Математика
-
Работа с модулем на уроке математики. 6-й класс. Тема: "Сложение и вычитание рациональных чисел" 2005
В данной работе приводятся варианты заданий для закрепления темы "Сложение и вычитание рациональных чисел" Изюминкой является то, что учащиеся оценивают себя сами, заполняя специальный лист, и сами же решают вопрос, нужно ли им выполнить дополнительные задания, или можно двигаться дальше.
-
Через тернии к звездам. Математический бой 2005
Шестиклассники считают, что математика - это скучно? Проведите с ними математический бой "Через тернии к звездам". Он не только развлечет учеников, но и поможет им закрепить знания свойств чисел. Игра предназначена для двух команд из 6 человек и их болельщиков.
-
Открытый урок математики по теме: "Свойства тригонометрических функций. Занимательные задачи по математике 2005
Представлен урок, проведенный в форме инсценировки с ведущими Синусом и Косинусом. В занимательной форме разбираются алгебраические и тригонометрические задачи, математические курьезы.
-
Формирование у учащихся комбинаторного и вероятно-статического стилей мышления 2005
Приводятся некоторые приемы обучения детей с использованием простейших задач комбинаторики, теории множеств, комбинаторно-лингвистических задач. Повторение темы "Действия с обыкновенными дробями" проходит на примерах из жизни людей блокадного Ленинграда. Яркая эмоциональная окраска данной темы приносит удивительные результаты.
-
Роль факультатива и внеклассной работы в воспитании интереса к математике 2005
Представлена программа курса факультативных занятий в 9-м, 10-м и 11-м классе, на которых разбираются задачи повышенной трудности, в том числе и предлагаемые на вступительных экзаменах в ВУЗы.
-
Прямая и обратная теоремы 2005
Прямая и обратная теоремы. На примере урока геометрии в 8-м классе по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора" рассматривается вопрос прямой и обратной теорем, который вызывает у большинства учащихся затруднения.
-
Формулы сокращенного умножения – урок-сказка 2005
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводиться дидактическим играм на уроках математики. Это метод обучения и воспитания обладает образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. Игра-творчество, игра-труд. Увлекшись, ученики не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас знаний, развивают фантазию. В подростковом возрасте детям сказка еще близка, поэтому роль сказочного героя помогает им показывать свои знания и умения.
-
Урок-семинар по алгебре и началам анализа в XI классе: "Основные свойства функций" 2005
Урок построен в форме семинара, цели которого: повторить основные свойства функций, рассмотреть дробно-линейную функцию и ее график; научить строить графики функций, содержащих переменную под знаком модуля; показать нестандартные приемы построения графиков дробно-рациональных функций (например, сложением графиков двух функций, делением); рассмотреть тригонометрические функции, содержащие модуль.
-
Урок–игра в 9-м классе. Тема урока: "Системы уравнений с двумя переменными" 2005
Данный урок алгебры в 9-м классе по теме «Системы уравнений с двумя переменными» проводится в форме игры «Форд Байард». Во время игры учащиеся закрепляют умения решать системы уравнений и применять метод составления систем к решению задач. Такая форма урока позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
-
Индивидуальная консультация по математике в 10-м классе по теме: "Использование графики в решении уравнений с параметром" 2005
На занятии изучается использование графического метода при решении уравнений с параметрами, проводятся исследования решений наиболее распространенных задач; результаты исследований и обобщений применяются для дальнейшего изучения темы «Параметры в задачах». На занятии используется групповая форма обучения.
-
Урок математики в 11-м классе по теме: "Иррациональные уравнения" 2005
Урок-изучение нового материала, где к объяснению подключены сами ученики. Урок включает проверку знаний корня n-ой степени. Тестирование, включённое в урок, приучает к самостоятельной деятельности, к анализу материала, к комбинированному контролю. Таблица уравнений, представленная в уроке, позволяет учителю проверить степень усвоения материала учащимися, с учётом их математических способностей.
-
Урок математики в 5-м классе по теме: "Как обозначают и сравнивают углы" 2005
Урок - изучение нового материала с использованием деятельностного подхода. Урок направлен на формирование и развитие логического мышления. Цель - познакомить учащихся с понятием угла, соответствующей символикой и терминологией, развивать математическую речь, внимание, наблюдательность. Содержание урока способствует расширению кругозора и познавательной активности, закладывает фундамент для развития исследовательских умений и навыков учащихся.
-
Дидактическая игра "Математический базар" 2005
Игра служит формой закрепления сведений и навыков, приобретенных на уроках. Она проводится в форме соревнования между командами на правильность и быстроту решения задач по определенным или различным темам. Интерес к игре должен придерживаться всей ее организацией. Выигрывает та команда, которая в течение игры "купит" больше товара, т. е. решит больше задач. Игра позволяет развивать внимание, сообразительность, быстроту мышления.
-
Организация индивидуального подхода на уроках-практикумах 2005
Важное место в развитии мышления и формировании творческой личности занимает индивидуализация и дифференциация обучения. Именно в них процесс обучения ребенка соотносится с его интересами, способностями, потребностями и возможностями. Урок-практикум - одна из форм организации урока, при которой наиболее полно используется индивидуальный и дифференцированный подходы. Они требуют от учащихся достаточного уровня знаний материала и развитых умений и навыков, позволяют учащимся осуществить приложение их сообразно своему уровню математической подготовки.
-
Совершенствование вычислительной культуры учащихся с использованием нематематической информации 2005
Данный материал представлен в виде набора заданий по разным темам, которые могут быть использованы на уроках математики в 5-6 классах в зависимости от выбранной программы; и в виде урока, на котором показано практическое применение аналогичных заданий. Материал составлен на основе данных различных энциклопедий.
-
План-конспект личностно-ориентированного урока геометрии. 9-й класс 2005
При освоении любой науки целесообразна широкая опора на все аспекты субъектного опыта, как это имеет место в ходе приобретения обыденного знания. Поэтому в обучении считается необходимым учитывать естественную логику познания, которая свойственна психологии и физиологии ребёнка, а не только логику математики как научной дисциплины. В контексте конструирования личностно ориентированного урока используется модель ТОТЕ, позволяющая обеспечить согласование познавательных стратегий ученика со стилем работы учителя.
-
Урок математики в 4 классе по теме: "Диагональ. Площадь прямоугольного треугольника" 2005
Данный урок отвечает требованиям системы развивающего обечения В. Л. Занкова и имеет практическую направленность. Дети на уроке учатся свободно рассуждать, слушать, дополнять, дискутировать. В зоне ближайшего развития учатся самостоятельно добывать знания, а роль учителя - направляющая.
-
Урок-экскурсия по теме: "Действия с дробями". 6-й класс 2005
Представлен урок-экскурсия в оружейную палату. Задания, выполняемые учащимися (действия с дробями), раскрывают перед ними те или иные исторические сведения, которые хорошо иллюстрируются и вовлекают в атмосферу прошлого.
-
Деловая игра "Строитель"на уроке геометрии в 9-м классе по теме: "Площади многоугольников" 2005
В последнее время деловые игры широко применяются в различных областях: политике, экономике, социологии, педагогике и т. д. Деловые игры можно использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит игровым действиям, которые направляют активность детей в определенное русло. Наконец, игра учит быть выдержанным в самые трудные минуты. Игровая форма занятий создается при помощи приемов, которые побуждают обучающихся к математической деятельности
-
Программа элективного курса по математике в 9-х классах по теме: "Функции и графики". Разработки занятия по теме: "Дробно-линейные функции" 2005
Программа элективного курса по математике в 9-х классах по теме "Функции и графики" предназначен для учащихся, склонных к практическому и теоретическому мышлению. Способствует дальнейшему выбору профильного обучения, позволяет проводить теоретические исследования, решение прикладных задач, конструирование и моделирование, поиск различной информации, решение задач повышенной трудности. Программа рассчитана на 34 аудиторных часа, она предусматривает формы организации учебного труда: беседы, лекции, семинары, научно-исследовательскую работу, практические и самостоятельные занятия, индивидуальную работу по темам, работу со справочным материалом, выдвижение гипотезы и т.п.
-
Интегративный урок (математика + литература) в 9-м классе по теме: "Мировоззрение и творчество А. С. Пушкина в свете математических законов" 2005
На уроке рассматриваем следующие понятия: сходство научных понятий "прогресс" и "прогрессия". "Движение вперёд" в философском и математическом смысле; условно "арифметическая прогрессия" в творчестве А.С. Пушкина "Тема похищения героини" (Людмила из романтической поэмы "Руслан и Людмила", Мария из южной романтической поэмы "Бахчисарайский фонтан", Дуня из реалистической поэмы "Станционный смотритель"); пентаграмма Пифагора как наглядное пособие для сравнительного анализа начального и конечного вариантов сборника А.С. Пушкина "Повести Белкина"; "золотое сечение" в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама", понятие о "золотом сечении" и один из способов деления отрезка в "золотом" отношении; числа Фибоначчи, числовая последовательность Фибоначчи в поэзии А.С. Пушкина; письменный блиц - опрос по одной из прочитанных глав романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
-
Путешествие на планету Флексагон. Урок геометрии в 6-м классе 2005
Данный урок является заключительным по теме "Многогранники" (в курсе наглядно-практической геометрии) и решает задачи обобщения и повторения пройденного, применения полученных знаний и навыков при решении задач. На уроке учащиеся получают и новые знания: знакомятся с фигурой флексагон и его свойствами. Для активизации деятельности учащихся выбрана форма путешествия и соревнования, соответствующая возрастным особенностям учащихся. Класс разбит на экипажи по 4-5 человек, в состав каждого экипажа входят командир и штурман (учащиеся, успевающие на 4 и 5), инженер, пилоты. За каждый верный ответ ученик получает жетон. При подведении итогов набранные жетоны суммируются, и по общему количеству баллов выставляется оценка каждому ученику. В игре побеждает экипаж, набравший наибольшее количество жетонов (баллов). Задания подобраны в соответствии с уровнем усвоения материала и индивидуальными способностями учащихся.
-
Нестандартная форма урока по теме: "Метод координат в пространстве" 2005
В своей работе я применяю технологию академических уроков (лекция, практикум, семинары, консультация, зачет, контрольная работа) и технологию сотрудничества, что помогает мне решать многие вопросы: - привитие интереса к математике, раскрытие ее практической значимости; - ликвидация страха учащихся перед уроком математики; - овладение учащимися навыками самостоятельной работы; - повышение качества знаний. Предлагаю разработки уроков: зачет-игра и семинар.
-
Открытый урок по теме: "Трапеция" 2005
Базой урока является Учебно-Методический Комплекс «Живая геометрия» версии 3.1, который является обязательной составляющей школьной медиатеки у нас в республике. Комплекс оживляет урок, геометрия перестает быть сухой и малопонятной детям наукой. Данный урок позволяет наглядно, в интересной детям манере представить геометрическую фигуру и ее элементы. Показать в динамике условия трансформации трапеции одного вида в другой. Прорешать множество устных задач. Сформировать устойчивые навыки в построении трапеции и ее элементов.
-
Задачи с "одним стержнем"при обучении математике 2005
Задача - это инструмент в руках учителя. Потому подборка для решения задач "с одним стержнем" закрепляет в сознании школьника сущность пройденного материала, обеспечивает взгляд на него с разных позиций, поражает многообразием фактов, связанных с ним и вооружает, возможно, новыми для учащегося способами рассуждений. Таким "стержнем" для нас будет состав числа.
-
Тестовые задания по математике, содержащие гуманитарный компонент 2005
Тестовые задания содержат гуманитарный компонент, позволяющий: повторить или познакомиться с великими учеными-математиками и их трудами; раскрыть смысл математических понятий; узнать исторические сведения, интересные математические факты. Тесты можно использовать в процессе обучения математике учащихся 5-11-х классов, как на уроках, так и во внеклассной работе.
-
Эпизоды из жизни функций 2005
Математика школьного курса достаточно объемна, и это такой предмет, который, кроме того, что дает знания, формирует характер, силу воли и многое, многое другое. Но как сделать ее изучение интересным, посильным для учащихся? Это вопрос вопросов. Нет единого рецепта. Многое зависит от педагога, его потребности работать на преодоление в сознании учащихся представления о "сухости", оторванности математики от жизни. Материала для этого достаточно, что и побудило написать статью "Эпизоды из жизни функций".
-
Разработка урока на тему: "Формулы сокращенного умножения" 2005
Нестандартный урок математики проводится в виде путешествия по одному из уголков страны Алгебра, по краю Многочлены. Происходит знакомство с математическими лабораториями и участие в их работе. Урок предназначен для учащихся 7-го класса с расширенным изучением алгебры.
-
Обобщающий урок в 5-м классе по теме: "Прямоугольный параллелепипед" 2005
В работе рассмотрен урок в пятом классе по теме “Прямоугольный параллелепипед”. Цель урока – закрепить и обобщить умение осуществлять перевод одних единиц измерения площадей в другие и использовать эти знания при решении задач, умение вычислять площадь поверхности и объем прямоугольного параллелепипеда и умение решать задачи, используя полученные понятия.
-
Урок по теме: "Обратная теорема Пифагора" 2005
В данном уроке представлено сочетание таких приемов повышения мотивации обучения как проблемный метод изложения материала, элементы историзма, раскрытие практической направленности изучаемых теорем. Следуя логике древних египтян, учащиеся самостоятельно “открывают” обратную теорему Пифагора. Необычная форма контроля знаний – составление афоризмов Пифагора – вызывает у учащихся интерес к предмету и желание больше узнать о жизни и деятельности Пифагора.