Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов в подготовке квалифицированных работников. Развитие экономики создало такую ситуацию, когда получить образование на всю жизнь становится нереальным, поэтому мы, педагоги, испытываем особую потребность в надёжных педагогических технологиях, способных сделать образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения.
Одной из таких технологий является технология блочно- модульного обучения.
Опыт работы в многопрофильном региональном колледже по данной технологии в системе начального и среднего профессионального образования показал ее преимущества:
- возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой блока);
- создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения учащихся, тесного контакта с преподавателем через индивидуальный подход;
- создание условий осознанного мотивационного изучения профессионально-значимых дисциплин;
- уменьшение стрессовых ситуаций в период сдачи зачётов или экзаменов.
Начальное профессиональное образование в России является неотъемлемой составной частью непрерывного образования. Именно в учебных заведениях профессионального образования формируется кадровый потенциал рабочих и специалистов, которые будут осуществлять социально-экономические реформы России XXI века.
В настоящее время социально-экономические условия таковы, что возникла необходимость преобразования в системе общеобразовательных дисциплин, профессиональное образование должно ориентироваться на подготовку рабочих и специалистов, обладающих высоким уровнем компетентности. Профессионализм и компетентность – те качества, от которых зависят трудовые успехи рабочих профессионалов, способных возродить экономику, и главное в этом процессе не объём получаемой информации, а умение творчески, самостоятельно находить, усваивать и пользоваться ею в практической деятельности.
Компетентность можно определить, как способность переносить знания и навыки в профессиональную деятельность. Формулировка компетентности также:
- дает информацию о том, что учащийся должен делать и определяет качество этой деятельности;
- включает как практические, так и теоретические знания, которые учащийся обязан продемонстрировать, чтобы обеспечить выполнение действий на практике в соответствии со знаниями и навыками в ряде проблемных ситуаций.
Так как акцент делается на то, что учащийся должен иметь широкий кругозор для улучшения результата, преподаватель стремится отходить от традиционных подходов.
В Минераловодском региональном многопрофильном колледже существует несколько отделений по специальностям. Я хочу поделиться опытом преподавания геометрии на отделении строителей в группах начального профессионального образования. Благодаря специфике колледжа учебный план составлен таким образом, что программа за 10 и 11 классы курса геометрии выполняется на 1 курсе обучения. При изучении стереометрии я весь материал разделила на 4 блока:
1 блок – параллельность прямых и плоскостей в пространстве;
2 блок – перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве;
3 блок – многогранники;
4 блок – тела вращения.
Блок – группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной программой или планом. В свою очередь каждый блок состоит из 8 модулей.
В данной статье расскажу и поделюсь технологией работы по первому блоку, все остальные строятся по такому же принципу (см. Технологическая карта, приложение № 1).
Такой вид работы состоит из пяти этапов:
I этап – урок – лекция. При подготовке урока преподаватель решает организационные вопросы (рациональное использование времени, применение ТСО, оформление особенностей письменной и устной речи и т.д.)
При даче домашнего задания обращается внимание на:
1) теоретический материал; 2) опережающие задания; 3) изготовление моделей, макетов в виде двойных открыток (см.приложение 6) по изученным признакам (теоремы §16);
II этап –использование теоретического материала при решении типовых учебных заданий. На этом этапе, опираясь на знания теоретического материала учащимся предлагается рассмотреть типовые решения задач. Далее предлагается самостоятельная работа с учебником, конспектом. После рассмотрения и разбора всего теоретического и практического материала учащиеся отвечают на вопросы, предложенные преподавателем (см. приложение 2).
III этап – урок–практикум (творческая лаборатория). На этом этапе теоретические знания, вновь приобретенные понятия закрепляются решением задач. На таких уроках обычно выделяются группы ребят, которые способны самостоятельно составлять логические опорные конспекты (ЛОК), задания “для друга”, т. е. работать творчески.
IV этап - предварительный контроль знаний. На этом этапе учащимся предлагается работа с компьютерами (для вырабатывания представления признаков в виртуальном изображении) или индивидуальные карточки – задания, тесты разного уровня, геометрический диктант по вопросам, связанным со строительной профессией и т. д.
V этап - контроль знания. На этом этапе учащимся предлагается контрольная и зачетная работы (см. приложение №7).
Как видим, данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно- модульного обучения базируется на единстве принципов, системе, проблемности и модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений.
Рис.1. Технология блочно-модульного обучения
В данном случае важны не знания ради знаний при большом объёме информации, а знания ради формирования навыка в решении любых проблемных ситуаций.
Основной целью блочно – модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит:
- повысить мотивацию изучения геометрии;
- повысить качество знаний;
- повысить уровень образовательного процесса в целом.
Данное обучение также делает акцент на “ключевые навыки”, которые необходимы на любом месте, при получении дальнейшего образования. Этими ключевыми навыками являются: навык общения, математическая грамотность, способность решения проблем, использование информационных технологий и способность работы в группе команде.
Блочно – модульная технология обучения “обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, представляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляции своих учебных достижениях (максимальная индивидуализация продвижения в обучении)”.
Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально. Поскольку необходима система телесного, сенсорного и психомоторного раскрепощения учащихся в учебном процессе для сохранения психического и физического здоровья, можно сделать вывод о том, что блочно – модульное обучение позволяет каждому учащемуся достигать запланированных результатов за счет:
- организации обучения индивидуально, парами и в малых группах;
- индивидуального темпа продвижения и саморегуляции своих учебных достижений;
- организации индивидуальной работы с отдельными учащимися, дозирование индивидуальной помощи;
- изменение формы общения учитель – ученик;
- организации оценки по конечному результату, контроль внутри модуля безоценочный, диагностический, что снимает напряжение, неуверенность, страх перед оценкой.
Уроки по блочно-модульной технологии вызывают у учащихся гораздо меньше напряжение, тревогу, беспокойство, страх, утомляемость. Степень понимания изучаемого материала гораздо выше, чем на традиционных уроках. Все это позволяет сохранять уравновешенное психическое состояние.
Живучесть “традиционного урока” заключается в том, что он, в отличие от активных форм работы с учащимися, не требует особых затрат энергии, творчества. Когда педагог осознаёт, что ему необходимо коренным образом изменить организацию обучения, то оказывается сделать это очень трудно. Для этого необходимо чёткие способы, механизмы обеспечения активности учащихся не на уровне операции, а на уровне обобщённых действий, создания таких алгоритмов, когда за учащимся и преподавателем остаётся право на творчество. Блочное обучение является дидактической основой множества разнообразных моделей обучения, различающихся применяемыми средствами обучения и приёмами педагогической техники.
Блочно-модульная технология обучения, как уже отмечено, обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, предоставляет ему самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляции своих учебных достижений. Модуль даёт понимание что делать; как это делать; зачем это делать; когда это нужно делать; кто должен это делать; где это нужно сделать; как сделать иначе, если это необходимо; кто должен сообщить о возможном возникновении затруднения; каковы последствия неправильного исполнения. При обучении по данной системе оценивается конечный результат, а внутри блока контроль диагностический безоценочный, идёт на уровне самоконтроля и взаимоконтроля. У каждого учащегося есть возможность сверить результаты своей деятельности с образцом – эталоном ответов. Пропадает неуверенность, боязнь получения неудовлетворительной оценки; учащиеся, общаясь в парах или малых группах, овладевают организационными коммуникативными способами. Меняется и деятельность педагога. Его основная задача – разработка блочно-модульной программы, раздаточного, обучающего и оценочного материала, а на занятиях он мотивирует, консультирует, координирует, т.е. осуществляет управление учением учащихся. Гибкое построение содержания обучения, интеграция различных его видов и форм, комфортный темп работы обучаемого, бесстрессовая готовность учащихся к оценочной деятельности – залог успеха высокого уровня конечных результатов.
Изучение каждого модуля является логическим продолжением предыдущего. Это позволяет наиболее полно узнать уровень подготовленности и учесть индивидуальные особенности обучаемых. Учащийся сам оперирует учебным содержанием, только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, при этом развивается интеллект, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации, исчезает неуверенность, повышается творческая активность. И, наконец, самое главное – повышается интерес к учебному процессу, что положительно сказывается на уровне знаний и навыков учащихся.
В традиционном обучении ответственность на себя берёт преподаватель, а при данном обучении ответственность берёт на себя учащийся, т.к. активность учащихся в процессе обучения должна быть выше активности педагога. Педагог-консультант, педагог-методист – вот основные составляющие организации учебного процесса.
При планировании урока необходимо учесть, что формула успеха на таких уроках это: 2% таланта + 98%труда. Учащийся будет добывать знания самостоятельно под руководством преподавателя, но при этом должна быть проведена самостоятельная работа дома, на уроке и во внеурочное время.
Преподавателю необходимо разработать задания и организовать учебную деятельность так, чтобы учащийся заинтересовался, увлёкся, выполнил задание и ответил на вопросы, проанализировал их.
Для достижения результата необходимо соблюдать некоторые условия:
- разделить учебный материал на небольшие части, легко усваиваемые учащимися с учетом самостоятельного изучения информации;
- после каждого этапа проверить степень усвоения материала (3-5 вопросов);
- соблюдать этапы организации учебного занятия: мотивация, организация самостоятельной деятельности учащихся, проверка сформированности навыков.
При выполнении работ – модулей (см. приложение 3) учащиеся оказываются в положении исследователя и открывателя. Это, безусловно, вызывает интерес к геометрии, так как исключает автоматизированные знания и умения, создавая почву для выработки более сложных и обобщенных навыков. Результаты деятельности учащихся по выполнению заданий, упражнений, творческих работ фиксируются в оценочном листе учебного пособия (см.приложение 4).
Итак, постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по выполнению упражнений, заданий способствуют закреплению интереса, повышает работоспособность учащихся, и сама работа выполняется осознанно, быстрее, продуктивнее. И чем больше исследовательских работ проделывают учащиеся, тем богаче багаж знаний они получат, а, следовательно, будут иметь более широкие возможности для выбора собственной деятельности и реализации себя (как в личностном, так и в профессиональном плане).
Для объективности оценки с точки зрения теории всякое измерение есть отображение множества измеряемых объектов в некоторое множество величин. Если в качестве множества величин выступает числовое множество, то говорят о количественной шкале. Таким образом, количественная шкала предназначена для представления оценки числом. Это, например, хорошо всем известная школьная система пятибальной оценки, которая является одной из значимых составляющих обучения, один из его существенных мотивов. Оценка в процессе обучения выполняет следующие функции:
- контрольную: учитель, оценивая деятельность учащегося, выступает как представитель государства и его требований к учащимся;
- стимулирующую и побуждающую к добросовестному, эффективному учебному труду.
Стимулировать учащегося может и низкая, в том числе неудовлетворительная оценка. Но она, как правило, чаще становится “дамокловым мечом”, который постоянно занесен над головой учащегося. Страх получить неудовлетворительную оценку, реакция на неё родителей нередко приводят к психологическим срывам, провоцируют плохое поведение, падение интереса к учебному процессу.
В педагогической практике мы часто встречаемся с ситуацией, когда учащийся проделал титанический труд, приложил не свойственные для себя усилия над выполнением задания, а результат может оказаться ниже, чем результат учащегося, обладающего превосходной памятью и способностью без особых усилий осваивать материал. Именно тут и возникает впечатление о несправедливости оценок учителя.
Существует целая структура оценочной шкалы.
Рис. 2. Структура оценочной шкалы.
“Рейтинговая система имеет давние традиции в культуре российской школы. При использовании этой системы четвертные оценки выставляются не традиционным методом, когда возникают устойчивые группы “троечников”, “хорошистов”, “отличников”, а путем составления общего списка класса, в котором вначале списка идут наилучшие, в конце – неудачники. При этом у ученика возникает вполне оправданное ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы передвинуться с 16-го места на 15-е, и успех вполне возможен. Усилия же, необходимые для того, чтобы из “троечника” стать “хорошистом”, могут не без основания показаться ему неоправданно значительными. Несмотря на то, что данная система имеет свои “плюсы” и “минусы”, она представляется вполне приемлемой для решения поставленной задачи” (Ушаков К.М.)
Одним из стимулов учёбы является применение адекватной системы контроля знаний учащихся, которые должны проводиться планомерно и систематично. Для активизации учебной деятельности я использую рейтинговую систему контроля и оценки учебных достижений.
На первом занятии стереометрии я рассказываю учащимся о данном предмете, объясняю его структуру, знакомлю с блочно-модульной технологией, видами учебной деятельности (см.приложение 2), с таблицей контроля учащихся (см.приложение 5) и с оценочным листом (см.приложение 4).
В таблице контроля учебной деятельности расписаны контрольные точки с балльной оценкой, указаны баллы, соответствующие традиционным школьным оценкам “5”, “4”, “3”, “2” (школьные оценки пока ещё более привычны). Результат контроля фиксируется самим учащимся в оценочном листе.
Если учащийся набрал сумму баллов, соответствующую положительной оценке (“3” – 35% - 11%, “4” – 77% - 35%, “5” – 100% - 78%), и она удовлетворяет его, то эта оценка ставится по данной теме (блоку) без сдачи зачёта, в противоположном случае если же учащийся желает улучшить знания и оценку, то сдаёт зачёт. Помимо перечисленных модулей (см.приложение 3) по учебному плану обязательна лабораторная и контрольная работы, при получении неудовлетворительной оценки учащимся разрешается выполнить работу над ошибками.
В результате применения элементов рейтинговой системы для контроля и оценки учебной деятельности повысились мотивация учёбы, активность и результативность работы учащихся. Данная система является системой накопительного типа, в которой индивидуальный коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов занятий и контроля.
Рейтинговая система имеет большое сходство с количественной шкалой, но, что очень важно, таковой не является.
Рейтинг- это действительное число, индивидуальный суммарный балл каждого учащегося, устанавливаемого на каждом этапе текущего и итогового контроля знания.
В основе рейтинговой системы заложен деятельностный подход к организации учебной работы учащихся, поэтому я разработала систему текущего контроля по различным видам учебной деятельности (решение задач, индивидуальные занятия, контрольные работы и т. д.), где определены максимальное и минимальное количество баллов рейтинга по каждому виду учебной деятельности.
Конечно, существует и недостаток рейтинговой системы – это очевидно: количество баллов за то или иное учебное задание, достижение назначается учителем экспертным способом и может сильно варьировать, отражая в своей произвольности вкусы и пристрастия данного учителя.
Но, тем не менее, работа по рейтинговой системе контроля знаний в группах с разным уровнем ключевых компетенций (ЗУН) позволяет сделать вывод, что такая система дает возможность активизировать работоспособность учащихся на уроках и в послеурочное время. Написание рефератов, выпуск математических газет, составление кроссвордов, тестов (обязательные по каждому изученному блоку) расширяют знания, углубляют кругозор. Учащиеся, консультирующие своих товарищей, играют роль учителя, что также поднимает их в знаниях на ступень выше. На защите различных видов работ большое внимание обращается на речь учащихся вообще и особенно математическую. Вся игровая форма – оптимальный выход, вызывающий у ребят положительные эмоции, а самое главное: нет болезненной стрессовой реакции.
Процесс обучения по данной системе позволяет охватить всех учащихся, развивать у них элементы творчества и самоанализа. Таким образом, использование рейтинговой технологии стимулирует равномерную работу учащихся в течение всего учебного процесса и создает условия для проявления их творческих способностей.
Опыт моей работы показал, что данные технологии в процессе обучения учащихся повышают компетентность учащихся, уровень образовательного процесса, развивают самостоятельную и творческую способность каждого учащегося. Блочно-модульная технология – как здоровьесберегающая технология стимулирует стремление учащихся к самообразованию. Таким образом, молодой специалист чувствует себя уверенно в новых социально-экономических условиях жизни.