Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Использование информационных технологий на уроках способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики.
В настоящее время существует множество программ, позволяющих рисовать графики функций. Они позволяют давать иллюстрацию важнейших понятий, связанных с функциями, причем сделать это наглядно и быстро, что повышает и активизирует познавательную активность учащихся. Появляется возможность оптимально сочетать практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.
Мне хочется рассказать о программе ADVANCED GRAPHER. Используя ADVANCED GRAPHER, можно строить графики алгебраических и тригонометрических функций, исследовать функции, находить их производную или первообразную. С помощью программы легко вычисляются координаты точек пересечения графиков, вычисляются площади замкнутых фигур, устанавливаются уравнения касательных к графику данной функции в указанных точках.
Любому учителю известно, что уроки, посвященные изучению расположения графиков функций в системе координат, требуют построения достаточно большого количества этих графиков. Чем больше будет построено графиков, тем лучше учащиеся усвоят данный материал. Но возникает существенная проблема – ученики во время урока просто не могут построить у себя в тетрадях достаточно большого количества графиков. В этом случае на помощь приходит ADVANCED GRAPHER, с помощью которой можно не просто построить достаточно большое количество графиков функций, но и задать нужный цвет линии и нужную толщину.
Особенно эффективно применение программы ADVANCED GRAPHER при изучении следующих разделов математики:
- взаимное расположение графиков линейных функций (7 класс);
- графический способ решения системы линейных уравнений (7 класс);
- графический способ решения уравнений (8 класс);
- построение графика квадратичной функции (9 класс);
- графический способ решения систем уравнений (9 класс);
- нахождение касательной к графику функции (10 класс);
- исследование функции при помощи производной и построение графика функции (10 класс);
- нахождение площади фигуры (11 класс);
- итоговое повторение.
Кроме того, программа успешно используется на занятиях спецкурса и элективных курсов.
Изучение функций и их графиков начинается в курсе алгебры 7 класса. Учащиеся знакомятся с линейной функцией, ее графиком – прямой, овладевают умениями построения графиков. Конечно, на этом этапе программа ADVANCED GRAPHER не нужна. Ее применение целесообразно при изучении взаимного расположения графиков линейных функций.
В 8 классе можно практиковать уроки-исследования. Для примера рассмотрим № 626 учебника ( под ред. С.А.. Теляковского): С помощью графиков выясните, сколько корней может иметь уравнение С помощью программы ADVANCED GRAPHER учащиеся практически способом перебора имеют возможность установить зависимость между коэффициентами a и b и количеством корней уравнения. Задание можно дополнить, например, предложить учащимся записать конкретные уравнения, имеющие два корня и не имеющее корней. Для учащихся, которые быстро справляются с работой, на этом же уроке можно предложить выполнить № 709*: С помощью графиков выясните, сколько корней может иметь уравнение
В 9 классе урок-исследование можно провести, выполняя № 304* учебника ( под ред. С.А. Теляковского): Сколько решений может иметь система уравнений? С помощью программы ADVANCED GRAPHER учащиеся должны не только выяснить, сколько решений может иметь система уравнений, но и указать количество решений в зависимости от параметра r.
В 10 – 11 классах программа ADVANCED GRAPHER применяется при изучении темы «Производная и ее применение». К примеру, рассмотрим задание В2 демонстрационного варианта 2003 г. В этом задании требуется по графику производной y = f(x) исследовать на монотонность функцию y = f'(x). В учебнике Алгебра и начала анализа для 10 – 11 классов под ред. А.Н. Колмогорова заданий подобного рода нет совсем. В этом случае с помощью программы ADVANCED GRAPHER можно с учащимися отработать упражнения подобного рода, так как программа позволяет, зная график функции, построить график ее производной, как, например, на приведенном ниже чертеже. Учитель может сам задать функции, а может предложить учащимся провести исследовательскую работу.
Если учитель не имеет возможности провести данное занятие в компьютерном классе, то программа ADVANCED GRAPHER позволяет набрать целую серию карточек и распечатать их, создавая тем самым собственную базу методических материалов.
С помощью проектора на большом экране удобно показывать все перемещения графика: растяжение, сжатие, переносы вдоль координатных осей в динамике последовательных действий.
ADVANCED GRAPHER можно использовать и на внеклассных занятиях, и при решении задач вступительных экзаменов в ВУЗы, так как программа позволяет строить кривые, заданные параметрическими уравнениями или уравнениями в полярных координатах, изображать на плоскости области, являющиеся решением неравенств.
ADVANCED GRAPHER можно «скачать» из Интернета, эта программа размещена в разделе «Образование» на бесплатном сайте http://www.freeware.ru и на авторском сайте http://www.serpik.com.
Приведем ниже разработку урока, при проведении которого используется программа ADVANCED GRAPHER .
Тема урока: "Взаимное расположение графиков линейных функций".
(7 класс)
Цели урока: Учащиеся должны научиться:
- Распознавать расположение прямых на координатной плоскости в зависимости от коэффициентов.
- Сделать вывод о взаимном расположении прямых на координатной плоскости в зависимости от их коэффициентов.
- Сделать вывод о параллельности и перпендикулярности, прямых в зависимости от их угловых коэффициентов.
- Использовать полученные выводы при построении основных геометрических фигур.
Ход урока: В начале урока учитель сообщает учащим цели урока и говорит о том, что помогать им будет графическая программа ADVANCED GRAPHER . Учащимся выдаются следующие задания:
Лабораторная работа по теме
«Взаимное расположение графиков линейных функций».
Задание № 1.
1.Постройте графики функций:
y = 4х – 2; |
у = 0,5х +3; |
у = - 1,2х – 4. |
2.Запишите, каково взаимное расположение графиков функций.
3. Заполните таблицу .
4.Сделайте вывод о взаимном расположении графиков функций и коэффициентах k и b.
Задание № 2.
1. Постройте графики функций:
y = 1,7x + 3, |
y = - 0,8x + 3, |
y = - 3,1x + 3, |
y = 4,8x + 3. |
2. Запишите, каково взаимное расположение графиков функций (если они пересекаются, то в какой точке).
3. Заполните таблицу.
4. Сделайте вывод о взаимном расположении графиков функций и коэффициентах k и b.
Задание № 3
1. Постройте графики функций:
y = 1,3х – 1,4, |
y = 1,3х, |
y = 1,3x +3,7, |
y = 1,3x +6,1 . |
2. Запишите, каково взаимное расположение графиков функций.
3. Заполните таблицу.
4. Сделайте вывод о взаимном расположении графиков функций и коэффициентах k и b.
Задание № 4.
- Постройте красным цветом графики функций y = - 3х + 1 и постройте синим цветом графики функций у = 2х +5 и у = -0,5х - 5; постройте зеленым цветом графики функций у = 0,8х + 3 и у = - 1,25х + 8.
- Запишите, каково взаимное расположение графиков функций.
- Заполните таблицу.
- Сделайте вывод о взаимном расположении графиков функций и коэффициентах k.
На первом этапе учащимся предлагается выполнить лабораторную работу и сделать основные выводы. Учитель проводит инструктаж для учащихся и выдает каждому ученику рабочий лист, который ученик заполняет во время проведения лабораторной работы. Здесь приводится образец рабочего листа.
После выполнения работы учащиеся говорят о том, какие выводы они сделали и общий вывод записывается в тетради.
Вывод: Графики линейных функций параллельны, если их угловые коэффициенты равны и пересекаются, если их угловые коэффициенты различны. Если произведение угловых коэффициентов равно –1, то графики перпендикулярны.
На следующем этапе урока идет закрепление полученных выводов и их применение при решении задач.
№ 335 – устно с полными пояснениями.
№ 336 учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой.
№ 337 – устно.
№ 338 и 343 учащиеся выполняют на компьютере с помощью графической программы.
Далее учащимся предлагается выполнить практическую работу.
Практическая работа.
Задание № 1.
Построить графики функций у = 4х + 8 и у = - 1,7х + 6. Задайте еще одну линейную функцию формулой и постройте ее график так, чтобы эти три графика при пересечении образовали треугольник.
Ответ: _____________________.
Задание № 2.
Построить графики функций и у = - 2х + 8. Задайте еще две линейных функции формулами и постройте их графики так, чтобы эти четыре графика при пересечении образовали прямоугольник.
Ответ:___________________ и _________________.
Задание № 3.
Построить графики функций и у = 2х - 3. Задайте еще одну линейную функцию формулой и постройте ее график так, чтобы эти три графика при пересечении образовали прямоугольный треугольник.
Ответ: _____________________.
Учащиеся сдают выполненную практическую работу.
Подводится итог урока, повторяются основные выводы, и записывается домашнее задание.
Домашнее задание: № 339, № 344 и задать формулами пять линейных функций, графики которых при пересечении образуют пятиугольник.
Литература.
Азевич А.И. ADVANCED GRAPHER на уроке и после него – Математика в школе № 6 2001г.
Алгебра. Учебник для 7 класса средней школы. Под редакцией С.А. Теляковского.
Алгебра. Учебник для 8 класса средней школы. Под редакцией С.А. Теляковского.
Алгебра. Учебник для 9 класса средней школы. Под редакцией С.А. Теляковского.
Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.Н. Колмогорова.