Тема: «Обыкновенные дроби».
Цель: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы.
Задачи:
- совершенствовать навыки решения задач на нахождение части от числа, нахождение числа по его части;
- развивать навыки решения примеров и задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
- способствовать прочному усвоению знания о целом как о единице;
- учить применять свои знания в практических ситуациях, формировать отношения взаимной ответственности в группах;
- развивать у учащихся познавательный интерес к задачам экономической направленности.
1. Постановка целей урока.
Учитель: Сегодня у нас заключительный урок по теме: «Обыкновенные дроби».
Цель его: обобщить и систематизировать знания и умения, приобретенные при изучении данной темы.
Сейчас мы совершим путешествие в страну "Экономика", где познакомимся с работой биржи. При этом вы узнаете смысл экономических понятий, которые столь актуальны в современной жизни. Пусть для кого-то из вас это послужит стимулом к изучению основ экономики и развитию интереса к экономическим наукам, с которыми очень тесно связана математика.
2. Комментарий к организации урока.
Знакомство со структурой биржи.
За 1 неделю (или 1,5 недели) вывешивается плакат «Структура биржи». Дети должны познакомиться с экономическими понятиями, знать их.
Учитель:
Вы познакомились с экономическими терминами, которые будут нужны при работе биржи. Каждая из организованных вами групп является фирмой. У нас работают сегодня 2 фирмы. Скажите, что такое фирма?
фирма "Кристалл", президент Черемисин Р.;
фирма "Электроника", президент Калягин А.
Представляю вашему вниманию клерков. Кто такие клерки?
Продавать акции будут ученики класса 6 класса Быков А. и Попов И. Они также будут вести учет ваших инвестиций. Что понимают под инвестициями?
Представляю вам также 2 консультантов – посредников, учеников 6 класса: Толстых А. и Казак Т.
Функции консультантов: если вам попадется непосильное задание, то он окажет помощь в его выполнении, но за определенную плату.
В нашей игре за денежную единицу обращения примем – 1 ДЕУ (Денежная Единица Урока).
Образец:
Фирма - это организация, осуществляющая
какую-либо деятельность с целью извлечения
прибыли.
Трейдер - член биржи, который осуществляет
операции за свой счет.
Инвестиции - вложение денежных средств в
имущество, способное в будущем приносить доходы.
Акция - вид ценной бумаги, т.е. бумажный
дубликат капитала, который может приносить
прибыль.
Клерк - служащий фирмы, владеющий торговой
информацией, т.е. продающий акции.
Брокер - член биржи, заключающий сделки по
поручению клиентов на продажу товаров или
собственности и получающий за это
вознаграждение.
Арбитражный комитет - орган, который
регулирует споры, возникающие по поводу сделки, и
отношения между участниками биржевой торговли.
Аудитор - независимый контролер, который
производит проверку документов фирмы с целью
определения того, насколько правильно и честно
ведутся эти документы.
Биржа - место массовых сделок по
купле-продаже товаров и услуг.
(диалог между учениками про виды бирж)
3. Правила игры.
(Можно вывесить заранее).
- Выбрать президентов фирм, которые имеют право принимать окончательное решение по данному вопросу.
- Стартовый капитал каждой фирмы – 100 ДЭУ.
- Каждой фирме предлагается:
пакет акций стоимостью 70 ДЭУ
или отдельные задания стоимостью от 15 до 30 ДЭУ. - Если команда, представляющая данную фирму, дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. (Если ответ неправильный, то ее капитал уменьшается на стоимости задания).
- Победителем считается та фирма, у которой окажется больше «денежных единиц».
- Каждый сотрудник фирмы имеет свой личный вклад, вести учет которого также будут клерки.
Перед вами стоит цель игры:
1) сохранить имеющийся капитал;
2) получить доход за счет правильных инвестиций.
Это можно сделать с помощью акций предприятий (карточек с уровневыми заданиями). Приобретая пакет акций, фирма инвестирует свой капитал, а выполнив задания, получает доход. Задания пакета распределяет президент каждой фирмы. Задания различной степени сложности – это видно по их стоимости. Работают все сотрудники фирмы, но вся ответственность ложится на президента фирмы, который выбирает правильное решение из предложенных. Решение задачи выполняется на отдельных листах, без краткой записи, с указанием номера задачи и фамилии сотрудника фирмы, ее выполнившего. Сдается клеркам. Работу фирмы «Кристалл» контролирует Быков А., работу фирмы «Электроника» контролирует Попов И.
Каждая фирма имеет документ, в котором ведется учет приобретенных акций и доход в ДЕУ. В результате выигрывает та фирма, которая получит большую «прибыль».
Ведомость учета расходов и доходов фирмы «Кристалл».
Фирма |
Стартовый капитал |
Инвестиции |
Осталось от стартового капитала |
Получили доход |
Итого |
100 ДЭУ |
Ведомость учета доходов сотрудников фирмы «Кристалл».
№ п/п |
Ф. И. сотрудника фирмы |
Прибыль в ДЭУ |
Итоговая сумма |
Балл |
1 |
|
|||
2 |
|
|||
… |
|
4. I тур игры.
Ребята, мы с вами находимся в стране
"Экономика". Подумайте, какой девиз вы
выберите, будучи жителем этой страны.
1. Легче прожить деньги, чем нажить.
2. Ничто не дается даром.
3. Своя рубашка ближе к телу.
4. Бережливость лучше богатства.
За наиболее рациональный ответ, реально обеспечивающий благополучный бизнес, фирма получает 5 ДЕУ.
5. II тур игры.
Президент фирмы, возьмите, пожалуйста, у своих клерков пакет с заданиями на повторение типов задач на дроби, правила действий с дробями. За правильное решение - 10 ДЕУ
Ребята, ваши обязанности и функции на бирже мы рассмотрели в начале игры. А как вы думаете, чьи функции могу взять я как учитель? (Аудитор)
6. III тур игры.
Любая фирма может за 70 ДЕУ купить пакет акций с заданиями различных уровней сложности. Чем сложнее задание вы выполните, тем больший доход получите.
Перед президентом стоит выбор: или сразу отнести решенное задание на проверку клеркам, или сначала проверить правильность выполнения у консультанта-посредника за определенную плату, но при этом фирма теряет часть прибыли.
(Фирмы покупают карточки с заданиями у клерков и решают предложенные задачи).
7. Подведение итогов.
За 15 минут до окончания урока клерки прекращают продажу карточек. Клерки оформляют документацию фирмы для подведения итогов. В это время сотрудники фирм (фронтально) решают задачи вместе с учителем.
За правильное решение дается 1 ДЕУ (идет в счет поурочного балла).
1) Расшифровать слова:
а) РАЛЛОД (доллар);
б) ЦНЗЛЕИИЯ (лицензия) - документ, разрешающий его
владельцу делать то, что запрещено остальным.
2) Исключить лишнее слово и объяснить почему:
КЛЕРК, БРОКЕР, ТРЕЙДЕР, АКЦИЯ.
3) Разобрать, что такое богатство. Рассказать
легенду про царя Мидаса и бога Диониса.
4) Составить предложение из следующих слов: имеет
всё считают ценность богатством что какую-либо.
Дополнительные вопросы акционерам.
- Продолжи пары слов:
Дорого – дешево
Оптом – в розницу
Доход –
Прибыль –
Поставщик –
Продавец –
Потребление –
Тимофей носки связал и на рынке их продал дешевле, чем стоили нитки. Получил одни … (убытки) - Чтоб продукты потреблять, в платьях ярких
щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить, надо все это … (купить) - Как вы помните, Карабас-Барабас был хозяином
театра. Как на языке экономики можно назвать
театр? Найдите ответ в строке, вычеркнув буквы А,
Г, Д.
ДСАОГБДСДТГВАЕАННАГОДГСГТЬ - Что нужно иметь, чтобы получить дивиденды? (акцию)
- Как называется дело, приносящее доход? (бизнес, предпринимательство, коммерция, …)
- Что помогает увеличить продажу товара? (реклама)
- Искусство коммерции – это искусство создавать условия, при которых покупатель убеждает себя сам, и наиболее веским аргументом в пользу покупки является тот факт, что другие стремятся приобрести ту же вещь. Назовите литературных героев, действовавших по этому принципу. (Том Сойер, Остап Бендер, Чичиков, …)
- Как называются деньги иностранного государства? (валюта)
- Плата за кредит. (процент)
- Какими понятиями обозначается экономическая помощь? (субсидия, субвенция, заем, кредит)
- Уменьшение покупательной способности денег. (инфляция)
- Посредник между покупателем и продавцом на бирже. (брокер)
- Назовите понятие, объединяющее слова: вексель, банкноты, чек, акция? (ценные бумаги)
Заполняем таблицу на центральной доске, внося конечный капитал каждой из фирм. Ставятся оценки всем ученикам. Вручаются подарки от "спонсоров": конфеты и ручки.
Учитель: Наиболее подготовленными и знающими в вопросах типизации задач на проценты и методах их решения оказались сотрудники фирмы ... . Они же проявили незаурядное экономическое мышление в приумножении своего капитала.
Урок заканчивается следующим стихотворением:
Ты познакомился с чудной страной,
Не признающей застой и покой.
В этой стране, крепко помни о том,
Можешь всего ты добиться трудом.
Труд твой полезен, коль он для людей,
Если для них не жалеешь ты дней:
Строишь и пашешь, суп варишь иль сталь -
Нужному делу и силы не жаль!
Только три правила ты не забудь,
В этих трех правилах - главная суть.
Первое - дело такое найди,
Где среди всех будешь ты впереди.
Хочешь, чтоб ждал тебя в жизни успех -
Делай работу свою лучше всех!
Это усвоил? Второе учти -
Нет остановки на этом пути.
Только работа отдачу дает,
В ней вся основа движенья вперед.
Больше работаешь - лучше живешь,
Лучше живешь - больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно - помогут тебе.
Правило третье - в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль - трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В этой стране нет другого пути.
Пакет акций.
Задачи |
Стоимость |
1) Уменьши 80 р. на 2/5 этой суммы. | 40 ДЭУ |
2) В прошлом месяце зарплата составила 1400 р. Теперь она увеличилась на 2/7 этой суммы. Какова теперь зарплата? | 40 ДЭУ |
3) В кружке занимаются 24 девочки и несколько мальчиков. Число мальчиков составляет 2/7 числа девочек. Сколько всего учеников в кружке? | 45 ДЭУ |
4) В первый день туристы прошли 2/5 намеченного пути, а во второй – оставшиеся 15 км. Какова длина маршрута? | 50 ДЭУ |
5) Сыну 8 лет, его возраст составляет 2/9 возраста отца. А возраст отца составляет 3/5 возраста дедушки. Сколько лет дедушке? | 50 ДЭУ |
6) До обеда токарь выполнил 2/8 задания, после обеда - 3/8 задания, после чего ему осталось обточить 24 детали. Сколько деталей он должен был обточить? | 55 ДЭУ |
7) Известно, что отличники составляют 1/7 класса, а девочки -3/5 класса. Сколько учеников в классе? | 55 ДЭУ |
8) Старинная задача. Купивши комод за 360 р., я потом вынужден был его продать за 7/12 цены. Сколько рублей я потерял при этой продаже? | 60 ДЭУ |
9) Из «Арифметики» Л. Н. Толстого. Муж и жена брали деньги из одного сундука, и ничего не осталось. Муж взял 7/10 всех денег, а жена – 600 р. Сколько было всех денег? | 60 ДЭУ |
10) Вася сказал, что у них в классе 11 учеников и девочки составляют 2/3 всех учеников. Папа заметил, что такого не может быть. Почему? | 60 ДЭУ |
11) Распустилось 12 цветов, 2/3 из них уже завяли. Сколько цветов завяло? | 30 ДЭУ |
12) 140 р. составляют 2/3 имеющейся суммы денег. Какова эта сумма? | 30 ДЭУ |
13) Два тракториста вспахали 7/9 поля, причем второй тракторист вспахал 4/9 поля. Какую часть поля вспахал первый тракторист? | 30 ДЭУ |
14) В классе 12 учеников, 3/4 всех учащихся каталось на лыжах. Сколько учащихся каталось на лыжах? | 30 ДЭУ |
15) Определите длину отрезка, если 3/5 его длины равны 15 см. | 30 ДЭУ |
16) Сыну 10 лет, его возраст составляет 2/7 возраста отца. Сколько лет отцу? | 30 ДЭУ |
17) Туристы прошли 1/7 всего маршрута, потом еще 3/7 всего маршрута. Какую часть всего маршрута им осталось пройти? | 30 ДЭУ |
18) Девочка исписала 2/5числа всех страниц
тетради, потом еще 1/5 тетради. Какую часть
тетради: а) она исписала; б) ей осталось исписать? |
30 ДЭУ 35 ДЭУ |
19) Некто, имея 350 р., израсходовал 5/7 своих денег. Сколько денег у него осталось? | 40 ДЭУ |
10) Туристы за три дня проехали 360 км. В первый день они проехали 2/5 всего пути, а во второй - 3/8 всего пути. Сколько км проехали туристы в третий день? | 40 ДЭУ |