Тема урока: “Действия с обыкновенными дробями”
Цели:
Образовательные:
- Приобщение учащихся к разнообразным формам и методам изучения материала;
- Систематизация и обобщение знаний учащихся по данной теме (правила сложения, вычитания, умножения, деления; умение выполнять операции сложения, вычитания, умножения, деления дробей).
Воспитательные:
Воспитание любви к предмету;
Ход урока.
-
Историческая справка.
- Учащимся предлагается решить уравнения, записанные на доске. (проверка результата – устно)
- Устное задание:
- . Предлагаю учащимся вспомнить правила нахождения дроби от числа и числа по его дроби. Для этого выполнить следующие задания:
Результаты измерения (длины, площади) не всегда выражаются натуральными числами, поэтому в давние времена появилась необходимость введения дробных чисел. Первая дробь, которую использовали, была ?. Затем появились дроби с единицей в числителе, так называемые единичные дроби: 1/3, ?, 1/5, 1/6, … Например, 7/12 = 1/3+1/4; 3/22 = 1/11+1/22. Cтарейшим математическим документом является “Московский папирус”, который был написан в Древнем Египте около четырех тысяч лет назад и хранится в Московском музее изобразительных искусств. Из этого документа выяснилось, что для обозначения дробей раньше использовали особые знаки. Черта дроби стала использоваться значительно позже. Десятичные же дроби появились позже, менее двух тысяч лет тому назад.
Предлагаю учащимся устно выполнить следующее задание:Назвать дроби в порядке возрастания (кто быстрее?), повторить единичные дроби и правила сравнения дробей с равными числителями (табл. 1).
Таблица № 1
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Устное задание:
Заполнить пустые кружочки и клеточки. (рис. 1, 2)
Рисунок 1.
Рисунок 2.
а) х + 5 1/3 = 10 2/7 | (х = 4 20/21) |
б) 7 5/8 – у = 3 4/5 | (х = 3 33/40) |
Устное задание:
Заполнить пустые кружочки и клеточки. (рис. 3, 4)
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Учащимся предлагается письменное задание:
а) решить уравнение в тетрадях на нахождение
неизвестного множителя (проверка результата на
доске):
7/9 Х + 11/12 = 17/18 ( ответ Х = 1/28)
б) решить задачу с помощью уравнения:
В одной коробке в 1 1/3 раза больше яблок, чем в
другой. Найти, сколько яблок в каждой коробке,
если в двух коробках 49 кг.? (ответ 21 кг. и 28 кг.)
а) Как можно из числа в центре получить числа в кружках?( рис.5)
Рисунок 5.
б) Разделить число в центре на каждое число в кружке ( рис.6)
Рисунок 6.
10.1 Решить в тетрадях:
а) найти 6/7 от 3 2/3 (ответ 3 2/7)
б) найти число, если ? его равны 5 ?
10.2 Заменить ответы соответствующими буквами устно. (в результате должно получиться слово МОЛОДЕЦ)
(1 – 5/6) : (1 – 2/9) * (4 + 2/3) + 5 3/10– 1 3/10
М – 1/6; О – 7/9; Л – 4 2/3; О – 3/14; Д – 1; Е – 6 3/10; Ц – 5.
Найти:
1) А2 + Б3 (1 ?) | 3) Г4 + Б2 (6) | 5) А4 * Б1 (1/2) |
2) В2 – Д2 (1/36) | 4) Б4 : Г3 (3 1/3) | 6) Б3 – Г2 (13/20) |
Таблица № 2.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
А |
1 |
1 |
2 |
|
Б |
1 |
1 |
3 |
|
В |
1 |
1 |
3 |
|
Г |
1 |
1 |
4 |
|
Д |
1 |
1 |
5 |
ВАРИАНТ № 1.
3/8Х + 25 = 100 (2/15+1 7/12)*30/103–2 : 2 ?*9/32+12 1/3
|
ВАРИАНТ № 2.
1/4Х + 24 = 24 4/5 10 2/11+(7 ?*2 ?-12 1/4 : 7/9):6+3 1/8
|
ВАРИАНТ № 3.
7/15Х – 50 ? = 19 ? 5 1/3:6 2/5+(12:3 3/5-2/3)*2/3+8 1/5
|
ВАРИАНТ № 4.
40 – 3/8Х = 35 ? 21-2/5*(3 15/28:3 9/56-1:1 10/49):2
|
ВАРИАНТ № 5.
1/4Х + 24 = 24 4/5 (8 14/15+5 ?):1/15-30:5/28+2 ?*3 19/22
|
ВАРИАНТ № 6.
1 1/3Х – 2 1/3 = 4 2/3 12:6/7-(1/6*4/22+6 ?:9)+3 ?:4 2/3
|
ВАРИАНТ № 7.
11/15Х + 1 ? = 4 ? 10 ?+(11 1/18-2 43/45):24*25/54+1 ?:6
|
ВАРИАНТ № 8.
3/4Х - 5/6 = 1 1/2 24/25+((11/18-1/15):1 2/5+4/5)*8/25:1/50
|
ВАРИАНТ № 9.
Х : 7/8 = 3 3/7 1 4/5-4/5*(25/36+2/225:3/25+1/10:9/38)+1/8*24
|
ВАРИАНТ № 10.
3 1/3 Х = 25 2/3:2 8/19+1/8:1/4+(10-22:2 3/10)*23 |
ВАРИАНТ № 11.
Х : 3 1/3 = 4 11/20 (6-4*1/10):(7+1:3/7)+(5 ?-3 2/5)
|
ВАРИАНТ № 12.
Х + 4 3/8 = 12 1/2 42+(20-19 ?*2/3*(3/4-3/5)):1 1/20
|
ВАРИАНТ № 13.
У + 5 5/6 = 9 ? 36*5/9+(5 ?*8 1/11- 1 1/8*18 2/9)*2/5
|
ВАРИАНТ № 14.
2/3 + Х = 4 1/6 48 3/5:6 ?*5/12-2 5/6+1 75/94*(1 ?*1/3-13:26)
|
ВАРИАНТ № 15.
13 1/3 – У = 8 3/5 (4 2/5*5/8+12 3/7:4 5/6-8 ?:14):43/56
|
ВАРИАНТ № 16.
16 2/7 – Х = 5 3/5 (2 1/28*5-(2 11/12*1/2+7 11/12)):5/16+(28-31 ?*2/3)
|
ВАРИАНТ № 17.
Х – 8 3/5 = 4 1/4 3 1/8:((7 5/12-6 13/24)*4/7+(9 1/18-8 7/12):2 3/7)
|
ВАРИАНТ № 18.
4 4/7 + У = 5 2/3 2 ?*48-3 2/3:1/18+5 5/12:7/36
|
ВАРИАНТ № 19.
2/15 У + ? = 5/6 13 ?:1 1/3+16 ?*1 5/11+19 ?:4/25
|
ВАРИАНТ № 20.
7/8 У = 1 ? (3 ? - 2 2/3+5 5/6+4 3/5)*24
|
Итак, мы с вами сегодня повторили действия с обыкновенными дробями, применение этих действий при решении уравнений и задач, закрепили полученные знания на практической работе.
Повторить п. 2, 3 для подготовки к итоговой контрольной работе.