Цель: развитие речи учащихся, написать изложение разных типов речи.
Средства: скрайб по рассказу Куприна “Ю-ю”.
Ход урока
1. Вступительное слово.
У меня в руках книга А.И.Куприна, серьёзного умного писателя, который жил в первой половине 20 века. Его творчество вы будете изучать в старших классах. (Слайд). Презентация
А сегодня мы прочитаем небольшой отрывок из его рассказа “Ю-ю”, в котором он описывает кошку своей маленькой дочери.
Послушайте. (Скрайб)
2. Беседа по восприятию.
- Понравилось? На что обратили внимание?
(Высказывания учащихся)
- Каково отношение рассказчика к героине?
- А теперь внимательно прочитайте рассказ и найдите строки, доказывающие нашу мысль. (Стр. 65)
- Доказательства мы находим в описание Ю-ю (весёлые глаза и бело-розовый носик, стройная, гордая кошка, первая красавица и предмет зависти любителей, выросла всем кошка кошка!)
3. Анализ композиции.
Текст разделён на три части.
- На какой вопрос отвечает первая часть текста? (Почему кошку звали Ю-ю?)
- Как называется этот тип речи? (Рассуждение) Расскажите.
- Перечитаем вторую часть. На какой вопрос отвечает эта часть текста? (Как росла Ю-ю?) К какому типу речи относится эта часть текста? (Повествование) Расскажите.
- Перечитаем третью часть текста. На какой вопрос отвечает? (Какая?) Какой это тип речи? (Описание) Расскажите.
- Какие типы речи сочетаются в данном тексте?
- Какая часть речи “работает”, когда мы читали о том, как росла Ю-ю? (Глаголы)
- Какая часть речи в описании? (Прилагательные) Как называется это выразительное средство? (Эпитеты, сравнения)
(КАК ЛАМПОВЫЙ ЕРШ - пояснения : СКРАЙБ)
4. Пересказ.
- Расскажите, глядя на рисунок о Ю-ю. (Пересказ)
Оценить.
5. Творческое задание.(на выбор)
- Какие задания предложены? (Читаем)
Изложение-описание. Тема?
Изложение-повествование.
Изложение-рассуждение.
- Подумайте, выберите тему, запишите её.
6. Орфографическая подготовка.
Слайд “Чтобы не было ошибок” Читаем и комментируем.
Ю-ю
Какого-нибудь
Вытаращил глаза (просторечие)
Удивление
Свистнул
Бело-розовый, черно-рыже-белый, темно-каштановая
Подоконник
Собственным
Зависть
7. Самостоятельная работа. Написание изложения.
8. Прочитаем получившиеся работы.
9. Итоги:
Продолжите предложения: (Слайд)
- Мы повторили…
- Мы прочитали…
- Мы узнали…
- Мы написали…
- Было интересно…
10. Д/з: стр.148 – словарный диктант.