Цели урока:
- максимально донести до учащихся изучаемый материал;
- развивать мышление, память, умение свободно пользоваться циркулем;
- попытаться повысить активность и самостоятельность учащихся при выполнении заданий.
Оборудование:
- школьный циркуль
- транспортир,
- линейка,
- карточки для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
Тема урока: «Задачи на построение».
Сегодня мы будем учиться строить треугольники по трем заданным элементам с помощью циркуля и линейки.
Чтобы построить треугольник, нужно сначала уметь строить отрезок, равный заданному, и угол, равный заданному. Конечно, можно это сделать с помощью линейки с делениями и транспортира, но в математике требуется еще и уметь выполнять построения с помощью циркуля и линейки без делений.
Любая задача на построение включает в себя четыре основных этапа:
- анализ;
- построение;
- доказательство;
- исследование.
Анализ и исследование задачи необходимы так же, как и само построение. Необходимо посмотреть, в каких случаях задача имеет решение, а в каких – решения нет.
1. Построение отрезка, равного заданному.
2. Строим угол, равный заданному, с помощью циркуля и линейки.
А вот теперь перейдем к построению треугольников по трем элементам.
3. Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.
Схема №3.
Дано | Требуется построить | Построение |
1. Построить угол А, равный
заданному углу. 2. На одной стороне угла отметить точку С так, чтобы отрезок АС был равен заданному отрезку b. 3. На другой стороне угла отметить точку В так, чтобы отрезок АВ был равен заданному отрезку с. 4. Соединить с помощью линейки точки В и С. Построен треугольник АСВ по двум сторонам и углу между ними. |
||
Самостоятельная работа к схеме 3.
Вариант 1.
Построить треугольник ВСН, если ВС = 3 см, СН = 4 см, С = 35є.
Вариант 2.
Построить треугольник СДЕ, у которого ДС = 4 см, ДЕ = 5 см, Д = 110є.
Подсказка. Перед построением треугольника необходимо сделать «от руки» чертеж треугольника, где показаны все заданные элементы.
4. Построение треугольника по стороне и прилежащим к ней углам.
Схема 4.
Дано |
Требуется построить |
Построение |
1. Произвольно начертить
отрезок АВ, равный заданному отрезку c. 2. Построить угол А, равный заданному. 3. Построить угол В, равный заданному. Точка пересечения двух сторон углов А и В – вершина треугольника С. Построили треугольник АСВ по стороне и двум заданным углам. |
||
Самостоятельная работа к схеме 4.
Вариант 1
Построить треугольник КМО, если КО = 6 см, К = 130є, О = 20є.
Вариант 2
Построить треугольник ВСР, если С = 15є, Д = 50є, СД = 3 см.
5. Построение треугольника по трем сторонам.
Схема 5.
Дано |
Требуется построить |
Построение |
|
|
|
1. Построить отрезок АВ,
равный заданному отрезку c. 2. Из точки А провести часть окружности, радиус которой равен заданному отрезку b. 3. Из точки В провести часть окружности, радиус которой равен заданному отрезку a, обе окружности пересекаются в точке С. Построили треугольник АСВ по трем сторонам. |
||
|
Самостоятельная работа к схеме 5.
Вариант 1.
Построить треугольник ОДЕ, если ОД = 4 см, ДЕ = 2 см, ЕО = 3 см.
Вариант 2
Построить треугольник МНО, если МН = 1 см, НО = 4 см, ОМ = 3 см.
После построения любого треугольника, самостоятельно провести доказательство того, что получившийся треугольник – искомый, и по возможности провести исследование.