхневилюйского улуса». Как известно, в пашу гимназию поступают дети из разных наслегов улуса и республики. Зачастую бывает так, что дети (а порой и взрослые) не знают значения названия родного наслега. Поэтому изучение топонимики ноет не только лингвистический, но и воспитательный характер. Несомненно, что эти работы интересны и с краеведческой точки зрения.

В старших классах нет определенной системы по развитию исследовательских навыков на ономастическом материале. Но интересные проекты получают свое продолжение в развернутой исследовательской работе и становятся темами выступлений на научно-практических конференциях. Наиболее перспективным для исследования являются социолингвистические исследования. Доклад теперь уже выпускницы Чымыровой Насти «Модель склонения в русском языке нестандартных якутских имен» в 2008 и 2009 годах занимал 1-е место на республиканской НПК «Шаг в будущее». Поднятая проблема вызвала интерес сотрудников Института гуманитарных исследований, по совету которых работа получила дальнейшее развитие. «Соблюдение закона о языках РС (Я) в с. Верхневилюйск» – следующее социолингвистическое исследование юных гимназистов, отмеченное 3-м местом на республиканском конкурсе «Юный парламентарий».

Важно, чтобы темы будущих работ возникали непосредственно на уроках. Например, беседу о Тургеневе можно начать с фамилии писателя, поставив вопрос: имеет ли отношение его фамилия к якутскому слову тургэн? Или во время склонения имен дать просклонять нестандартное якутское имя Чэмэлиинэ. В любом случае «зажечь» детей той или иной темой может только учитель, сам неравнодушный к исследовательской работе. Естественно, что весь процесс сопряжен с множеством проверок, чтением дополнительной литературы, к чему обязательно должен быть готов педагог.

Как видим, учащимся для самостоятельной работы были предложены темы, затрагивающие совершенно различные аспекты науки об именах и названиях. На наш взгляд, темы были достаточно разнообразны для того, чтобы учащиеся могли полностью реализовать свой (пусть еще не очень большой) исследовательский потенциал. Некоторые темы давали возможность для аккуратного и осторожного, но правильного их выполнения. Другие требовали от учащихся более смелого и неординарного решения. Каждый из них, выбрав ту или иную тему, проделал самостоятельную исследовательскую работу и получил некоторый опыт, который, мы надеемся, поможет им в дальнейшем как при выполнении заданий по специальным курсам, изучаемым в высших учебных заведениях, так и при выполнении курсовых и дипломных работ. Подведем некоторые итоги.

Что дает ученику выполнение самостоятельной работы подобного типа? Первое – навыки самостоятельной постановки задачи исследования: выбор темы, ее сужение или расширение (конкретизация). Второе – выбор аспектов рассмотрения предмета исследования. Третье – распределение их по мере убывания или возрастания значимости и важности. Четвертое – анализ большого числа однородных элементов. Пятое – умение делать обобщения и выводы. Шестое – опыт письменного изложения результатов исследования. По ходу работы в сознании детей возникают так называемые межпредметные связи, появляется ощущение того, что учебные дисциплины, изучаемые ими в школе, не существуют сами по себе, что они тесно связаны, как и все в нашей жизни.

И, наконец, самое главное. Чтение детских работ, серьезных и наивных, удачных и не очень, приводит к одному выводу: внимание к ребенку, уважение его имени – долг каждого педагога. А в том случае, если самостоятельные исследовательские работы помогут ему в становлении его как личности, гражданина, то можно говорить о реализации главной идеи обучения в школе.

В этом плане интересным является вывод автора одной из работ об именах Тарагасвой Нюргуйааны, ныне студентки Дальневосточного университета путей сообщения: «Имя – явление социальное. Каждый родитель и педагог прежде всего должен быть хорошим психологом, прочитать тайны не только в их портретах, но и именах, тем самым суметь заглянуть в завтрашний день детей, представить их взрослыми, угадать «роль» в жизни».

Приложение