Тип урока: Изучение нового материала.
Цели: Образовательные:
Сформировать представление о понятии
«решение неравенства», способность
устанавливать, является данное число решением
неравенства или нет.
Развивающие:
- Вывести алгоритм конспектирования учебного текста.
- Развивать различные виды внимания, памяти, речи.
Воспитательные:
- Формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока.
Оборудование: плакаты, картинки: «заяц», «человек», сборник загадок, учебник математики Л.Г. Петерсон.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
На доске написано число, «классная работа».
- Давайте, ребята, вспомним, какие задания вы выполняли в прошлом году на уроках математики? Какие задания казались наиболее интересными? Трудными? (Ответы детей.)
- С помощью каких математических знаков вы могли решить задачи, примеры, составить выражения ? (Ответы детей.)
- Правильно, невозможно представить себе математику без чисел и знаков. А как вы думаете, какие задания вы будете выполнять в 4 классе? (Ответы детей. )
- Действительно, ребята, в этом году вы еще больше узнаете нового, необычного и интересного.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Угадайте, ребята, кто пришел к нам сегодня на урок и принес интересные задания?
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ( Зайка)
На доске карточки:
140 х 3 |
365 - ( 20 + 65 ) |
( 160 + 40 ) - 70 |
10< 9 |
19 + 9 = 28 |
960 : 3 |
( 30 + 243 ) + 17 |
У > 920 |
А – 15 = 17 |
- На какие группы можно разбить данные записи? (Например: буквенные и числовые; выражения, равенства и неравенства.)
Дети расставляют карточки по группам:
Равенства |
Неравенства |
Выражения |
В это время с классом обсуждаются вопросы:
- Какое высказывание называют равенством, неравенством? (Высказывание, в котором есть знак «=», знак > или < .)
- А выражения, которые являются высказываниями? (О них нельзя сказать, верные они или неверные.)
Затем учащиеся проверяют, как выставлены карточки на доске. Должны появиться следующие 3 столбца:
140 х 3 |
19 + 9 = 28 |
10 < 9 |
960 : 3 |
A -15 = 17 |
y>920 |
( 30 + 243 ) + 17 | ||
365 – ( 20 + 65 ) | ||
(160 + 40) - 70 |
1. Вычисление удобным способом значений выражений в 1 столбике.
Дети сигналят ответы: 420, 320, 290, 280, 130. (Приемы вычислений проговариваются, устанавливаются верные варианты.)
2. Запишите в тетрадь полученные числа в порядке возрастания. (130, 280, 290, 320, 420)
Один ученик читает ответы, остальные сравнивают их со своими записями, ошибки исправляются.
- Что интересного вы заметили? (Все числа круглые, в разряде сотен и десятков разные числа.)
3. С доски убираются выражения.
- Как одним словом назвать все записи, которые остались? (Высказывания.)
- На какие группы их можно разбить? (Уравнения и неравенства; высказывания с переменной и без переменной.)
Оставшиеся на доске записи разбиваются на группы: «высказывания» и «высказывания с переменной»
10 < 9 19 + 9 = 28 |
У > 920 а – 15 = 17 |
- Какое из высказываний неверное, а какое верное?
(10 < 9 – неверное, а 19 + 9 = 28– верное.)
Записи высказываний 1 столбика убираются с доски.
- Найдите решение уравнения. (а = 32)
- Как проверить, верно ли оно найдено? (Надо подставить число 32 в уравнение, 32 – 15 = 17 – верное равенство.)
- Как еще называют решение уравнения? (Корнем уравнения.)
III. Индивидуальное задание.
- Из составленного ряда чисел выберите и запишите на листках решение неравенства
у < 260.
Варианты детей фиксируются на доске, например: 160, 240, 260.
- Кто же прав? (Мы не знаем.)
- Какое задание выполняли? (Искали решение неравенства у < 260.)
- Почему не можем обосновать свои ответы? (Не знаем, как определить, является число решением или нет.)
- Поставьте перед собой цель. (Научиться определять, является число решением неравенства или нет.)
- Предложите название темы урока («Решение неравенства».)
Тема урока выставляется на доске. Решение неравенства.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Каким способом вы предлагаете обосновать, является число решением неравенства или нет? (Надо знать, что такое – «решение неравенства».)
- Предложите свои версии? (Варианты детей.)
- Сравните с текстом учебника.
- Итак, что такое «решение неравенства»?
- Как вы поняли, «решение неравенства» - это действие или число? (Это число.)
- Какие же числа из вашего ряда являются решением неравенства у < 260? (160,240)
- Почему число 260 не является решением? (Неверно, что 260< 260.)
- Итак, какой первый шаг при ответе на данный вопрос? Второй шаг?
Алгоритм поиска решений неравенства с переменной фиксируем в виде блок-схемы:
(Скобки вокруг У обозначают, что число должно подставляться вместо переменной, а буквы внизу - что нужно проверить, верно или неверно полученное числовое неравенство.)
Физкультминутка: « Все имеет смысл, пока мы здоровы».
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Продолжительность 6-8 раз. (Укрепляет мышцы век, способствует кровообращению и расслаблению мышц глаз).
- «Написать цифры». Стоя, плечевым суставом, (сначала правым, потом левым) написать поочередно цифры от единицы до 8. Руки опущены.
- Активный массаж мизинца (8-10 секунд) - способствует снятию психического напряжения, нервного переутомления
- Активный массаж большого пальца (8-10 секунд) – повышает функциональную активность головного мозга.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
1. № 1, стр 1.
На доске выставлены карточки, напротив которых во время беседы отмечаются соответствующие символы.
Вводная часть - 1
Главная мысль – W
Примеры - µ
Беседа: «Текст, который мы прочитали, как и любой учебный текст, состоит из нескольких частей: вводной, которая подготавливает понимание смысла; главной мысли – смысла нового; примеров, которые иллюстрируют главную мысль. Найдите в тексте эти части и догадайтесь, какими значками они обозначены? Так устроен любой учебный текст. Почему важно уметь его понимать?
- Для этого мы будем конспектировать текст, т.е. кратко излагать его смысл.
- Какая из главных частей должна войти в конспект? (Главная мысль.) Учитель выставляет на доску карточки.
Отметить части текста |
Выписать главные мысли | Прочитать текст |
- Расставьте шаги алгоритма конспектирования текста и обсудите в группах.
Прочитать текст | Отметить части текста | Выписать главные мысли |
- Какие шаги у нас уже сделаны? (Первые два) Что осталось? (Выписать главную мысль.)
- Подчеркните карандашом текст, который надо выписать в конспект. ( Значение переменной, удовлетворяющее неравенству, называют решением неравенства.)
2. №2 , стр 1.
- Прочитайте задание.
- Какие числа вы подчеркнули? (Все числа, которые больше 56. Это 91 и 318.)
- Как можно назвать эти числа? (Решения неравенства.)
- Почему не выбрали письмо 56? (Потому что неверно 56>56.)
3. № 3, стр 1.
Рассмотрите картинку и раскрасьте числа, которые являются решением данного неравенства. ( Дети «цепочкой» комментируют: «Число 75 не является решением, так как неверно, что 75 –75 >4».)
4. № 5, стр 2. - работа в парах.
Соревнование - чья пара быстрее и правильнее выберет нужные числа.
а) 8 х в – 7 > (30,72) б) к : 3 + 9 < 12 (6)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
№ 4, стр 1.
- Выберите одну любую строчку и подчеркните только то неравенство, решением которого будет число 6.
Затем через готовую запись на доске дети сверяют свой выбор, пользуясь алгоритмом.
(Если задание выполнено правильно, то рядом дети ставят знак «+», если была допущена ошибка, то они выявляют и называют ошибку.)
VII. Повторение.
1. №8, стр 2
На доске таблица. (Один ученик работает над закрытой частью доски.)
- Прочитайте задачу. Заполните таблицу.
- Рассмотрите запись в тетради. Что необычного? ( Записаны вопросы.)
- Для чего нужны вопросы? ( Чтобы определить порядок решения задачи.)
- Как ответить на первый вопрос? (Надо расстояние разделить на время.)
- Надо ли писать пояснение? (Нет, в вопросе все объяснено.)
- Узнайте самостоятельно скорость зайца. Чему она равна? (7км\ч.)
- Ответьте самостоятельно на все следующие вопросы.
После окончания работы дети сверяют свое решение с записью на доске.
2. № 10, стр 3. – работа в парах.
- Здесь первый пример легче, а второй сложнее. Выберите и решите один пример по желанию. Проверка с доски.
VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Назовите тему урока? (Решение неравенства.)
- Что означает термин «решение неравенства» - действие или число? (Число.)
- Как узнать, является число решением неравенства или нет? (Поставить его вместо буквы и определить, верное неравенство или нет.)
- Посигнальте мне, кому нужна еще помощь? Кто уже разобрался?
- А что еще нового узнали? ( Как составлять конспект, записывать задачи с вопросами.)
- Для чего надо уметь конспектировать текст?
- А записывать задачи с вопросами?
- Как вы думаете, что нужно потренировать дома?
- Д/з: закончить конспект текста и выучить опорный конспект; потренироваться в решении неравенств № 6, стр 2 и попробовать записать решение задачи с помощью вопросов № 9, стр 3. Дополнительно по желанию -№ 12* или № 13*, стр 3.