Цели урока:
- Систематизировать материал по теме, осуществить коррекцию знаний, частичное обобщение материала и некоторое его углубление;
- Развивать внимание, наблюдательность, воображение и фантазию;
- Воспитывать самоценность учащихся.
Тип урока: урок-зачет.
Оборудование: плакат с эпиграфом урока
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное применение этих сведений».
Л.Н. Толстой
План урока.
Первый этап - мотивационно-ориентировочный: разъяснение целей учебной деятельности учащихся на уроке.
Второй этап – подготовительный: актуализация опорных знаний в форме разминки.
Третий этап – основной: работа учащихся во время выполнения практической части зачета, контроль и оценка промежуточных результатов.
Четвертый этап - заключительный: подведение итогов урока.
Пятый этап – самостоятельный: постановка домашнего задания.
Ход урока.
Первый этап.
Мотивационная заставка – чтение эпиграфа, объявление темы урока и критерии оценок, которые ребята могут получить во время работы на уроке.
Ученики сидят по одному, раздаются листочки по количеству заданий, каждый листочек подписан: Ф.И.О. и класс. У каждого на парте карточка с практическим заданием, ученик сам выбирает, на каком уровне сложности он будет работать. После каждого вида работ ученик сдает листок с решением на проверку. Учитель проверяет и выставляет результат набранных баллов в таблицу.
Второй этап.
Разминка:
Назовите цифры от 1 до 20 и в то же время записывайте их в убывающем порядке.
Составьте 10 отношений из этих чисел, так чтобы их можно было использовать в составлении верных пропорций.
Ответьте на вопросы:
Продолжительность, деятельность чего-нибудь, измеряемая в часах, в минутах, в секундах;
Равенство двух отношений…
Отношение – это… (другими словами);
Действие, обратное умножению…
Как называются члены пропорции…
При вычислении отношений одноименных величин (длин, масс и площадей) в результате получается число разноименных величин – новая величина…
Сотая часть числа…
Отношение стоимости приобретенного покупателем товара к его количеству это…
Отношение пути ко времени это…
Составить минирассказ, используя слова, которые получили во время ответа на вопросы (время, отношения, пропорция, деление, крайние члены, средние члены, число, величина, процент, цена, скорость).
Релаксация «Дыхание счастья» - Г.П. Малахов.
Цель: воспитание самоценности.
При вдохе вы мысленно вдыхаете ароматы любимых цветов, радости, счастья, здоровья, улыбку, любовь, тепло, успех, свет, разум, свежесть, красоту, положительные эмоции, жизненные силы и др.
При выдохе вы мысленно выдыхаете мусор и нечистоты, грязь, боль, печаль, тревоги и обиды, неудачи и грусть, усталость, болезни, несчастья, ненависть, грусть и др.
Третий этап.
Практическая работа по теме: «Отношения и пропорция в 3-х уровнях»:
Первое задание:
Первый уровень: Запишите и вычислите отношения
Второй уровень: Запишите и вычислите отношения, выразите их десятичной дробью
Третий уровень: Запишите и вычислите отношения, выразите их десятичной дробью
Второе задание:
Первый уровень: Равны ли данные отношения
Второй уровень: Равны ли данные отношения, из каких отношений можно составить пропорции
Третий уровень: К каждой тройке чисел найдите четвертое число, чтобы из этих числе можно было составить пропорцию
Третье задание:
Первый уровень: Найдите неизвестный член пропорции
Второй уровень: Найдите неизвестный член пропорции
Третий уровень: Найдите неизвестный член пропорции
Четвертое задание:
Первый уровень: В классе 12 девочек и 18 мальчиков.
- Во сколько раз мальчиков больше, чем девочек?
- Чему равно отношение девочек к числу мальчиков?
- Сколько процентов класса составляют мальчики?
Второй уровень: В классе 15 девочек и 20 мальчиков.
- Чему равно отношение числа девочек к числу мальчиков? (ответ выразите в процентах)
- Во сколько раз мальчиков больше, чем девочек?
- На сколько больше число мальчиков, чем девочек?
Третий уровень: Отношение числа мальчиков в классе к числу девочек равно 4/5.
- Кого в классе больше, мальчиков или девочек?
- Сколько в классе мальчиков, если число девочек равно 20?
- Сколько в классе девочек, если число мальчиков 16?
- Сколько всего в классе человек, если в нём 10 девочек?
Пятое задание:
Первый уровень: Человек, получающий зарплату 800 рублей, истратил за месяц на книги 60 рублей, а получающий зарплату 600 рублей истратил 50 рублей. Кто из них истратил большую часть зарплаты на книги?
Второй уровень: Человек, получающий зарплату 800 рублей, истратил за месяц на питание 500 рублей, а получающий зарплату 600 рублей истратил 400 рублей. Кто из них истратил большую часть зарплаты на питание и на сколько процентов?
Третий уровень: Комиссионные магазины, продав вещь, берут с её владельца комиссионный сбор, который составляет определённый процент от стоимости вещи. В одном комиссионном магазине за вещь стоимостью 20 тыс. руб. взяли комиссионный сбор в 1400 руб., а в другом за вещь стоимостью 50 тыс. руб. сбор составил 3 тыс. руб. В каком из этих магазинов комиссионный сбор больше?
Шестое задание:
Первый уровень: Токарь должен был обработать за смену 60 деталей, но, применив новый резец, он сумел обработать 66 деталей. На сколько процентов он перевыполнил свой план?
Второй уровень: Тракторист должен был вспахать за день 4 га земли. Но к концу дня оказалось, что он вспахал 4,8 га земли. На сколько процентов он перевыполнил свой план?
Третий уровень: Начертите два квадрата со сторонами соответственно 2 см и 5 см. Во сколько раз сторона одного квадрата больше стороны другого? Покажите на чертеже ответ. Во сколько раз площадь одного квадрата больше, чем площадь другого? Попробуйте увидеть на чертеже.
Четвертый этап.
Подведение итогов урока, выставление оценок по количеству набранных баллов в таблицу результатов по теме «Отношения и пропорции».
Пятый этап.
Постановка домашнего задания:
- Подготовить буквенные диктанты, анаграммы, кроссворды различных видов на слова: время, отношения, пропорция, деление, крайние члены, средние члены, число, величина, процент, цена, скорость.
- Подобрать или составить задания для карточек, содержащих три вида задач: составление пропорции, нахождение неизвестного члена пропорции и задача по теме «Отношения и пропорция».