Обучающая функция контроля при формировании компетенций. Самооценка. Прогноз

Разделы: Математика


Контроль и проверка знаний, умений и навыков учащихся выполняет три основные функции: контролирующую, обучающую и воспитывающую.

Контролирующая функция связана с выявлением состояния знаний, умений и навыков учащихся.

Обучающая функция состоит в повышении качества их знаний. Все надо организовать так, чтобы проверка знаний была полезна для всего класса. Это значит, что для основной массы учащихся полученные знания должны быть включены в новые связи и исследования, а слабым ученикам создаются условия для дополнительной проработки материала с целью его усвоения.

Воспитывающая функция проверки заключается в приучении учащихся к систематической работе, а также в развитии навыков самоконтроля и самооценки, без которых успешное продвижение ученика в познавательной сфере едва ли возможно. Только тот контроль можно считать достаточно результативным, который способствовал повышению качества знаний школьников и укреплению их веры в свои силы.

Необходима специальная ориентация учебного процесса, в частности, специальное внимание к проверке достижения уровня обязательных требований.

Методика организации такой проверки как средства ориентации на достижение учащимися предъявляемых им требований представляет собой систему, в которой можно выделить семь этапов промежуточного контроля.

Каждый вид контроля предполагает проверку уровня сформированности математического понятия и способствует продвижению ученика на более высокий уровень.

  1. Контрольное задание по теоретическому знанию.
  2. Контрольное задание по проверке отдельного умения.
  3. Пошаговый контроль (оценочный практикум).
  4. Домашняя контрольная работа.
  5. Самостоятельная разноуровневая работа (зачет).
  6. Самооценка.
  7. Тематическая контрольная работа.

Этап "Самооценка" с прогнозом на результат является, на мой взгляд, одним из самых интересных. Хочу поделиться своим опытом.

Механизм организации этого этап можно продемонстрировать на примере изучения темы «Прогрессия» 9 класс /Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др./ М. «Просвещение», 1999 г.

ШЕСТОЙ ЭТАП

Самооценка.

Урок обобщающего повторения.

В структуре такого урока выделяют четыре ступени:

1. Выделение типичных задач.

2. Самооценка.

3. Анализ уровня сформированности по каждому умению в целом по классу.

4. Прогноз на результат контрольной работы.

Урок проводится в форме беседы, свободного обмена мнениями.

 

Первая ступень.

Основная цель ступени – выделение типичных задач, предполагающих полный перечень умений, предусмотренных программой в изучаемой теме. Речь идет об обеспечении полноты проверки на уровне обязательной подготовки, хотя содержание проверочной работы предполагает наличие заданий для учащихся, владеющих материалом на более высоком уровне.

Разговор начинается с озвучивания темы контрольной работы.

Дети по просьбе учителя перечисляют основные понятия, умения, выделяют типичные задачи, которые в процессе обсуждения корректируются, обобщаются, конечная формулировка выносится на демонстрационную доску.

Запись на доске выглядит следующим образом:

 

Типичные задачи:

1. Найти n-ый член

а) арифметической прогрессии

б) геометрической прогрессии

2. Найти:

а) разность арифметической прогрессии

б) знаменатель геометрической прогрессии

3. Найти сумму n – первых членов:

а) арифметической прогрессии

б) геометрической прогрессии

4. Проверить, является ли число членом прогрессии.

 

Вторая ступень. Самооценка.

Цель: самоанализ уровня подготовки учащихся к тематическому контролю. Недостаточно того, чтобы задачи были выделены, присвоены учащимися. Необходимо сформировать устойчивый мотив на основательную подготовку и получение желаемого результата.

С этой целью детям предлагается каждому заданию присвоить один из трех символов: *; **; *** (поставить соответствующий знак рядом с формулировкой задачи).

Значение символов:

* - в повторении не нуждаюсь, знаю хорошо.

** - нужно напомнить на уроке способ деятельности (алгоритм), поговорить обзорно.

*** - трудно, хочу решить подобную задачу в классе.

 

Третья ступень. Анализ уровня сформированности умений.

Цель: выявить степень подготовленности класса к тематическому контролю, поставить задачу на самоподготовку.

Продолжается работа у доски по заполнению приготовленной таблицы (столбцы справа).

Данные в таблицу заносятся после простого пересчета рук, поднятых в качестве ответа на вопрос: «кто задачу найти n-ый член арифметической прогрессии отметил

- одной звездочкой?

- двумя звездочками?

- тремя звездочками?»

* ** ***
29 7 -
17 9 -
19 5 1
18 6 2
     
13 11 2
11 13 2
6 16 4

в нашей таблице это соответственно 29; 7; 0.

Аналогичная работа ведется по всем типичным задачам. На доске картина теперь выглядит следующим образом (в тетради таблицу переносить не обязательно):

Найти n-ый член

а) арифметической прогрессии

б) геометрической прогрессии

2. Найти:

а) разность арифметической прогрессии

б) знаменатель геометрической прогрессии

Найти сумму n – первых членов:

а) арифметической прогрессии

б) геометрической прогрессии

4. Проверить, является ли число членом прогрессии.

На первые три этапа уходит от 15 до 20 минут от урока, если такая работа проводится в системе и привычна детям.

Из таблицы видно, что уровень сформированности умения находить n –ый член прогрессии высокий. Дети делают вывод о том, что нужно повторить способ деятельности при нахождении знаменателя геометрической прогрессии. Алгоритм озвучивается учащимися. Просматриваются соответствующие задания в учебнике. Ставится задача на самоподготовку.

Задача отыскания суммы прогрессии и проверка принадлежности числа прогрессии вызывает наибольшие затруднения, поэтому задачи такого вида следует посмотреть в классе. Рекомендуются задания из учебника для домашней работы.

В результате проведенного анализа ученики вместе с учителем делают вывод о возможности выхода на контрольную работу.

Если числа во втором и третьем столбике вызывают тревогу, работу следует отложить и оказать консультационную помощь.

 

Четвертая ступень. Прогноз. (обработка табличных данных).

Цель: представить картину итогов контрольной работы без проведения коррекции.

По усмотрению учителя детей можно привлекать к этапу прогноза. Предпочтение следует отдать старшеклассникам, поскольку у них более развито умение сопоставлять, анализировать, сравнивать.

Обработка данных.

*

**

***

29

7

-

17

9

-

19

5

1

18

6

2

     

13

11

2

11

13

2

6

16

4

  1. В первой колонке наименьшее число 6, которое входит во все позиции:

29=6+23

17=6+1

19=6+13

18=6+12

13=6+7

11=6+5

Можно предположить, что шестеро учащихся владеют всеми умениями на высоком уровне. Возможно шесть отметок «отлично» по результатам контрольной работы.

  1. В третьей колонке число 2 представлено в четырех позициях, 2 ученика, скорее всего, с работой не справятся (во всех типичных задачах, кроме первых трех, испытывают затруднения). Возможны 2 отметки «неудовлетворительно».
  2. Определить количество троек – самая трудная задача. Систематические наблюдения и сравнительный анализ позволяют проследить закономерность появления этого числа. Подсчет можно провести так: берется наибольшая величина во втором столбце, в данном случае это 16. Из 16 отнимается суммарное количество отметок «2» и «5». 16-(6+2)=8, восемь отметок «удовлетворительно».
  3. Последний момент – подсчет «4». Берется общее количество учащихся (в данном случае – 26). Отнимем количество «5», «2», «3» 26-(6+2+8)=10 десять отметок «хорошо».

Итак, прогноз на результат контрольной работы по проверке достижения уровня обязательной подготовки в теме «Прогрессия»:

«5» - 6

«4» - 10

«3» - 8

«2» - 2

Разумеется, прогноз и конечный результат совпадать не могут. Расхождение обусловлено различными причинами:

а) умением учащихся объективно оценивать свои возможности

б) дополнительной работой учащихся над собой

в) оказанием консультационной помощи.

Но в целом картина очень близка к реальности, поэтому учитель, владея такой информацией, имеет возможность влиять на уровень обученности более эффективно, чем при традиционном подходе, а ученику предоставляется возможность увидеть себя со стороны, сделать выбор и влиять на процесс саморазвития.

Подтверждение действенности методики прогнозирования можно посмотреть в Приложении №1