Цели урока:
- Познавательные:
1) повторить через анализ готовых текстов следующие понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;
2) продолжать знакомить с особенностями описания и рассуждения в публицистическом и художественном стилях;
3) показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому;
4) познакомить с языковыми средствами изображения признаков предмета в художественном стиле;)
- Практические:
1) совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль;
2) формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания;
3) учить рецензировать написанное;
4) формировать умение строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений.
- Общепредметные:
1) развивать наблюдательность, способность видеть признаки предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации;
2) воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к природе и прошлому нашей Родины.
Принципы обучения:
- Общедидактические:
1. Принцип преемственности и перспективности в обучении (опора на базовые речеведческие знания: тип, стиль, тема, основная мысль текста; умение анализировать через указанные понятия готовый текст).
2. Принцип индивидуального подхода в обучении (свободный выбор реки для написания сочинения-рассуждения с элементами описания)
3. Принцип наглядности (тексты публицистического и художественного стилей; обобщающие таблицы “Стили речи”, “Типы речи” - раздаточный материал на каждую парту; репродукции картин “Бурлаки на Волге” Репина, “Русская сказка” Васильева, “После дождя” Левитана; фотография реки Волги со спутника (Рис.1)).
Рис. 1
- Общеметодические:
1. Нормативно-стилистический (сопоставление функций публицистического рассуждения и художественного описания).
2. Принцип внутриуровневых (опора на базовые речеведческие понятия) и межуровневых (анализ языковых средств выразительности) связей.
- Частнометодические:
1. Принцип развития чувства языка (редактирование текстов).
2. Принцип оценки выразительности речи (анализ средств создания образности в художественных описаниях).
Методы объяснения:
1. Репродуктивная беседа.
Методы формирования и контроля знаний:
1. Постановка вопросов: — фронтальный опрос (на этапе восприятия нового материала, во время подведения итогов урока).
Методы формирования умений
1. Аналитические наблюдения над готовым текстом.
2. Редактирование.
3. Изложение с элементами сочинения..
О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Н.А. Некрасов
Ход урока
I. Организационный момент.
А) Сегодня мы познакомимся с новым типом изложения (усложненным): сокращение текста и творческое его продолжение. Увеличено количество слов (около 300).
На последних уроках литературы учились рассуждать, анализировать художественные произведения. Сегодня мы будем размышлять о тексте публицистического характера. Важно отметить сходства и различие этих стилей речи.
Текст нашего изложения - это очерк, авторы которого Дворников и Крупчек. Речь пойдет о месте, где рождается великая русская река (Валдайская возвышенность, населенный пункт Волго-Верховье), об отношении к ней наших современников и предков.
Б) Запись темы урока. Обращение к эпиграфу урока.
П. Объяснение нового материала:
Много песен на Руси сложено о Волге, много прекрасных стихотворений и много создано живописных полотен – “Бурлаки на Волге” И.Е. Репина и др.
Песня Людмилы Зыкиной “Издалека долго течет река Волга”.
Наш текст тоже о Волге. Наша цель сегодня проанализировать его, научиться описывать реку и попытаться подтвердить мысль авторов о том, что судьба Волги (и любой реки, протекающей по территории России) переплетена с судьбой России, судьбой народа.
Задание: прослушайте текст, определите его тему, основную мысль, стиль и тип речи. Подумайте, на какие две части можно разделить этот текст. Озаглавьте текст. В работе вам помогут знакомые уже таблицы “Стили речи” и “Типы речи”.
(Чтение текста учителем с объяснением непонятных слов, которые записаны на доске (1 раз) и беседа во время чтения.
Словарная работа: Окрестности (то, что вокруг), исток – руслице, опушка, отороченная пиками елей, осока, хвощ, рубленый домик, янтарная бревна (желтоватый), дощатый помост с перильцами, половицы, смола, пряность, колыбель, рябь, застенчивое небо (эпитет).
У истока Волги.
Стоял сентябрь, дорога была влажной. Около самой деревни далеко просматривались окрестности. В низине текла Волга.
Нет, это еще не начало. Но оно уже совсем близко.
К истоку надо идти, а не ехать. Нужно услышать тишину холмов, наполниться спокойствием далей, соединить в своем сердце землю и небо воедино. И хотя б на миг представить бесконечный путь Волги — через всю страну — и иcторию нашу.
Дорога спускается вниз. На белой от берез опушке, отороченной острыми пиками елей, посреди болотца, ощетинившегося осокой и хвощом, стоит рубленый домик. Янтарные бревна чуть потемнели от времени. К домику ведет дощатый помост с перильцами. Скрипят половицы под ногами.
В избушке прохладный полумрак. Пахнет смолистым деревом, отдает горечью лугов и пряностью болотца. В полу домика — круглое отверстие примерно метрового диаметра, окаймленное блестящим обручем.
В этом круге находится Волгина колыбель. Надо только терпеливо подождать, и увидишь: вода вдруг всколыхнется еле заметной рябью. Это бьется сердце Волги!
С этих почти незаметных движений начинает свой бег Волга — самая большая река Европы, главная улица России.
Отсюда, от березовой белизны, берет начало река, вместившая на своих берегах сотни городов и городков, бессчетное количество сел и деревень, миллионы и миллионы людей.
Вот под этим застенчивым небом начинается река, из года в год, из века в век переплетающая свою судьбу с судьбой государства Российского, с судьбой его народов.
Крохотной Волгой-девочкой начинает свой путь река, а кончает Волгой-матушкой, Волгой-труженицей...
Бежит, извивается среди осоки крохотный ручеек. Кажется, упади на его пути толстое дерево или глыба дерна — и пропадет Волга-девочка, навсегда исчезнет с земли. Но бывало — илом зарастало ее руслице, как подкошенные валились в ручей десятки деревьев, под артиллерийским огнем осыпались ее берега. А крохотный ручей все так же бежал вперед, преодолевая преграды на своем пути. (По Дворникову и Крупнеку.)
Беседа после чтения: (По ходу беседы учащиеся делают записи в рабочих тетрадях записи названия текста, основной мысли и новых теоретических понятий)
Как можно озаглавить этот текст? (“У истока Волги”, “Исток Волги”, “Колыбель Волги”.)
Сформулируйте основную мысль текста. (Волга дорога нашему сердцу. Судьба Волги неразрывно связана с судьбой России каждого русского человека, надо знать свои истоки.)
Вопрос: А знаете ли вы, когда впервые в исторических источниках упоминается река Волга, какова этимология слова “Волга”?
Индивидуальное задание:
Упоминает о Волге еще древнегреческий ученый-астроном Птолемей Клавдий, автор “Географии” античного мира. Встречается название Ра, Аракс (Диодор Сицилийский, I в. до н. э.). В средние века — Итиль, или Этель. Этимологии и топонимисты в основном сходятся на одной и той же мысли: гидроним Волга так или иначе связан со славянским словом "влага", которое в древнерусском языке и в некоторых диалектах звучало как "волога"(отсюда, кстати, и имя реки Вологды и старинного города на ней). (Из книги "Загадки Российской цивилизации. Сакральная история, география, этнография". Демин В., Зеленцов С. Издательство “Вече”).
Вопрос: С помощью таблицы “Стили речи” определите, к какому стилю речи относится текст? Запишите его определение в тетрадь.
Ответ: К публицистическому.
Учитель: Публицистика имеет свои жанры. Данный текст – проблемный очерк, социального значения, содержащий путевые заметки, которые служат доказательством (подтверждением) позиции автора (его взгляд на проблему), с выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания. Характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий, с которых идет речь.
Определим основные средства публицистического стиля: использование общественной и нравственно-этической лексики, призывной интонации, гражданский пафос. Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской (эпитетов, сравнений, метафор, обращений, пословиц и поговорок, фразеологизмов, разговорных оборотов речи), с целью воздействия его в чем-то.
Задание: Найдите средства выразительности, используемые в тексте. (Тишина холмов, спокойствие далей, бесконечный путь Волги, белая (от берез) опушка, крохотный ручей, янтарные бревна, пряность болотца, Волга- матушка, Волга-девочка и др.)
Вопрос: На какие две логические части можно разделить текст? Они соответствуют разным типам речи. Эти типы могут смешиваться в одном тексте. (Используйте таблицу “Типы речи”)
Ответ: Текст можно разделить на две части. Художественное описание истока Волги и рассуждение публицистического характера о неразрывности судьбы Волги с судьбой России.
Вопрос: Каким типам речи соответствуют эти две части? (Работа по таблице).
Ответ:
1. Описание.
2. Рассуждение. Описание изображает какое-либо явление предмета путем перечисления и раскрытия основных признаков (пейзажа, места). Рассуждение – словесное подтверждение какой-либо мысли.
План рассуждения:
- Тезис (мысль)
- Доказательство тезиса (аргументы, сопровождаемые примерами: а), б), в)
- Вывод (заключение)
Задание: Прочитать описательные отрывки текста и постройте рассуждения по данному выше плану.
Вопрос: Какую цель преследовали авторы текста, соединив в нем два типа речи?
Ответ: Они руководствовались целями публицистического стиля – вызвать отклик у читателей, описав место рождения великой реки, саму Волгу, и высказав тревогу за ее судьбу.
Слово учителя: Вода в русском фольклоре – божественная сила, рождает и питает мир, “живая” - возвращала жизнь, “мертвая” - исцеляла раны. Волга издавна была главным и торговым путем между странами Востока и древнейшими городами Северной Руси – Новгородом и Белоозером. Русские называли эту реку “матушкой” и “кормилицей”. Такова ли сейчас Волга? В современной жизни существует очень важная проблема – экологическая - загрязнение атмосферы, воды, гибели рек из-за непродуманной деятельности человека. Эта проблема актуальна и для Волги, и для других рек, например, Иртыша.
Индивидуальное задание: рассказ об экологических проблемах реки Иртыш.
Экологические проблемы реки Иртыш
Как мы все знаем еще со школьной скамьи, вода является неотъемлемой частью нашего организма. Вода – это неоценимое природное богатство. В мире находят замену многим продуктам и изделиям, а вода так и осталась незаменима, без неё невозможна жизнь на Земле. Вода является составной частью тела человека и животного, процессы обмена веществ и энергии происходят в живом организме только при наличии воды. Потеря 10-12 процентов воды тяжело сказывается на состоянии организма, появляется слабость, жажда, дрожь, потеря 20-25 процентов воды может привести к смертельному исходу. Бассейн реки Иртыш наиболее загрязнен водами, которые сбрасывают предприятия химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной отраслей промышленности и цветной металлургии. Динамика сбросов сточных вод в бассейн р. Иртыш Река Иртыш испытывает интенсивную нагрузку от сбросов сточных вод, содержащих загрязняющие вещества. Всего в бассейн реки Иртыш только в 2000 году сброшено со сточными водами около 86390 тыс. т. загрязняющих веществ, в том числе ядовитых металлов. Естественно это ухудшает качество питьевой воды. В свою очередь, это негативно отражается на здоровье людей. А это привлекает внимание общества к экологической проблеме реки Иртыш.
III. Орфографическая и пунктуационная работа.
При подготовке к изложению целесообразно организовать повторение некоторых орфографических правил (используя при этом лексический материал из текста изложения или подобный ему): правописание безударных гласных корня (низинка, спокойствие, соединить, ощетинившийся, блестящий, перильца, извивается и др.), согласных (окрестности, дощатый, исчезнет, бессчетный и др.). некоторых суффиксов, в том числе н и нн в прилагательных и причастиях (белизна, крохотный, труженица, отороченный, рубленый, окаймленный, подкошенный и пр.), о — е в окончаниях существительных после шипящих и ц (хвощом, обручем, руслице), безударных личных окончаний и -тся — -ться в глаголах (увидишь, спускается, находится, наполниться и др.), а также других орфограмм (преодолевая, преграда, миллион, артиллерийский и др.). Необходимо обратить внимание на прописную букву в слове Волгина (Волгина колыбель) и раздельное написание так же в последнем предложении. Пунктуационные правила повторяются по усмотрению учителя.
Составление плана-конспекта изложения (при втором прочтение текста учителем).
План
- Дорога к истоку.
- У колыбели великой реки России.
- Судьба Волги переплетена с судьбой Родины.
- Волга преодолевает все преграды.
IV. Вывод урока.
Слово учителя: Подводя итоги нашему разговору, давайте подумаем, какой смысл вкладывал великий русский поэт Н.Некрасов в слова, обращенные к Волге:
О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
V. Вывод.
- Волга имеет исток (начало), охраняемый и сохраняемый людьми.
- Сама Волга – исток (начало) русской нации.
- Мы русские люди, и должны знать свою историю.
- Каждый человек имеет свою историю, свои истоки, свою родословную, которую нельзя забывать, так как это приводит к одиночеству.
- В современном мире природу надо оберегать, сохранять свои истоки, поэтому нужно чаще говорить и писать об этом! (роль публицистического стиля)
VI. Пересказ текста (1-2 ученика).
VII. Написание изложения и рассуждение на тему: “Есть ли река, которая занимает заметное место в вашей жизни? Чем она дорога вам?”