Урок математики по теме: "Решение неравенства", 4-й класс

Разделы: Математика

Класс: 4


Тип урока: Изучение нового материала.

Цели: Образовательные:

  1. Сформировать представление о понятии «решение неравенства», способность устанавливать, является данное число решением неравенства или нет.
  2. Повторить и закрепить приемы устных вычислений, решение задач и примеров на порядок действий.

Развивающие:

  1. Вывести алгоритм конспектирования учебного текста.
  2. Развивать различные виды внимания, памяти, речи.

Воспитательные:

  1. Формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока.

Оборудование: плакаты, картинки: «заяц», «человек», сборник загадок, учебник математики Л.Г. Петерсон.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

На доске написано число, «классная работа».

- Давайте, ребята, вспомним, какие задания вы выполняли в прошлом году на уроках математики? Какие задания казались наиболее интересными? Трудными? (Ответы детей.)

- С помощью каких математических знаков вы могли решить задачи, примеры, составить выражения ? (Ответы детей.)

- Правильно, невозможно представить себе математику без чисел и знаков. А как вы думаете, какие задания вы будете выполнять в 4 классе? (Ответы детей. )

- Действительно, ребята, в этом году вы еще больше узнаете нового, необычного и интересного.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Угадайте, ребята, кто пришел к нам сегодня на урок и принес интересные задания?

Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ( Зайка)

 

На доске карточки:

140 х 3

365 - ( 20 + 65 )

( 160 + 40 ) - 70

10< 9

19 + 9 = 28

960 : 3

( 30 + 243 ) + 17

У > 920

А – 15 = 17

- На какие группы можно разбить данные записи? (Например: буквенные и числовые; выражения, равенства и неравенства.)

Дети расставляют карточки по группам:

Равенства

Неравенства

Выражения

В это время с классом обсуждаются вопросы:

- Какое высказывание называют равенством, неравенством? (Высказывание, в котором есть знак «=», знак > или < .)

- А выражения, которые являются высказываниями? (О них нельзя сказать, верные они или неверные.)

Затем учащиеся проверяют, как выставлены карточки на доске. Должны появиться следующие 3 столбца:

140 х 3

19 + 9 = 28

10 < 9

960 : 3

A -15 = 17

y>920

( 30 + 243 ) + 17
365 – ( 20 + 65 )

(160 + 40) - 70

   

1. Вычисление удобным способом значений выражений в 1 столбике.

Дети сигналят ответы: 420, 320, 290, 280, 130. (Приемы вычислений проговариваются, устанавливаются верные варианты.)

2. Запишите в тетрадь полученные числа в порядке возрастания. (130, 280, 290, 320, 420)

Один ученик читает ответы, остальные сравнивают их со своими записями, ошибки исправляются.

- Что интересного вы заметили? (Все числа круглые, в разряде сотен и десятков разные числа.)

3. С доски убираются выражения.

- Как одним словом назвать все записи, которые остались? (Высказывания.)

- На какие группы их можно разбить? (Уравнения и неравенства; высказывания с переменной и без переменной.)

Оставшиеся на доске записи разбиваются на группы: «высказывания» и «высказывания с переменной»

10 < 9

19 + 9 = 28

У > 920

а – 15 = 17

- Какое из высказываний неверное, а какое верное?

(10 < 9 – неверное, а 19 + 9 = 28– верное.)

Записи высказываний 1 столбика убираются с доски.

- Найдите решение уравнения. (а = 32)

- Как проверить, верно ли оно найдено? (Надо подставить число 32 в уравнение, 32 – 15 = 17 – верное равенство.)

- Как еще называют решение уравнения? (Корнем уравнения.)

III. Индивидуальное задание.

- Из составленного ряда чисел выберите и запишите на листках решение неравенства

у < 260.

Варианты детей фиксируются на доске, например: 160, 240, 260.

- Кто же прав? (Мы не знаем.)

- Какое задание выполняли? (Искали решение неравенства у < 260.)

- Почему не можем обосновать свои ответы? (Не знаем, как определить, является число решением или нет.)

- Поставьте перед собой цель. (Научиться определять, является число решением неравенства или нет.)

- Предложите название темы урока («Решение неравенства».)

Тема урока выставляется на доске. Решение неравенства.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Каким способом вы предлагаете обосновать, является число решением неравенства или нет? (Надо знать, что такое – «решение неравенства».)

- Предложите свои версии? (Варианты детей.)

- Сравните с текстом учебника.

- Итак, что такое «решение неравенства»?

- Как вы поняли, «решение неравенства» - это действие или число? (Это число.)

- Какие же числа из вашего ряда являются решением неравенства у < 260? (160,240)

- Почему число 260 не является решением? (Неверно, что 260< 260.)

- Итак, какой первый шаг при ответе на данный вопрос? Второй шаг?

Алгоритм поиска решений неравенства с переменной фиксируем в виде блок-схемы:

(Скобки вокруг У обозначают, что число должно подставляться вместо переменной, а буквы внизу - что нужно проверить, верно или неверно полученное числовое неравенство.)

Физкультминутка: « Все имеет смысл, пока мы здоровы».

  1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Продолжительность 6-8 раз. (Укрепляет мышцы век, способствует кровообращению и расслаблению мышц глаз).
  2. «Написать цифры». Стоя, плечевым суставом, (сначала правым, потом левым) написать поочередно цифры от единицы до 8. Руки опущены.
  3. Активный массаж мизинца (8-10 секунд) - способствует снятию психического напряжения, нервного переутомления
  4. Активный массаж большого пальца (8-10 секунд) – повышает функциональную активность головного мозга.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

1. № 1, стр 1.

На доске выставлены карточки, напротив которых во время беседы отмечаются соответствующие символы.

Вводная часть - 1

Главная мысль – W

Примеры - µ

Беседа: «Текст, который мы прочитали, как и любой учебный текст, состоит из нескольких частей: вводной, которая подготавливает понимание смысла; главной мысли – смысла нового; примеров, которые иллюстрируют главную мысль. Найдите в тексте эти части и догадайтесь, какими значками они обозначены? Так устроен любой учебный текст. Почему важно уметь его понимать?

- Для этого мы будем конспектировать текст, т.е. кратко излагать его смысл.

- Какая из главных частей должна войти в конспект? (Главная мысль.) Учитель выставляет на доску карточки.

Отметить части текста

Выписать главные мысли Прочитать текст

- Расставьте шаги алгоритма конспектирования текста и обсудите в группах.

Прочитать текст Отметить части текста Выписать главные мысли

- Какие шаги у нас уже сделаны? (Первые два) Что осталось? (Выписать главную мысль.)

- Подчеркните карандашом текст, который надо выписать в конспект. ( Значение переменной, удовлетворяющее неравенству, называют решением неравенства.)

2. №2 , стр 1.

- Прочитайте задание.

- Какие числа вы подчеркнули? (Все числа, которые больше 56. Это 91 и 318.)

- Как можно назвать эти числа? (Решения неравенства.)

- Почему не выбрали письмо 56? (Потому что неверно 56>56.)

3. № 3, стр 1.

Рассмотрите картинку и раскрасьте числа, которые являются решением данного неравенства. ( Дети «цепочкой» комментируют: «Число 75 не является решением, так как неверно, что 75 –75 >4».)

4. № 5, стр 2. - работа в парах.

Соревнование - чья пара быстрее и правильнее выберет нужные числа.

а) 8 х в – 7 > (30,72) б) к : 3 + 9 < 12 (6)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

№ 4, стр 1.

- Выберите одну любую строчку и подчеркните только то неравенство, решением которого будет число 6.

Затем через готовую запись на доске дети сверяют свой выбор, пользуясь алгоритмом.

(Если задание выполнено правильно, то рядом дети ставят знак «+», если была допущена ошибка, то они выявляют и называют ошибку.)

VII. Повторение.

1. №8, стр 2

На доске таблица. (Один ученик работает над закрытой частью доски.)

- Прочитайте задачу. Заполните таблицу.

- Рассмотрите запись в тетради. Что необычного? ( Записаны вопросы.)

- Для чего нужны вопросы? ( Чтобы определить порядок решения задачи.)

- Как ответить на первый вопрос? (Надо расстояние разделить на время.)

- Надо ли писать пояснение? (Нет, в вопросе все объяснено.)

- Узнайте самостоятельно скорость зайца. Чему она равна? (7км\ч.)

- Ответьте самостоятельно на все следующие вопросы.

После окончания работы дети сверяют свое решение с записью на доске.

2. № 10, стр 3. – работа в парах.

- Здесь первый пример легче, а второй сложнее. Выберите и решите один пример по желанию. Проверка с доски.

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Назовите тему урока? (Решение неравенства.)

- Что означает термин «решение неравенства» - действие или число? (Число.)

- Как узнать, является число решением неравенства или нет? (Поставить его вместо буквы и определить, верное неравенство или нет.)

- Посигнальте мне, кому нужна еще помощь? Кто уже разобрался?

- А что еще нового узнали? ( Как составлять конспект, записывать задачи с вопросами.)

- Для чего надо уметь конспектировать текст?

- А записывать задачи с вопросами?

- Как вы думаете, что нужно потренировать дома?

- Д/з: закончить конспект текста и выучить опорный конспект; потренироваться в решении неравенств № 6, стр 2 и попробовать записать решение задачи с помощью вопросов № 9, стр 3. Дополнительно по желанию -№ 12* или № 13*, стр 3.