Современная система образования характеризуется значительными преобразованиями, связанными с изменением государственной образовательной политики. Традиционное образование, предполагавшее получение общих и профессиональных знаний в период обучения, сменяется образованием, обеспечивающим приобретение знаний в течение всей социально активной жизни. В связи с этим важное значение приобретает проблема непрерывности образования, решение которой невозможно без осуществления преемственности. С позиции непрерывности и преемственности процесс образования предполагает овладение обучающимися к определенному этапу такими знаниями, которые являются необходимыми и достаточными для продолжения обучения на следующем этапе. Реализация этих направлений возможна именно в системе «школа-вуз», «лицей-вуз».
Особый интерес представляют лицеи, созданные при вузах, которые предоставляют возможность пополнить контингент вуза учащимися с более высоким уровнем мотивации выбора и адаптированных к обучению в вузе. Задача учебных заведений такого типа не только в том, чтобы дать общее образование, но и помочь учащимся реализовать свои способности, подготовить их к дальнейшему обучению в вузе.
На базе подготовительного отделения Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) около 10 лет назад был создан такой лицей. В нем получают общее среднее образование учащиеся 10-11 классов, а преподавателями являются, в основном, преподаватели университета.
Взаимодействие лицея и вуза для решения проблем непрерывности и преемственности в обучении математике осуществляется по следующим направлениям:
- создание профильных классов (информатико-математических, экономических, физико-технических), что отражает многопрофильность технического университета;
- использование в учебном процессе организационных форм, принятых в университете;
- разработка программ курсов изучаемых предметов на основе принципа преемственности обучения;
- внедрение информационных технологий в процесс обучения;
- подготовка учащихся к самообразованию.
Преподавание математики в лицее имеет свою специфику. Отличительной особенностью по сравнению с общеобразовательной школой является лекционно-семинарская система обучения и поэтапная система контроля знаний учащихся десятых-одиннадцатых классов. При проведении лекционных, практических, семинарских занятий работа по усвоению знаний и формированию умений учащихся организуется таким образом, чтобы подготовить их к восприятию и конспектированию лекций, работе с математической литературой, а также к самостоятельной познавательной деятельности.
На лекциях излагается основной теоретический материал, общие методы и алгоритмы решения задач. Прежде всего, определяются структура курса, цель и задачи изучения математики в 10-11-х классах.
Восприятие лекции для учащихся десятых классов представляет большую трудность на начальном этапе обучения, поэтому особое внимание уделяется обоснованию важности информации для жизни, профессии, развития, постановке активизирующих вопросов, приводящих к диалогу, дискуссии, размышлению учащихся вслух, выступлениям с докладами. В этом случае учащиеся оказываются в ситуации, когда требуется не простое прослушивание, а активная познавательная деятельность.
На семинарских занятиях продолжается работа по формированию системы теоретических знаний и проверке их усвоения. Цель таких семинаров – приобщение учащихся к изучению, осмыслению, изложению теоретического материала, развитие математической речи учащихся. Для этого используются методические пособия, разработанные преподавателями лицея и университета по изучаемым темам. Особенностью учебных и методических пособий является то, что они стали не просто источником получения информации по теме, но и руководством по формированию умений самостоятельной работы со специальной литературой. Это достигается следующими методическими приемами. Например, учащимся предлагается составить правило выполнения действия, вывести самостоятельно формулу, используя определенное свойство, теорему, привести пример применения теоретического положения, составить самостоятельно аналогичную задачу, проанализировать результат решения. Такая работа способствует формированию у учащихся системы обобщенных знаний и организационных умений, необходимых при обучении на следующей ступени образования, что говорит о реализации преемственности обучения при переходе из лицея в вуз.
На семинарских занятиях в информатико-математических группах используются обучающие, контрольно-обучающие, контролирующие компьютерные программы, педагогические сценарии которых разрабатывают преподаватели кафедры и лицея НГТУ, а программирование выполняют учащиеся лицея.
Компьютерные программы содержат теоретический материал и задания практического характера, они адаптированы к программе изучаемого курса математики в лицее. В настоящее время используется около 20 программ и электронное учебное пособие «Уравнения и неравенства». Это пособие разработано преподавателями кафедры инженерной математики НГТУ и преподавателями лицея для учащихся 10-11-х классов, оно содержит около 60% учебного материала курса алгебры общеобразовательной школы. Целью пособия является обобщение и систематизация методов решения уравнений и неравенств. Пособие может быть использовано для самостоятельного изучения темы или повторения, его можно рассматривать как компьютерную поддержку лекций, как тренажер, сборник задач и упражнений, самостоятельных и контрольных работ.
Проведение семинарских занятий различного вида способствует формированию системы обобщенных знаний учащихся, развитию логического мышления, применению теоретических знаний к решению практических задач, готовит учащихся к работе с автоматизированными учебными курсами в процессе изучения высшей математики в НГТУ.
Школьные методы обучения рассчитаны в основном на достижение поставленной цели за счет организации активной работы учащихся в классе и систематическом контроле учителя за их деятельностью, в то время как вузовские методы обучения ориентированы на большую самостоятельность и ответственность студентов. Система обучения в вузе требует от поступивших определенных навыков самостоятельной работы по овладению знаниями, умениями в процессе осмысления выделять существенное, правильно и творчески использовать имеющиеся знания для решения практических задач. Но, имея сложившийся в школе стереотип, студенты первого курса с определенными трудностями осваивают требования, предъявляемые к ним в вузе. Поэтому в процессе изучения математики в лицее мы особое внимание уделяем организации внеаудиторной самостоятельной работы. Для ее проведения разрабатываются индивидуальные тематические задания (типовые расчеты). По всему изучаемому курсу разработаны индивидуальные задания двух видов:
1) содержащие задания только практического характера;
2) включающие задания теоретического характера, предшествующие решению задач.
Использование типовых расчетов в учебном процессе способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формированию организационных умений. Так как типовые расчеты при обучении студентов НГТУ является обязательными, то индивидуальные задания при обучении лицеистов, естественно, становятся одним из важных средств преемственности обучения.
Таким образом, основополагающим принципом обучения математике в лицее – принцип преемственности, на основе которого разработаны программа курса, учитывающая требования технического вуза к математической подготовке выпускников, а также уровень подготовленности учащихся, поступающих в лицей; в соответствие с программой определены методы, формы и средства обучения, направленные на адаптацию учащихся к дальнейшему обучению в вузе и ориентированные на подготовку их к самообразовательной деятельности, что способствует непрерывности и преемственности на дальнейших этапах обучения.
Эффективность разработанной системы обучения подтверждается результатами ЕГЭ (качественная успеваемость составляет 95% из 170 учащихся), вступительных экзаменов в вузы и первой сессии.